ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
статья

Кожедуб Евгения Александровна

Система образования, много лет успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет состав и возможности  образовательной среды. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе  информационно-образовательная среда имеют большой  потенциал для повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozhedub.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Е.А. Кожедуб

Преподаватель ПЦК общеобразовательных дисциплин

Аннотация. Система образования, много лет успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет состав и возможности  образовательной среды. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе  информационно-образовательная среда имеют большой  потенциал для повышения качества образования.

        В последние время говорят много о цифровизации. Государство реализует ряд  программ и приоритетных проектов ( «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая экономика» , «Цифровая медицина» и т.д.) [1,2]. Данные программы направленных на создание необходимых условий для развития цифровых технологий, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает рост и национальный суверенитет.        XXI век считается веком информационных технологий, что предъявляет более высокие требования к качеству образования. В условиях всемирной информатизации важнейшим фактором развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности, включая образование, выступают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на сохранение, создание, обеспечение  и переработку  эффективных способов предоставления информации потребителю. Система образования нуждается в педагоге с развитыми способностями к восприятию, осмыслению и использованию новой информации. Кардинальных изменений в  системе образования не предвидится, темнеменее педагогам и преподавателям, ученикам и студентам, а равно всем остальным гражданам, желающим актуализировать свои знания, предлагается набор новых образовательных технологий и инструментов – «цифровых».        

         В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные и определяющие личностный и социальный статус образованного человека. Обучение с помощью интернета уже давно не является новым веянием. Большой объём информации позволяет учиться в глобальной сети, огромный перечень направлений подготовки, предлагаемый  разными сайтами и организациями. Большое распространение, популярность получили , например, языковые онлайн-курсы, курсы повышения квалификации и т.д. Коллективы преподавателей и сотрудников создают онлайн-курсы по основным дисциплинам и размещают их на специализированных интернет-платформах, пользующихся популярностью среди студентов [5]. Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации —  необходимость, так как роль школы заключается в  подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе. ЦОС  образовательной организации предполагает набор ИКТ - инструментов, использование которых носит порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы, способствуя достижению студентами планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения[3,4]. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в современном образовательном процессе, которое предполагает применение инновационных технологий и активных методов обучения, создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем профессиональной деятельности; оценке достигнутых результатов, т.е. оценке компетентности студента. Таким образом, в условиях преобразований происходящих в обществе, возрастают требования к качеству подготовки студентов. Необходимы новые направления обучения, связанные с введением инноваций,  в основе которых современные  технологии, методы, приёмы, средства и формы обучения, способствующие повышению качества подготовки студентов. Современные подростки используют цифровые технологии для актуализации знаний и применения их на практике. Студенты  чаще выбирают цифровой вариант, считают его более удобным и увлекательным нежели традиционные носители. Благодаря интерактивности материала достигается более быстрое усвоение информации, что ведет к улучшению успеваемости. Но самостоятельное овладение знаниями, далеко не всегда  доступно, из-за невозможности найти, именно те, необходимые материалы или усвоить необходимые знания. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, тоже невозможно. Формирование ЦОС образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии смешанного обучения, модели электронного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у студентов навыков обучения в цифровом формате, умению создавать цифровые проекты для своей профессии. Для реализации цифровой модернизации образовательного процесса необходимо, чтобы было выполнено ряд условий:

1. возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

2. возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику

3. непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды

        Использование цифровых технологий, бесспорно, повышает уровень подаваемого материала на занятиях. ФГОС требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Следовательно, для эффективного использования информационных систем и технологий требуется тщательная подготовка не только в вопросах обучения информационно-коммуникационных технологий, но и понимание функционирования информационных систем как образовательной категории.

Отмеченные преимущества, которые цифровое образование дает, позволяет говорить о его существенном влиянии на повышение качества жизни. Совершенствование механизмов осуществления цифровых взаимодействий способно привести к расширению сферы предоставления государственных услуг. При этом важнейшим аспектом успешного развития цифрового образования является организация системы эффективной обратной связи между государством, образовательной  организацией и студентами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.Российская газета. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
  2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы» [Электронныйресурс]URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»//[Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71734878/
  4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.[Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva-v/.
  5. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/71677640/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...

ШПМ. Автоматизированное рабочее место преподавателя. Ведение электронного журнала преподавателем на занятии - один из главных инструментов повышения качества знаний студентов.

Онлайн-заседание Школы педагогического мастерства Медицинского колледжа № 1 состоялось 16.12.2020 года.Тема моего доклада: "Автоматизированное рабочее место (АРМ) преподавателя. Ведение электронн...

Новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?Каждый учител...

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...