Здоровьесберегающий подход в практике студии раннего развития "Развивалочка"
статья

Рыхлова Лариса Владимировна

В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и и проблемного обучения, игровые, компьютерные технологии. Наряду с перечисленными - всё чаще звучит  термин "здоровьесберегающие технологии" - это условия обучения ребёнка (отсутствия стреса, адекватность требваний, методик обучения и воспитания. В студии "Развивалочка" педагог работает по  методике Зайцева Н.А., обучение опирается на все формы восприятия ребёнка,мышление, практическую и самостоятельную деятельность. Методика Зайцева Н.А. способствует сохранению , как физического, так и психического здоровья детей. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и интелектуально, и духовно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchiy_podhod_v_praktike.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                   Здоровьесберегающий подход в практике
                  в студии раннего развития «Развивалочка»
         Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как
начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.  В системе дошкольного образования педагогами широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные технологии. Наряду с перечисленными  -  всё чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии».  Смирнов Н.К. рассматривает их как системноорганизованную совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Похожее утверждение можно встретить у  Ковалько В.И. Он определяет  здоровьесберегающие технологии, как совокупность приёмов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья  детей. Каменская В.Г. и Котова С.А. рассматривают здоровьесберегающие технологии не просто как совокупность лечебно - профилактических мер, а как форму развития психофизиологических и социально -психологических возможностей каждого ребёнка. По мнению  Сонькина В.Д., здоровьесберегающие технологии – это  условия обучения ребёнка (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;  необходимый, достаточный и рационально - организованный двигательный режим. Несмотря на многочисленные авторские подходы к определению здоровьесберегающих технологий, отмечается единство учёных в том, что данные технологии представляют оптимальную систему действий образовательного учреждения, направленную на сохранение, поддержание и укрепление здоровья участников педагогического процесса. Здоровьесберегающие технологии классифицируются с учётом задач охраны здоровья.
1. Медико - гигиенические технологии .
2. Физкультурно - оздоровительные технологии.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
6. Социально - адаптирующие и личностно - развивающие технологии.
7. Лечебно - оздоровительные технологии.

  При изучении новых технологий обучения и воспитания детей, особый интерес у меня вызвала методика  Зайцева Н.А.. В 2009 году прошла подготовку на курсах Н.А. Зайцева в Санкт – Петербурге. Основная идея методик  Зайцева Н.А. заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка, мышление, активную,  практическую и самостоятельную деятельность, развивать слух и зрительную память, а главное — помочь  ребенку играя, весело, без утомительного сидения за партой, научиться читать и считать. Всем известны кубики, таблицы со складами, которые дети пропевают веселыми песенками. И если ребят занимает процесс самого познания, то  работающего  с этой программой педагога, интересует проблемный, теоретический аспект развития ребенка с помощью методик  Зайцева Н.А.. Пособия универсальны для любой аудитории, предназначены для создания развивающего пространства и стимулирующей учебной среды, в которой происходит интеллектуальное развитие ребенка.

   Как известно чтение является фундаментом образования. Поэтому
цель: освоить навыки чтения и письма по методикам  Зайцева Н.А.

Задачи:

  • организовать для детей развивающее пространство и создать благоприятные условия для физического здоровья детей;
  • учить детей чтению и письму на основе складового принципа;
  • поддерживать естественную мотивацию учебной деятельности посредством игры;
  • научить элементам исследовательской деятельности;
  • помочь детям стать более самостоятельными, любознательными, оптимистичными, заботливыми, музыкальными.


По данной методике работаю десять лет, и каждый раз начинаю с того, что знакомлю с ней родителей. На первом групповом занятии стараюсь просто и доступно объяснить суть методики, рассказать о её преимуществах.
Запоминание происходит непроизвольно, ненавязчиво в результате полного раскрепощения позы, поведения, в игре. А игра является одним из мощнейших средств развития ребенка. Быстрые переводы глаз с объекта на объект, непрерывная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение работы в сидячем положении содействуют профилактике сколиоза и близорукости.

      Обращаю внимание родителей и на то, что склады даются в строгой последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения. Объясняю, что учиться с кубиками весело, интересно, полезно и, что самое главное, дети не будут уставать.

    Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что  кубики Зайцева Н.А.— это актуальное методическое пособие, помогающее мне решать много проблем и дающее большой простор творчеству педагогу в дополнительном образовании.

Методика  Зайцева Н.А. способствует сохранению, как физического, так и психического здоровья детей. Педагоги обеспокоены поиском здоровьесберегающих технологий обучения, однако, реализация предлагаемых технологий происходит порой через систему мероприятий, дополнительных к процессу обучения, что в еще большей степени усугубляет перегрузки.Нет необходимости сидеть за партой, можно ходить и даже бегать; многие приемы данной методики органично включают в себя двигательную активность. Доброжелательность взрослого, высокий уровень педагогического такта, обеспечение ситуации успеха на занятии делают процесс обучения психологически комфортным для каждого ребенка.

Таким образом, в результате применения этой методики:

  • дети быстро адаптируются к коллективным и индивидуальным формам работы;
  • развиваются коммуникативные способности детей в общении учитель-ученик, ученик-ученик;
  • развивается внимание, память, логическое мышление;
  • прививаются элементарные нормы культуры поведения, навыки грамотности, творчества;
  • достигается определенный логопедический эффект, формируется чистая речь, пополняется словарный запас;
  • развивается музыкальный слух, чувство ритма, координация движение-слух-голос.

Наиболее высокая результативность работы по данной методике достигается тогда, когда преподаватель творчески подходит к организации и процессу проведения занятий, не застывает в однажды найденных формах.
Пение попевок, песенок на занятиях имеет не только эстетический, но физиологический оздоровительный эффект. Положительное эмоциональное возбуждение при пении и прослушивании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, увеличивает работоспособность человека.
 В работе с детьми автором  разработана технология обучения дошкольников математике через пение. На занятиях я использую пособие «Музыкальная математика»
. Главное, что ребятам  интересно. Обучение проходит в игре, без напряжения, что способствует сохранению физического и психического здоровья. Механизм обучения прост: частые и разнообразные операции с грамотно написанными словами и их элементами, фразами, текстами без готовых объяснений правил. Другими словами, выстраивается алгоритм процесса: разнообразные многочисленные игры — навык — осмысление — вывод (правило) — новые игры на основе этого вывода и т.д. Сравните:  тема — правило — упражнения (задачи) на закрепление — контроль — оценка — новая тема.                    
А вот результаты, скажем, побочные, но всегда сопровождающие процесс:

  • Снятие миопических синдромов, угрозы близорукости и дальнозоркости; отсутствие перенапряжения спинных мышц  вследствие подвижного ведения занятия.
  • Поддержка естественной мотивации учебной деятельности. Специально мотивировать учебную деятельность у детей при такой организации взрослым в голову не приходит.

        Вся игротека направлена на формирование взаимоотношений в группе в процессе общего дела. Педагогу остается только отследить, направить и помочь раскрытию.
    Но к таким результатам можно прийти при одном очень важном условии — использовании игры как единственного метода организации процесса. Предлагаю рассматривать игру как создание (или поддержание созданной детьми) ситуации творческого поиска решения сиюминутной задачи, где обязательно присутствуют поиск и выбор каждого, и которая может стать сверхзадачей для конкретного ребенка, но позволяет выбрать себе подзадачу по силам и интересам, и вполне преодолима и увлекательна для группы детей. В процессе ее и разрешаются проблемы общения, творчества, и, соответственно, воспитания, обучения и здоровья.Эффективность использования здоровьесберегающих технологий может быть оценена (в зависимости от субъекта их приложения) на уровнях – здоровья конкретной личности, индивидуальности; – детской группы, их внешних и внутренних социальных связей; – образовательного учреждения в целом как социального образования. Выбирая и используя образовательную, воспитательную или социальную технологию, необходимо оценивать её с точки зрения здоровьесбережения. СмирновН.К. пишет: «Прилагательное "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, на сколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса».

Сознательное и ответственное отношение человека к здоровью к к общественной ценностидолжно быть нормой жизни и поведения каждого человека.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить , беречь и укреплять своё здоровье , если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, Интеллектуально, духовно.

Подготовка к здоровому образу жизни  ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна  стать приоритетным направлением в воспитании дошкольников.

Литература
1. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 114–117.
2. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ/ В.А. Деркунская // Управление ДОУ. – 2005. – № 3. – С. 119–122.
3. Каменская, В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. пос. / В.Г. Каменская, С.А. Котова ; под ред. Н.А. Ноткиной. – СПб. : Книжный дом, 2008.
4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы / В.И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2004.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2005.
6. Карабаева С.И. Основные подходы  к использованию здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании. Начальная школа
7. Базарный В.Ф. Школьный стрес и демографическая катастрофа в России. Москва 2004 г.

8. Афанасова Е. Г.  Игротека письма и чтения Н.А. Зайцева методическое пособие для педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Выпускной вечер в студии раннего развития «Растишка»

Мероприятие проводится лоя летей 6-7 лет...

Конспект занятия математического воображения в студии раннего развития детей «Малышок» Тема «Математика в цирке»

Занятие способствует  развитию  кругозора детей, знаний о природе и животных, закрепляются  знания состава числа  в пределах 10  при помощи воображаемого путешествия в мир цир...

Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"

Занятия  «Математического  воображения»  студии  «Малышок» - адаптивная  модель  раннего  развития  детей  5,5-7  лет.       ...