Творческая мастерская ценностных ориентаций
статья
Творческие мастерские помогают формировать прочные знания, развивают творческие способности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tm.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова И. А.
Творческая мастерская ценностных ориентаций
СПб ГБПОУ “Медицинский колледж №1”, Санкт-Петербург
Трудностью учителя литературы сегодня является нежелание обучающихся читать. С приходом в колледж они сталкиваются с проблемой анализа программных произведений 19 и 20 века. А для анализа необходимо знать текст.
Преобладание филологии над чтением, изучения над наслаждением от знакомства с героями и их поступками-вот первая причина, исток проблемы. Не отбивать, а усиливать; не надоедать, но и не играть; осмысливать, а не просто пересказывать-задача на уроке хорошего, умного преподавателя литературы.
Поэтому и обращаемся к исследовательским и проблемным методам обучения с помощью творческой мастерской.
Впервые уроки – мастерские появились во Франции около 90 лет назад. А в России с 1990 года.
Есть несколько жанров творческих мастерских (ТМ): ТМ построения знаний; ТМ творческого письма, ТМ ценностных ориентаций; ТМ смешанного (интегрированного) типа.
ТМ помогают формировать школу ценностей и вырабатывать мировоззренческие установки. ТМ направлены на приобретение прочных знаний предмета, развитие творческих способностей учащихся.
ТМ имеет свои законы, принципы её проведения:
- Весь урок подчинён единому замыслу и строится по плану-сетке.
- Все этапы логически связаны.
- Дидактический материал соответствует изучаемому произведению, интересен для обучающегося, соотносится с темой ТМ.
- Методические приемы должны быть одинаковы и знакомы студентам (новое может сбить с толку).
Цель ТМ – совершенствовать умение студентов анализировать текст, продолжить работу по развитию устной и письменной речи. А главное – привлечь внимание к проблеме и воспитывать активный интерес к знаниям, к чтению литературных произведений.
Мастерская ценностных ориентаций(!).
Больше предпочитаю именно этот тип ТМ, т. к. стараюсь часто на своих уроках говорить о нравственных ценностях.
Чужой опыт ⟶ свой опыт ⟶ дальнейшее творчество ⟶ исследование
Знание проводится как итоговое после изучения темы по творчеству писателя или поэта перед сочинением.
В качестве темы можно взять общечеловеческие нравственные понятия: красота, человек, дружба, любовь, семья…
Эпиграф к уроку подбирается в соответствии с темой.
Тексты читаются вслух, дети пишут. Несколько человек (по желанию) читают свои записи. Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике – какие захотите. Составьте с подчёркнутыми словами одно или два предложения, добавляя необходимые слова. Прочитайте вслух свои записи. (Разумеется, сколько учеников, столько и предложений получится. Все глубокие по содержанию). Напишите крупно слово (красота, любовь, дружба…), а рядом с ним, можно вокруг (рисуем солнышко), напишите слова-ассоциации, которые приходят в голову, когда вы слышите это слово. (4 мин.). (Ассоциации самые разнообразные; разумеется, находятся в записях учащихся и одинаковые слова). Напишите размышление на тему… (Любовь-счастье или разочарование?). (10-15мин.). Рефлексия: что открыли для себя? Выразите свое мнение о мастерской.
Материалы урока могут быть использованы как продолжение темы на классном часе.
ТМ различны по способам взаимодействия участников, предлагают разный характер знаний; ориентированы на разную степень готовности учащихся.
«Туда, где труднее, идти с мастерской». Любое обсуждение оказывается только началом личного поиска каждого участника.
Опыт включения мастерских в курсе изучения литературы показывает, что они хорошо взаимно дополняют друг друга с традиционными занятиями разных типов. Мастерская может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщать ее, может готовить к сочинению и создавать проблемную ситуацию, находящую выход в научном исследовании. И даже самые трудные темы в мастерской оживают и становятся личностно-значимыми.
Однако, все равно могут возникнуть вопросы и сомнения. Не слишком ли однообразны мастерские письма? С одной стороны, хорошо, когда участники знают примерный алгоритм деятельности, не боятся , не отвлекаются. С другой стороны, теряется эффект некоторой неожиданности, которая может стать фактором включения творчества. Адаптировать мастерскую можно именно к своей группе.
Мастерские открывают прекрасную возможность для интеграции уроков литературы: привлечение живописи, музыки (тем более, имея такие современные технические средства).
ТМ успешно проводятся мной и группах; студенты могут размышлять на нравственные темы серьезно.
В настоящее время мною созданы уже ММП по каждому типу творческих мастерских. В дальнейшем планирую создать ММП по каждому уроку.
Так как в некоторых группах я иногда разрешаю учащимся проводить уроки (они это любят), то возникла у нас со студентами такая идея, а не попробовать ли самим студентам создать задания для ТМ. Начали с выбора тем, проблемных вопросов, подбора фрагментов текстов для урока. Появились первые пробные ТМ (мы их называем микромастерские). И это только начало. Разве может быть предел у творчества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Презентация к мастерской ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...