Коммуникативная культура педагога
статья

Коммуникативная культура – определяющее свойство человека ХХI века, естественное явление и процесс. Она имеет уникальный всеобъемлющий характер, являясь феноменом планетарного масштаба. Система глобальной коммуникации, рост ее интенсивности затрагивает каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kultura_2.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коммуникативная культура педагога»

                                                             Житко Е.А.

                                                               

    СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение:

II. Понятие и качество коммуникативной культуры педагога:

а) факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога;

б) методические рекомендации по организации общения педагога и учащегося;

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

                                              ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Коммуникативная культура – определяющее свойство человека ХХI века, естественное явление и процесс. Она имеет уникальный всеобъемлющий характер, являясь феноменом планетарного масштаба. Система глобальной коммуникации, рост ее интенсивности затрагивает каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.         Как стать педагогом-гуманистом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами? Все трудности, с которыми сталкивается учитель, объясняются нарушением культуры общения: невозможность наладить контакт с учащимися; непонимание внутренней психологической позиции воспитанника; сложности организации диалога на занятиях; неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации; конфликты с родителями; несовпадение установок, интересов, потребностей. Почему возникают эти барьеры?

II. ПОНЯТИЕ И КАЧЕСТВО КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГА

Коммуникативная культура – это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Коммуникативная культура – это управление общением.

Педагог осуществляет анализ системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. Для руководителя образовательного учреждения, учителя, воспитателя наиболее значимы такие показатели  коммуникативного потенциала, как такт, терпимость, эмпатия, самоуважение, способность влиять на других, оптимизм, чувство юмора, умение слушать, коммуникативный контроль.   «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». Эти слова Томаса Манна отражают стремление человека к совершенству, а для профессионального роста педагога, развития коммуникативной культуры важна установка,     осознание потребности в саморазвитии. Как сказал Г.Спенсер: «Есть исследователи, а есть учителя», а из этого следует, что в работе учителя не должно быть рутины, учителю надо превращаться в исследователя для повышения своей успешности. Надо позволять, а иногда заставлять себя быть не учителем, снимать маску учителя, т.е. уходить от формальных отношений к личностным.

Для организации педагогического общения важно представить, каковы его логика и технология.

-Проектирование (моделирование) общения

-Анализ педагогической ситуации

-Постановка целей

-Конкретизация целей в задачах

-Выбор методов, средств, содержания

-Прогнозирование результатов

Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Совершенствование технологий формирования коммуникативной культуры личности - одно из центральных инновационных направлений отечественной педагогической теории и практики.

Гуманистическая направленность и творческий потенциал - самые важные характеристики общественной и индивидуальной культуры. С этой точки зрения, коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач педагогической деятельности.

Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры педагога плодотворным является и системный подход.

Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры педагога сам имеет сложное строение: основные компоненты педагогической культуры:

- аксиологический  (осознанное изучение ценностей общества)

- личностно-творческий (отражает творческое, креативное начало личности учителя)

-технологический компонент (предполагает способность педагога к инновационной деятельности в сфере технологий, освоение новых методов обучения, а также свободное владение информационными технологиями (как учитель передает культуру детям; )

Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога

Общеизвестно, что учительские коллективы общеобразовательных учреждений России главным образом женские. Практически каждая школа испытывает дефицит «мужского влияния» на учебно-воспитательный процесс. Известно также, что к учительской профессии тяготеют, главным образом, девушки. Однако школа не может полностью обойтись без «мужского влияния» (в школе мальчиков и девочек как минимум поровну), поэтому учителя-женщины в немалом числе педагогических ситуаций вынуждены брать на себя мужские функции.  Педагогический процесс - открытая система, подчиняющаяся законам синергетики: в нем соседствуют порядок и хаос. Возникают конфликты, нестандартные педагогические ситуации. Нередко сказывается на характере взаимоотношений разный уровень требований, несогласованность действий учителя и классного руководителя, учителей и родителей. Все это беспокоит, осложняет   жизнь   коллектива,   становится   причиной   дискомфорта, неудовлетворенности. Развитие коммуникативного потенциала всего педагогического коллектива как условие продуктивности образовательного процесса предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

• мотивация членов коллектива к адекватной самооценке и развитию уровня культуры педагогического общения;

• саморазвитие каждым педагогом своего коммуникативного потенциала;

• тренинг коммуникативного контроля на основе трансактного анализа;                  

• усвоение этических норм управленческой деятельности администрацией образовательного учреждения;

• внимание к проблеме коммуникативной культуры во внутришкольной

системе повышения квалификации.

Критериями сформулированности педагогической культуры являются

Креативный уровень(педагог как творец культуры)

Эвристический уровень (деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения, педагог готов передавать свой опыт коллегам)

Репродуктивный уровень (получение нового продукта знаний)

Адаптивный уровень (педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме; нет осознанной необходимости в повышении квалификации).

В системе педагогического общения сочетаются два фактора: взаимоотношения ведомый - ведущий; взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Основные требования к отношениям «преподаватель - школьник», «школьник - школьник» можно сформулировать следующим образом:

взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

формирование духа корпоративности, коллегиальности, общности с педагогом;

ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия.

Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:

увлеченности наукой, предметом;

стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

 Методические рекомендации по организации общения педагога и учащегося

Школа предъявляет высокие требования к психологическому климату, реализуемом в повседневном педагогическом общении.

Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и обучающихся совместной деятельностью, воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков педагогического общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение - дистанция.

Общение - устрашение.

Общение - заигрывание.

Общение - превосходство.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология  позиций учителей, предложенная М. Таленом.

МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа

МОДЕЛЬ 7 - «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать обучающимся культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.Приложение1

                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система образования в нашей стране – это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и в неучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.

Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

 Приложение 1

Правила бесконфликтного общения. Советы психолога.

Большинство людей не любит конфликтов, а хочет жить в мире с окружающими. Для того, чтобы конфликты и обиды не  возникли из-за мелочей, нужно соблюдать правила «техники безопасности» при общении.

- Вы не можете считать, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны.

- Врут тому, кому правду говорить опасно.

- Ругань – это обыденный мордобой. Постарайтесь в нем не участвовать. Все, что говориться грубо, можно сказать тактично.

- Не ругайся, а помоги или сделай сам.

- _е копите раздражение. Что-то не нравится -  не молчите.

- Тебе важно – предупреди. Не предупредил -  ругайся на себя.

- Самый главный человек на свете тот, кто пред тобой. Постарайся, чтобы собеседник тебе понравился. Ищи то, что вас сближает.

- Береги собеседника: избавь его от уколов, обид и обвинений.

- Научитесь обходиться без резкости и категоричности.

- Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

- Любовь к людям начинается с любви к себе.

- Нравитесь вы кому или нет – не так важно. Главное, чтобы люди нравились вам.

- Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевного тепла.

- Вас не просят – не лезьте, пожалуйста.

- Держите себя так, чтобы люди имели основание относиться к вас с уважением.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Аульбекова Г.Д. Педагогическая техника учителя. Алматы, 2005.

Гойхман О.Я, Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М. ИНФРА-М, 2001.

Байшашева К.У. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов.// Материалы международной конференций «Проф. С.М. Исаев: теоретические и методические проблемы казахского языкознания». Алматы, 2008.

Энциклопедия Мудрости. Издательство «РООССА», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

Коммуникативная культура педагога

Практико-значимы проект, выполненный на курсах "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики", 2011 год....

Коммуникативная культура педагога

проект по теме "Коммуникативная культура педагога" разработан для прохождения курсов "Человек и общество"...

Коммуникативная культура педагога.

Современное состояние речевой культуры в России, по-моему мнению, оставляет желать лучшего. Его можно расценивать, как кризисно...

Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....

Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"

Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...