«ИКТ- компетенции в соответствии с профессиональным стандартом на уроках географии»
статья

Шипулина Оксана Николаевна

Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными технологиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ – компетенции учителя-предметника в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Шипулина О.Н., учитель географии                                                                                                           МБОУ СОШ №20 г. Михайловк

 

     Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными технологиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.

Таким образом, понятие ИКТ-компетентности расширяется и в рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).

В общепользовательский компонент включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ. Требования к преметно-педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога большое внимание уделено ИКТ-компетентности.

В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности преподавателя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Знаниевый уровень – это уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ. Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

  • внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
  • творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения, наличие сайта преподавателя; обмен опытом в сетевых образовательных сообществах.

Именно деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

Хотелось  бы поделиться опытом :

  • При изучении нового материала можно использовать такой прием:  

Составляю презентацию. Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к предмету. К примеру, при изучении темы «Западно- Сибирская низменность»  дети проводят логическую цепочку о влиянии климатических показателей на формирование природно-территориальных комплексов. Ребята приходят к выводу, что в  условиях избыточного увлажнения образуются болота, однако, далеко не все понимают в полной мере значение этого слова. В таких ситуациях я считаю целесообразным показывать небольшие видеофрагменты, полностью отражающие суть явления.

В 9 классе при изучении темы «Географическое положение и границы России» в самом начале урока показываю детям короткий мультфильм, комментируя его проблемным вопросом. Таким образом, обучающиеся не просто смотрят видеоролик, но и сразу пытаются его проанализировать.

 Демонстрация  мультимедийного пособия сочетается с работой по карте, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях, в контурных картах. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника.

     Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Литература

1. Комарова ,Т.С.   Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова // Мозаика-Синтез М.-2011.- С. 128.

 2.  Горвиц, Ю.М.  Новые информационные технологии в дошкольном образовании[Текст] / Ю.М.   Горвиц // М.: Линка-пресс. - 1998.- С.328

3.Фомичева, О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст] / О.С. Фомичева // М.: Гелиос АРВ . - 2000.- С. 192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...