Здоровьесберегающий подход в практике студии раннего развития "Развивалочка"
статья
В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и и проблемного обучения, игровые, компьютерные технологии. Наряду с перечисленными - всё чаще звучит термин "здоровьесберегающие технологии" - это условия обучения ребёнка (отсутствия стреса, адекватность требваний, методик обучения и воспитания. В студии "Развивалочка" педагог работает по методике Зайцева Н.А., обучение опирается на все формы восприятия ребёнка,мышление, практическую и самостоятельную деятельность. Методика Зайцева Н.А. способствует сохранению , как физического, так и психического здоровья детей. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и интелектуально, и духовно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchiy_podhod_v_praktike.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающий подход в практике
в студии раннего развития «Развивалочка»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как
начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В системе дошкольного образования педагогами широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные технологии. Наряду с перечисленными - всё чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии». Смирнов Н.К. рассматривает их как системноорганизованную совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Похожее утверждение можно встретить у Ковалько В.И. Он определяет здоровьесберегающие технологии, как совокупность приёмов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья детей. Каменская В.Г. и Котова С.А. рассматривают здоровьесберегающие технологии не просто как совокупность лечебно - профилактических мер, а как форму развития психофизиологических и социально -психологических возможностей каждого ребёнка. По мнению Сонькина В.Д., здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребёнка (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально - организованный двигательный режим. Несмотря на многочисленные авторские подходы к определению здоровьесберегающих технологий, отмечается единство учёных в том, что данные технологии представляют оптимальную систему действий образовательного учреждения, направленную на сохранение, поддержание и укрепление здоровья участников педагогического процесса. Здоровьесберегающие технологии классифицируются с учётом задач охраны здоровья.
1. Медико - гигиенические технологии .
2. Физкультурно - оздоровительные технологии.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
6. Социально - адаптирующие и личностно - развивающие технологии.
7. Лечебно - оздоровительные технологии.
При изучении новых технологий обучения и воспитания детей, особый интерес у меня вызвала методика Зайцева Н.А.. В 2009 году прошла подготовку на курсах Н.А. Зайцева в Санкт – Петербурге. Основная идея методик Зайцева Н.А. заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка, мышление, активную, практическую и самостоятельную деятельность, развивать слух и зрительную память, а главное — помочь ребенку играя, весело, без утомительного сидения за партой, научиться читать и считать. Всем известны кубики, таблицы со складами, которые дети пропевают веселыми песенками. И если ребят занимает процесс самого познания, то работающего с этой программой педагога, интересует проблемный, теоретический аспект развития ребенка с помощью методик Зайцева Н.А.. Пособия универсальны для любой аудитории, предназначены для создания развивающего пространства и стимулирующей учебной среды, в которой происходит интеллектуальное развитие ребенка.
Как известно чтение является фундаментом образования. Поэтому
цель: освоить навыки чтения и письма по методикам Зайцева Н.А.
Задачи:
- организовать для детей развивающее пространство и создать благоприятные условия для физического здоровья детей;
- учить детей чтению и письму на основе складового принципа;
- поддерживать естественную мотивацию учебной деятельности посредством игры;
- научить элементам исследовательской деятельности;
- помочь детям стать более самостоятельными, любознательными, оптимистичными, заботливыми, музыкальными.
По данной методике работаю десять лет, и каждый раз начинаю с того, что знакомлю с ней родителей. На первом групповом занятии стараюсь просто и доступно объяснить суть методики, рассказать о её преимуществах.
Запоминание происходит непроизвольно, ненавязчиво в результате полного раскрепощения позы, поведения, в игре. А игра является одним из мощнейших средств развития ребенка. Быстрые переводы глаз с объекта на объект, непрерывная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение работы в сидячем положении содействуют профилактике сколиоза и близорукости.
Обращаю внимание родителей и на то, что склады даются в строгой последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения. Объясняю, что учиться с кубиками весело, интересно, полезно и, что самое главное, дети не будут уставать.
Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что кубики Зайцева Н.А.— это актуальное методическое пособие, помогающее мне решать много проблем и дающее большой простор творчеству педагогу в дополнительном образовании.
Методика Зайцева Н.А. способствует сохранению, как физического, так и психического здоровья детей. Педагоги обеспокоены поиском здоровьесберегающих технологий обучения, однако, реализация предлагаемых технологий происходит порой через систему мероприятий, дополнительных к процессу обучения, что в еще большей степени усугубляет перегрузки.Нет необходимости сидеть за партой, можно ходить и даже бегать; многие приемы данной методики органично включают в себя двигательную активность. Доброжелательность взрослого, высокий уровень педагогического такта, обеспечение ситуации успеха на занятии делают процесс обучения психологически комфортным для каждого ребенка.
Таким образом, в результате применения этой методики:
- дети быстро адаптируются к коллективным и индивидуальным формам работы;
- развиваются коммуникативные способности детей в общении учитель-ученик, ученик-ученик;
- развивается внимание, память, логическое мышление;
- прививаются элементарные нормы культуры поведения, навыки грамотности, творчества;
- достигается определенный логопедический эффект, формируется чистая речь, пополняется словарный запас;
- развивается музыкальный слух, чувство ритма, координация движение-слух-голос.
Наиболее высокая результативность работы по данной методике достигается тогда, когда преподаватель творчески подходит к организации и процессу проведения занятий, не застывает в однажды найденных формах.
Пение попевок, песенок на занятиях имеет не только эстетический, но физиологический оздоровительный эффект. Положительное эмоциональное возбуждение при пении и прослушивании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, увеличивает работоспособность человека.
В работе с детьми автором разработана технология обучения дошкольников математике через пение. На занятиях я использую пособие «Музыкальная математика». Главное, что ребятам интересно. Обучение проходит в игре, без напряжения, что способствует сохранению физического и психического здоровья. Механизм обучения прост: частые и разнообразные операции с грамотно написанными словами и их элементами, фразами, текстами без готовых объяснений правил. Другими словами, выстраивается алгоритм процесса: разнообразные многочисленные игры — навык — осмысление — вывод (правило) — новые игры на основе этого вывода и т.д. Сравните: тема — правило — упражнения (задачи) на закрепление — контроль — оценка — новая тема.
А вот результаты, скажем, побочные, но всегда сопровождающие процесс:
- Снятие миопических синдромов, угрозы близорукости и дальнозоркости; отсутствие перенапряжения спинных мышц вследствие подвижного ведения занятия.
- Поддержка естественной мотивации учебной деятельности. Специально мотивировать учебную деятельность у детей при такой организации взрослым в голову не приходит.
Вся игротека направлена на формирование взаимоотношений в группе в процессе общего дела. Педагогу остается только отследить, направить и помочь раскрытию.
Но к таким результатам можно прийти при одном очень важном условии — использовании игры как единственного метода организации процесса. Предлагаю рассматривать игру как создание (или поддержание созданной детьми) ситуации творческого поиска решения сиюминутной задачи, где обязательно присутствуют поиск и выбор каждого, и которая может стать сверхзадачей для конкретного ребенка, но позволяет выбрать себе подзадачу по силам и интересам, и вполне преодолима и увлекательна для группы детей. В процессе ее и разрешаются проблемы общения, творчества, и, соответственно, воспитания, обучения и здоровья.Эффективность использования здоровьесберегающих технологий может быть оценена (в зависимости от субъекта их приложения) на уровнях – здоровья конкретной личности, индивидуальности; – детской группы, их внешних и внутренних социальных связей; – образовательного учреждения в целом как социального образования. Выбирая и используя образовательную, воспитательную или социальную технологию, необходимо оценивать её с точки зрения здоровьесбережения. СмирновН.К. пишет: «Прилагательное "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, на сколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса».
Сознательное и ответственное отношение человека к здоровью к к общественной ценностидолжно быть нормой жизни и поведения каждого человека.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить , беречь и укреплять своё здоровье , если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, Интеллектуально, духовно.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в воспитании дошкольников.
Литература
1. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 114–117.
2. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ/ В.А. Деркунская // Управление ДОУ. – 2005. – № 3. – С. 119–122.
3. Каменская, В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. пос. / В.Г. Каменская, С.А. Котова ; под ред. Н.А. Ноткиной. – СПб. : Книжный дом, 2008.
4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы / В.И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2004.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2005.
6. Карабаева С.И. Основные подходы к использованию здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании. Начальная школа
7. Базарный В.Ф. Школьный стрес и демографическая катастрофа в России. Москва 2004 г.
8. Афанасова Е. Г. Игротека письма и чтения Н.А. Зайцева методическое пособие для педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"
Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
Сценарий празднично-игрового мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества в студии раннего развития «Растишка» (5-6 лет)
Данное мероприятие для детей 5-6 лет...
Выпускной вечер в студии раннего развития «Растишка»
Мероприятие проводится лоя летей 6-7 лет...
Конспект занятия математического воображения в студии раннего развития детей «Малышок» Тема «Математика в цирке»
Занятие способствует развитию кругозора детей, знаний о природе и животных, закрепляются знания состава числа в пределах 10 при помощи воображаемого путешествия в мир цир...
Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"
Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. ...
Выпускной в студии раннего развития
сценарий праздника...