Творческая мастерская ценностных ориентаций
статья

Никифорова Ирина Анатольевна

Творческие мастерские помогают формировать прочные знания, развивают творческие способности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tm.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова И. А.

Творческая мастерская ценностных ориентаций

СПб ГБПОУ  “Медицинский колледж №1”, Санкт-Петербург

Трудностью учителя литературы сегодня является нежелание обучающихся читать. С приходом в колледж они сталкиваются с проблемой анализа программных произведений 19 и 20 века. А для анализа необходимо знать текст.

Преобладание филологии над чтением, изучения над наслаждением от знакомства с героями и их поступками-вот первая причина, исток проблемы. Не отбивать, а усиливать; не надоедать, но и не играть; осмысливать, а не просто пересказывать-задача на уроке хорошего, умного преподавателя литературы.

Поэтому и обращаемся к исследовательским и проблемным методам обучения с помощью творческой мастерской.

Впервые уроки – мастерские появились во Франции около 90 лет назад. А в России с 1990 года.

Есть несколько жанров творческих мастерских (ТМ): ТМ построения  знаний; ТМ творческого письма, ТМ ценностных  ориентаций; ТМ смешанного (интегрированного) типа.

ТМ помогают формировать школу ценностей и вырабатывать мировоззренческие установки. ТМ направлены на приобретение прочных знаний предмета, развитие творческих способностей учащихся.

ТМ имеет свои законы, принципы её проведения:

  1. Весь урок подчинён единому замыслу и строится по плану-сетке.
  2. Все этапы логически связаны.
  3. Дидактический материал соответствует изучаемому произведению, интересен для обучающегося, соотносится с темой ТМ.
  4. Методические  приемы должны быть одинаковы и знакомы студентам (новое может сбить с толку).

Цель ТМ – совершенствовать умение студентов анализировать текст, продолжить работу по развитию устной и письменной речи. А главное – привлечь внимание к проблеме и воспитывать активный интерес к знаниям, к чтению литературных произведений.

Мастерская ценностных ориентаций(!).

Больше предпочитаю именно этот тип ТМ, т. к. стараюсь часто на своих уроках говорить о нравственных ценностях.

Чужой опыт  ⟶    свой опыт ⟶ дальнейшее творчество ⟶ исследование

Знание проводится как итоговое после изучения темы по творчеству писателя или поэта перед сочинением.

В качестве темы можно взять общечеловеческие нравственные понятия: красота, человек, дружба, любовь, семья…

Эпиграф к уроку подбирается в соответствии с темой.

Тексты читаются вслух, дети пишут. Несколько человек (по желанию) читают  свои записи. Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике – какие захотите. Составьте с подчёркнутыми словами одно или два предложения, добавляя необходимые слова. Прочитайте вслух свои записи. (Разумеется, сколько учеников, столько и предложений получится. Все глубокие по содержанию). Напишите крупно слово (красота, любовь, дружба…), а рядом с ним, можно вокруг (рисуем солнышко), напишите слова-ассоциации, которые приходят в голову, когда вы слышите это слово. (4 мин.). (Ассоциации самые разнообразные; разумеется, находятся в записях учащихся и одинаковые слова). Напишите размышление на тему… (Любовь-счастье или разочарование?). (10-15мин.). Рефлексия: что открыли для себя? Выразите свое мнение о мастерской.

Материалы урока могут быть использованы как продолжение темы на классном часе.

ТМ различны  по способам взаимодействия участников, предлагают разный характер знаний; ориентированы на разную степень готовности учащихся.

«Туда, где труднее, идти с мастерской». Любое обсуждение оказывается только началом личного поиска каждого участника.

Опыт включения мастерских в курсе изучения литературы показывает, что они хорошо взаимно дополняют друг друга с традиционными занятиями  разных типов. Мастерская может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщать ее, может готовить к сочинению и создавать проблемную ситуацию, находящую выход в научном исследовании. И даже самые трудные темы в мастерской оживают и становятся личностно-значимыми.

Однако, все равно могут возникнуть вопросы и сомнения. Не слишком ли однообразны мастерские письма? С одной стороны, хорошо, когда участники знают примерный алгоритм деятельности, не боятся , не отвлекаются. С другой стороны, теряется эффект некоторой неожиданности, которая может стать фактором включения творчества. Адаптировать мастерскую можно именно к своей группе.

Мастерские открывают  прекрасную возможность для интеграции уроков литературы: привлечение живописи, музыки (тем более, имея такие современные технические  средства).

ТМ успешно проводятся мной  и группах; студенты могут размышлять на нравственные темы серьезно.

В настоящее время мною созданы уже ММП по каждому типу творческих мастерских. В дальнейшем планирую создать ММП по каждому уроку.

Так как в некоторых группах я иногда разрешаю учащимся проводить уроки (они это любят), то возникла у нас со студентами такая идея, а не попробовать ли самим студентам создать задания для ТМ. Начали с выбора тем, проблемных вопросов, подбора фрагментов текстов для урока. Появились первые пробные ТМ (мы их называем микромастерские). И это только начало. Разве может быть предел у творчества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»

Мастерская ценностной ориентации и  творческого письма «Семья» в 6 классе...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...