Методико-педагогические технологии в организационном взаимодействии и сотрудничестве с одаренными детьми
учебно-методический материал

Бычкова М.А.

       Пособие поможет выработать основные направления в работе с одаренными студентами, учениками, готовыми стать вашими верными помощниками в преобразовании и совершенствовании культурно-образовательной деятельности просвещения, ее традиций и духовного наследия в разнообразном опыте  живой жизни искусства, знания и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rukovod.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

        Пояснительная записка

       Методическое руководство содержит педагогические технологии, рекомендуемые для проведения мероприятий проектного типа, реализуемых в среднетехнических учебных заведениях. Все собранные в данном методическом пособии технологии нашли успешное применение в практике учебно-воспитательной работы нашего колледжа под руководством заместителя директора ОГБОУ СПО «ИЭК» Степиной С. А.

       Пособие поможет выработать основные направления в работе с одаренными студентами, учениками, готовыми стать вашими верными помощниками в преобразовании и совершенствовании культурно-образовательной деятельности просвещения, ее традиций и духовного наследия в разнообразном опыте  живой жизни искусства, знания и практики.

        В методический арсенал  технологического инструментария входят некоторые  подробно составленные сценарии, которые помогут вам  в организации и проведении мероприятий, занятий, посвященных знаменательным датам и событиям, отмечаемым ежегодно в нашей стране и получивших всенародное признание и любовь.

        Каждый метод, применяемый вами,  должен работать на взаимообогащение всех участников мероприятия (от участников группы до зрителей, слушателей аудитории); каждый элемент в мероприятии должен создавать эффект художественного замысла, эстетического восприятия, рождающего образы позитивного эмоционального настроения и психологического комфорта. Необходимо помнить, что ценность каждой личности уникальна и неповторима, способности и творческие особенности  раскрываются в условиях бережного отношения и уважения к индивидуальному внутреннему миру человека и его характера. Создать атмосферу творческого горения души нелегко, надеемся, что наш опыт поможет вам, дорогие коллеги.  

           

           

   

           

           

         

 

 

                           

Цель. Создание благоприятной творческой  атмосферы

сотрудничества совершенствование их деятельности и достижение ими самореализации  в полезном практическом опыте совместного взаимодействия  с общим коллективом колледжа.

для реализации творческих способностей студентов колледжа.        

Ценностные ориентиры

  • Свободное желание и его волеизъявление
  • Честность, искренность, открытость
  • Дружеское участие
  • Ответственность за порученное дело
  • Взаимозаменяемость и делегирование ответственности
  • Организованность
  • Сплоченность команды

Целевые установки в процессе

осуществления деятельности

1. Познание окружающей действительности, ее исторического, культурного опыта, традиций - в масштабах разного социального контекста, от общечеловеческого до конкретно определенного (колледжа, группы колледжа, преподавателей). Целевые установки

в процессе  организации

2. Развитие и накопление чувственного опыта восприятия, способностей  его к трансформации в эмоциональном многообразии его проявления (от чувства к  сочувствию, от переживания к сопереживанию, от образа к сообразности  впечатлений и настроения). Осознание позитивного влияния опыта чувственного и познавательного характера  на внутренний мир собственного воображения и окружающих сверстников.

 Развитие творческих способностей и умений в разнообразном опыте применяемых технологий, совершенствование качества их использования:

-  сценическое воплощение образа, внутреннее, глубокое  понимание его культурной значимости и важности его составляющей;

- совершенствование выразительности речевого устного чтения и декламации образцов культурного наследия, накопленного опытом, творческой лабораторией мысли и практикой живой жизни;

- создание визуальных и аудиальных образов в процессе записи видео- и аудиоматериалов, подготовке слайдов и других, необходимых наглядно-дидактических материалов и средств, их творческое осмысление, осознание и воплощение;

- использование интерактивных средств и способов компьютерных технологий;

- проектирование деятельности в соответствии с полученным заданием и намеченной идеей предстоящего осуществления;

Развитие  коммуникативных способов взаимодействия,

организаторских способностей:

 - координирование взаимосвязей;

-  делегирование ответственности;

-  распределение функциональных ролей.

Воспитание   уважительного отношения к историческому и культурному наследию своей страны и ценностям общечеловеческого знания:

- чувства патриотического сознания и  самосознания, понимание ценности его существования и сохранения;

- формирование внутреннего мира на основах добра и взаимопонимания, дружбы и заботы об окружающих, эстетических ценностей, вкусов  и  глубоком  понимании чувства прекрасного и красоты окружающего мира.  

Основополагающие принципы деятельности

 

Основной принцип

Формообразующий  

-  единство целостности групповой сплоченности;

-  композиционное, идейно-тематическое своеобразие содержательной стороны мероприятия, реализуемого проекта деятельности;

- эмоционального восприятия  и взаимовлияния в контексте идейного назначения.

Главные принципы

Диалектического (развивающего) единства познавательных, творческих и эмоциональных сил.

Накопления интеллектуального капитала, творческих способностей, практического опыта (умений и навыков), дидактического материала проведенных мероприятий.

Нравственного преобразования на основах ответственности, дружбы, взаимопомощи, сотрудничества.

Основные психологические и возрастные особенности группы

Психологические

 Мотивации

 - способность к сценическому

способу  деятельности;

 - восприимчивость эмоциональной сферы проявления чувств, ее гибкость, подвижность, пластичность;

-  активность познавательной сферы деятельности;

-  внутренний импульс к достижению успеха и позитивного результата деятельности.

- желание проявить, выразить, воплотить индивидуальные качества личности;

- стремление к созданию имиджа собственного понимания и восприятия личности;

- способность к дружескому взаимодействию, участию и поддержке.

Возрастные

- разновозрастный;

- студенты разных групп и курсов (1-го, 2-го, 3-го), преимущественно 1-го курса;

- отсутствие препятствий в деловых, дружеских контактах коммуникативного характера.

 

                         Функциональная структура группы

Главные структурные элементы группы

        Командное единство

                  Творческая группа

                Руководитель

Тема, идея задание творческого проекта мероприятия

        

Распределение ролей

Сценарист     Режиссер  Видеомонтажер    Звукооператор

Администратор связей по контролю  выполнения функций

Координатор связей    Исполнители (актерская группа) Группы

интервьюеров, респондентов и т.д.

Внутренние ресурсы менталитета

Эмоциональный настрой, познавательные, творческие возможности

реализаторов проекта

 

Постановка

Создание эмоционального образа

в художественной постановке проекта

композиционное единство действия, идеи, темы, содержания

Изготовление, создание материалов, подготовка реквизита

Подготовка аудитории к показу и реализации проекта

                

Эмоциональное воздействие

Атмосфера творческого сотрудничества, соучастие

 

            Аудитория зрителей, слушателей

Интеллектуально-познавательная игра,

викторина, литературно-художественные композиции,

концертно-художественные постановки

                 

Поощрения, призы, грамоты

Функциональное распределение основных ролей

в творческой группе

 

Сценарист

Работа с историческими, литературными источниками культурологического назначения. Написание сценария: главные роли, исполнители, ведущие. Описание их поведения, внешнего вида, особенностей. Описание Мизансцен, декораций, эмблем, другой атрибутики и реквизита.  Описание других  видов деятельности, передать специфику жанрового смешения стилей, их соединение в общем контексте всего мероприятия.

Режиссер-постановщик

Постановка техники выразительного чтения, мелодекламации, отработка мизансцен, расстановка декораций, оформление студии в единстве стилевой направленности.

Координатор организационного взаимодействия

Обеспечение мобильной взаимосвязи и взаимодействия с членами группы, донесение правильной информации.  

Администратор

Распределение ролей, контроль над исполнением заданий, осуществление  необходимой помощи, обеспечение своевременной информированности участников группы. Умение сплотить и объединить участников своей личной заинтересованностью и дружеским расположением.

Видеомонтажер

Использовать разнообразные способы компьютерных технологий, проявить эстетический вкус, учитывать жанровое своеобразие осуществляемого проекта, чувствовать его стилевую, тематическую и содержательную  специфику. Распределять по времени используемые видеоматериалы. Соединить музыкальное сопровождение  с видеоизображением.

Звукооператор

Использовать компьютерные технологии, музыкальный слух и эстетическое ее восприятие. Распределить по времени ее звучания, обеспечить музыкальное сопровождение в процессе проведения мероприятия.

Актерский состав исполнителей

Выразительное чтение с листа, наизусть, умение передать психологические особенности роли, создаваемого образа.

Изготовители дидактического материала, декораций, слайдов, эмблем и т.д.

Использовать различные способы компьютерных технологий, компьютерного дизайна, способности к художественному творчеству.

Генератор идей

Способность порождать новые идеи, активность творческого воображения и фантазии.

 

        Методы и технологии в обеспечении        

практической деятельности группы

Форма осуществления

проекта мероприятия

Эмоционально-образная

Создание единого образа восприятия в соответствии с тематикой, содержанием, идеей мероприятия.

Типы  проектных мероприятий

Литературно-художественные композиции, интеллектуальная игра с элементами сценической постановки, драматургии действия, концертно-художественные постановки.

Методы        

Композиционного единства постановки, интеллектуальной игры, сценической драматургии действия, концертных номеров, заданий для проведения игры, викторины, соревнования; интервью.

Проектирования и координации деятельности в согласованиях по сценической постановке; при передаче информации; материалов, необходимой помощи;  в распределении ролей, в постановке целей, задач.

Информационного подбора материала, его обработка с точки зрения познавательной ценности, интеллектуального применения и работы на развивающие, эмоциональные, чувственные, образные восприятия учащихся, творческую активность.

Метод конструирования эффективных поведенческих моделей в создании позитивного образа восприятия.

Метод эффективного взаимодействия с внешней средой студенческих групп колледжа.

Метод оценки при проведении игр, соревнований, викторин, выработка критериев, обобщений и выводов  (работа  экспертной группы студентов)

Эффективного использования  материальных, технических, эмоционально-психологических ресурсов.

Педагогического влияния: поощрение, совет, рекомендации, беседы.

Технологии,

Способы и приемы

Технологии создания сценария, с учетом его тематического и идейного своеобразия, актуализация темы с точки зрения исторического, культурного, современного подходов.

Эмоционально-образное сопровождение сценарного проекта путем включения необходимых видео-и аудиоматериалов.

Подробное описание всех элементов для образного восприятия действия.

Технология изготовления слайдов, дидактического материала для работы с аудиторией.

Изготовление декораций, эмблем и другой атрибутивной символики проводимого мероприятия.

Техника выразительного чтения, мелодекламаций, наложение звука на видеомонтаж и видеослайды, сценическое действие.

Техника проведения интервью, поведенческие модели интервьюеров, респондентов интервью (в студенческих группах).

Технологии психологического развития социальных навыков общения и взаимодействия: коммуникативные, интерактивные, позитивного  конформизма и социального взаимовлияния на установление межличностных отношений дружеского характера.

 

Образец проектных мероприятий

Проект мероприятия к празднованию Дня народного единства

Тема «В едином братстве – мы сильны!»

Оформление: Флаг РФ (триколор), ленточки –триколор (ведущим, участникам).

Для команд: на партах флажки-триколор (командам – 2шт.), тексты Гимна РФ (по 3 шт. – на команду).

Плакаты, слоганы о единстве, братстве, дружбе народов.

  1.  Начало праздника Дня  народного Единства.

                                На экране – Флаг РФ Триколор.

1.Участники сразу делятся на две команды (по 5 человек).

2. Звучит Гимн РФ.

     Все поют гимн РФ (ведущие, участники, болельщики).

             

Слайды городов России  с названиями (на звучании гимна)

    Например, Нижний Новгород

    Смоленск              Владивосток

    Ярославль              Хабаровск

    Суздаль                 Мурманск

    Кострома        Иваново

    Петербург             Москва

И т.д. или другие

                                 Слайд  Федеральный Закон

Чтец.       От имени Закона РФ  «О днях воинской славы (Победных днях)  России, подписанного в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным,   - 4 ноября   в России считается Днем  народного единства. 

                                  Слайды куполов России.

Чтец.                                Родина, родная!

                                        Необычайная она! Сверх сил!

                                        Не обвиняй меня, пока! Забыл!

                                        Благословенна ты! Велел сказать –

                                        Благословенна ты! А дальше гладь

                                        Такая ровная… Постой: меж жен

                                        Благословенна ты… А дальше звон

                                        Такой ликующий… Дитя, услышь:

                                        Благословенна ты! А дальше тишь-

                                        Такая …                                      М. Цветаева.

                               

                                  Фонограмма.  Звон колоколов

II. Дипломатическая грамота.

                         

Ведущий.  (Председатель студенческого  совета ИЭК)

                               Зачитывает текст грамоты.                    

1. От имени Главного дипломатического корпуса – совета студентов Ивановского энергетического колледжа.

Постановляем! В честь празднования Дня народного единства – объявить среди студенческих групп Конкурс на тему: «В едином братстве – мы сильны».

2. Проверить историческое знание -  возникновения Государственного праздника Дня народного единства.

3. Проверить умения и навыки дипломатического сотрудничества, корректности, толерантного взаимодействия, способности проявлять дружеское участие и расположение в ходе коллективного решения задач.

                                    На столы  участников ставятся визитки

 1-ое отделение дипломатического корпуса.

 2-ое отделение дипломатического корпуса.

3. Присвоить в честь состязания (к примеру,23 группе) звание 1-го отделения дипломатического корпуса.

3. Присвоить в честь состязания (25 группе) – звание 2-го дипломатического корпуса.

4. Назначить главных советников отделений – это капитаны, руководители команд (таблички «Главный советник»,                                                                   назвать фамилии).

                           

                         Фонограмма. Фанфары начала состязания.

III. Правила игры.

Ведущий 1.

 

  1. В конкурсе – 5 раундов.
  2. В каждом раунде – задание.
  3. Выполнить задания, согласно принятым критериям.
  4. Каждый выполненный командой критерий -

     оценивается 1 баллом.

  1. Завершающий раунд  - главное состязание - «Исторический блиц-опрос».

Будьте внимательны  к историческим справкам, которые будут предложены вам в ходе презентации.

                                                      Фонограмма. Фанфары.

Ведущий 2. Мы начинаем состязание! Помните – единство, сотрудничество и дружеское участие – Ваши верные помощники! Желаем удачи!

        Фонограмма музыки.

Ведущий 1.                   1-ый раунд

                         Представление команды.

                                    (раздаются буквы)

  1. Из выданных букв составить название вашей команды. 1балл
  2. Сочинить девиз. 1балл.
  3. Все участники  команды должны слаженно, четко, дружно произнести название, девиз. 1балл.
  4. Организованность, собранность, мобильность и согласие в команде. 1балл.

Максимальное количество баллов – 4.

(на экране)      Внимание! Историческая справка.

Ведущий к командам.

 Как истинные дипломаты в укреплении дружбы и сотрудничества вы должны блестяще знать историю, хорошо ориентироваться в исторических фактах, событиях и датах.

Вашему вниманию Страницы истории Дня народного единства.

Ведите запись, отмечайте события, имена и даты.

         

             Фонограмма симфонической музыки на историч. тему

XII век. 1584 -1613 гг

Ведущий.                Смутное время

Картина Чистякова «Смутное время».

Чтец.                      Ушли в историю года,

                                 цари менялись и народы,

                                 Но время смутное, невзгоды

                                 Русь не забудет никогда.

                 (  Рассказывают, как будто ведут диалог между собой)

Ведущий. 1584 год. Мы отправляемся в давние времена. Страницы истории уводят нас в далекую историю - эпоху Смутного времени. Время тяжелого кризиса государственной и национальной жизни.

Слайды царей-правителей Иван Грозный

Борис Годунов

Ведущий.  После смерти Ивана Грозного московский трон пошатнулся. Один за другим сменяются на царском троне его правители. Старший сын Грозного умер. Средний сын был болезненным и слабым. Недолго поцарствовал. С младшим сыном – Дмитрием - темная история.

Ведущий. Что с ним случилось?

Ведущий. Умер из-за болезни, несчастного случая. В народе – ходил слух: убили царское дитя. Убийцей считали Бориса Годунова. За обладание троном – он  и совершает кровавое преступление.

Началось на Руси страшное время – смута.

                 

         Фонограмма из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

 Ведущий. Неурожай. Голод. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразило страну.

Ведущий.  Кто виноват?

Ведущий. Конечно царь – убийца - говорил народ. Не простил Годунову смерти царевича Дмитрия, говорили, Бог наказывает его за тяжкий грех.

                   

Фонограмма из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Чтец.                             Ты прости нам, смрадным и незрячим,

                                        До конца униженным прости!

                                        Мы лежим на гноище и плачем,

                                        Не желая Божьего пути.                                      

                                         

   Чтец.                           В каждом, словно саблей исполина,

                                        Надвое душа рассечена…

                                        В каждом дьявольская половина

                                        Радуется, что она сильна.

                                           

     Чтец.                          Вот ты кличешь: «Где сестра Россия?

                                        Где она, любимая всегда?»

                                        Посмотри наверх: в созвездьи Змия

                                        Загорелась новая звезда.

                                              (Николай Гумилев)

Фонограмма Шостакович Ленинградская симфония.

Цари-самозванцы

Ведущий. Неожиданно в Литве объявляется беглый монах Григорий Отрепьев и называет себя царевичем Дмитрием, якобы чудом спасенным.

Польский король дает ему войско – отвоевать «отцовский трон».

Умирает царь Борис Годунов. Бояре расправляются  с семьей Годунова: сына Федора – убили, дочь Ксению заточили в монастырь.

Ведущий.  В Москве воцарился Самозванец. Известный в истории – Лжедмитрий II. Государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал грабить Русь.

Ведущий. Что с ним стало?

Ведущий.  Его убивают, заменив на ничтожного царевича Дмитрия. Надумал он посадить на трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду.

Ведущий. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!» Тогда и наступил конец терпению народа.

 

Чтец.                   И поднималась Русь с колен

                             В руках с иконой перед битвой,

                             Благословенная молитвой

                             Под звон грядущих пермен.

Чтец.                   В каждом древе распятый Господь,

                            В каждом колосе тело Христово,

                            И в молитве пречистое слово

                            Исцеляет болящую боль.

                                                         (Анна Ахматова)

Ведущий.  В это тяжелое для Руси время патриарх Гермоген обращается к народу с призывом встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков с земли Русской. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы», -  писал патриарх.

Ведущий. Его призыв был подхвачен русскими людьми.

 

Ведущий к командам. Дорогие дипломаты, давайте и мы  попробуем составить призыв   к единению.

                                    2-ый раунд

                         Призыв к единению

1. По заданным рифмам составить буриме. 1балл.

2. Верность тематике конкурса «В едином братстве – мы сильны». 1балл.

3. Согласованность рифмующихся строк. 1балл.

4. Сила патриотического звучания  в сочинении буриме.1балл.

5. Выразительность прочтения. 1балл.

Максимальное количество – 5 баллов.

Ведущий.    Победой вписана строка,

                     И славит стих былых героев,

                     Поверг народ врагов-изгоев,

                     Обрел свободу на века!

Внимание!   Историческая справка!

Слайд памятника Минину и Пожарскому.

Ведущий.  Мы возвращаемся к истории Дня народного единства.

Посмотрите, с каким воззванием обратился в сентябре 1611 года Козьма Минин, нижегородский земский староста, к горожанам о создании народного ополчения против врага:

Слайд текста призыва.

Слайд с Козьмой Мининым (отдельно).

Ведущий. «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».    

Картина  художника Э.Э. Лисснера «Изгнание польских интервентов из Москвы в 1612г.»

Ведущий. Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение  к Москве и в пути росло. Люди стекались отовсюду.

Слайд Дмитрия Пожарского (отдельно)

Ведущий. Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

Картина  художника Э.Э. Лисснера «Изгнание польских интервентов из Москвы в 1612г.»

 

Ведущий. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать врагов из Москвы.

 И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Слайд Памятник Козьме Минину

и Дмитрию Пожарскому

Ведущий. Память народная вечно хранит в сердцах подвиг великих воинов-освободителей. На Красной площади в Москве защитникам Русской земли Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в 1818 году был установлен памятник, созданный скульптором И. П. Мартосом. На его пьедестале надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».  

 

Ведущий. Любовь народа к своей Земле, к своей Родине помогла народу выстоять и победить.

Ведущий. Итак, з-ий раунд. Проявите дипломатическую смекалку и сноровку – проявите знание народной мудрости.

                                        3-ый раунд

Вековая мудрость народа.

Любовь народа к Родине в пословицах и поговорках.

  1. Сложить из данных частей нужные пословицы и поговорки. 1балл.
  2. Правильность в составлении фраз. 1балл.
  3. Составлен весь набор предложенных пословиц. 1балл.

Максимальное количество – 3 баллов.

Внимание! Историческая справка

Слайд «Казанская икона Божьей Матери».

 Ведущий.  4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей  грозила. В этот день 1612 года народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина освободили русские земли от гнета польских интервентов. Этот день в русском Православии – тесно  связан с образом Пресвятой Богородицы, Казанской  иконой Божьей Матери.

Ведущий. Что это за традиция?

В ополчение князя Пожарского был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

                          Фонограмма . Победные колокола.  

Чтец.                Буду черные грядки холить,

                         Ключевой водой поливать;

                         Полевые цветы на воле,

                         Их не надо трогать и рвать.

                         Пусть их больше, чем звезд зажженных

                         В сентябрьских небесах –

                         Для детей, для людей, для влюбленных

                         Вырастают цветы на полях.

                        А мои – для Софии

                        В тот единственный светлый день,

                        Когда возгласы литургии

                        Возлетят под дивную сень.

                         И, как волны приносят на сушу

                         То, что сами на смерть обрекли,

                          Принесу покаянную душу

                          И цветы из Русской земли.

                                                        (А. Ахматова.)

                                     

Ведущий.            Сегодня в составе РФ – много республик.

                             

                                 Слайды республик.

Чтец.                 В День единства будем рядом,

                            Будем вместе навсегда,

                            Все народности России

                            В дальних селах, городах!

Ведущий. Дорогие участники дипломатического корпуса давайте отправим поздравительные телеграммы братским республикам.

                             4-ый раунд

Телеграмма

Дружественное послание с праздником

народного единства

братским республикам

1.Составить текст телеграммы.1балл.

2. Записать текст на макете телеграфной ленты.1балл.

3. Выразительно зачитать текст. 1балл.

Звучат фанфары соревнования.

Ведущий. Объявляем заключительный раунд!

                 

                Исторический блиц-опрос

Вопросы.

  1. Как называлась историческая эпоха, предшествовавшая освобождению русских земель от польских интервентов 1612 года? (1балл)
  2. В каком страшном грехе обвинял народ Бориса Годунова?(1балл)
  3. Под каким именем известен в истории монах Григорий Отрепьев? (1балл )
  4. Какие события явились предпосылкой для создания народного ополчения на Руси 1612 года? ( 1балл)
  5. В каком городе было образовано народное ополчение? (1балл)
  6. Кто явился  идейным вдохновителем в создании народного ополчения и призвал  русский народ к единству в борьбе с врагом? (1балл)
  7. Кто возглавил народное ополчение и повел войско на освобождение Москвы? (1балл)
  8. Какая православная христианская традиция появилась в связи с освобождением Москвы 4 ноября 1612 года? (1балл)

Слайд.                Поздравляем с победой!

                            Вы – настоящие дипломаты и надежные помощники в деле

                            укрепления единства, братства и сотрудничества народов!

 

Ведущие. С праздником Вас, друзья! С Днем Народного Единства!!!

Проект мероприятия к празднованию Дня защитника Отечества

Защитнику Сталинграда посвящается….

                                       Фонограмма. Звук метронома.

Эпиграф.        Кто не помнит прошлого -  осужден на то, чтобы пережить его вновь…

                                             Джордж Сантаяна, амер. философ-идеалист.

Слайд. Великая Отечественная война. 1941 – 1945г.г. на ордене «Боевой Славы».

                 (Фонограмма песни «Вставай, страна, огромная».)

Ведущий. Великая Отечественная война. Годы тяжелых испытаний. Годы великой боли и страданий, натиск врагов, борьба за жизнь, слезы матерей и жен, горечь поражений и радость побед. Все слилось воедино – в этой великой трагедии народа.

Ведущий.  И было… Было счастье Великой Победы! И слезы радости, и крик ликования! И свет Великой Победы, пронзающий тень злобы и ненависти.

И память жива, и жив солдат… воин, защитник, герой, победитель… Ты с нами, ты говоришь с нами, ты в наших сердцах.

Ведущий. А там… далеко… ты вел бой, сражался со смертью, страдал, преодолевал, умирал, снова вставал, шел в бой, в пекло огня.  Ты стал суровым и стойким. Ты стал скалою, свинцом, гранитом, железом. Тебя нельзя сокрушить, нельзя уничтожить…

Но сердце солдата… трепетное и нежное, в нем – родной дом, родные матери и сестры, милые жены и подруги. Ради них, любимых, желанных, родных,  ковал победу солдат, сражался со смертью, любил и мечтал о жизни.

            Песня. «Темная ночь, только пули свистят в проводах…»

            Слайд. «Солдат после тяжелого боя».

                              Слайд. Фронтовые письма.

                    «Письма на фронт. Письма с фронта».

                           

Чтец или исполнение песни.

М. В. Исаковский. «На позиции девушка провожала бойца».

                           И подруга далекая

                           Парню весточку шлет,

                           Что любовь ее девичья

                           Никогда не умрет.

                           Все, что было загадано,

                           В свой исполнится срок, -

                           Не погаснет без времени

                           Золотой огонек.

                           И просторно и радостно

                           На душе у бойца

                           От такого хорошего

                           От ее письмеца.

                            И врага ненавистного

                            Крепче бьет паренек

                            За любимую  Родину,

                            За родной огонек.

Ведущий.   В тяжелом бою – письма согревали, вселяли надежду, их ждали…

             

                                       Письмо солдату.

Читают студенты аудитории. (Письмо напечатано на листах).

Письмо на фронт.

Здравствуй дорогой мой, милый Ванечка, извини, что пишу редко, ведь у нас осенняя страда. Много всяких забот. На днях ходили с женщинами нашего села заготавливать дрова, не заготовишь дров, нечем обогревать избу зимой. Осень – пора ягод и грибов. Недавно ходила в болото за голубикой. Целый день ходила по сырым кочкам, с обувью, сам знаешь, туговато. Но ничего, справилась, лишь бы у вас на фронте солдатам не было трудно. Живу тобой, живу детьми. Вчера было письмо от нашего сына Василия, он воюет на Калининградском фронте, очень не хватает мне его. Каждый день молюсь за вас. Иришка и Семочка часто спрашивают: «Когда вернутся папа и брат с войны?» А маленькая Лизочка сидит, сидит да скажет: «А если война завтла кончится, мы будем кусать валенье сладкое, и сахала и хлеба много, много?» Бедная Лизочка, пока у нее одно желание – кушать сладкое! Но ты за нас не беспокойся. Живут же люди, проживем и мы. Надо уметь жить и в трудностях. Вижу тебя, моего родного, пусть похудевшим, измотанным в трудных походах, но не сломленным!

Мы тебя очень ждем, до скорого свидания, твоя Маруся.

28.08.41.

Источник: www.celuu.ru/army/21445.html.

 Ведущий. А письма с фронта, так  редки, так нечасты, короткие и скупые на строки и чувства, написанные в перерывах между боями, не часы – минута  для весточки.

                                     

                                         Письмо с фронта

                                      Солдатское письмо.

Читают студенты в аудитории. (Письмо напечатано на листах).

Письмо с фронта.

Из письма Анатолия Васильевича Седельникова жене Нине.

27 июля 1941 года.

Здравствуй моя милая, дорогая! Наконец представилась возможность написать тебе письмо. Пишу тебе прямо под обстрелами зенитных пушек, под грохот рвущихся снарядов. Как видишь, я еще жив и невредим, и буду жив. Я не должен умереть. Ведь у меня есть ты и милый сын. Фронтовая жизнь моя, конечно, тяжела и сурова. Часто приходится быть под обстрелом вражеских самолетов. Они бомбят и обстреливают нас из пушек и пулеметов. Но и им, этим стервятникам, достается от нас.

11 августа 1941 года.

Пиши, моя милая роднуля, не забывай меня в суровые фронтовые дни. Весточка от родных сейчас, здесь – это выше всякой радости. Пиши много, о Вадике, о себе, о родине, о городе, о друзьях. Как твое здоровье и Вадика? Пиши все. Если думаешь много обо мне, особенно не убивайся – я скоро вернусь цел и невредим. Целую вас крепко, крепко и милого сына.

                                                                                                              Анатолий.

Источник: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                   Средняя общеобразовательная школа №19

                                          Исследовательская работа

Авторы: Шкодина Виктория 11 класс; Сунгуров Евгений 9 класс.

                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                   Средняя общеобразовательная школа №19

                    Народный музей «Память».

Руководитель: заведующая народным музеем «Память» Аксельрод Серафима Семеновна.

Красноярск, 2011.

www.memorial.krsk.ru/Work/konkurs/12/sungurov/0.html.

Вопросы аудитории:

 Ведущий. Часто строки писем так  и остались всего лишь мыслью, фактом тонкого болезненного сознания, фантомом жизни и смерти - срываются с губ, застывая в холодном ужасе смерти:

Чтец- солдат (в гимнастерке солдата).

Отрывок по повести Виктора  Астафьева «Где-то гремит война».

«Надо искать берег. Лежать нельзя. Минуту я лежу, не больше, щипнуло запястье руки и большой палец ноги, давно уже обмороженный… В голове начала гудеть от напряжения кровь… Никакого чуда нет… Чудо – руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань. Чудо – встречный человек. Чудо – его голос, глаза. Чудо – это жизнь!

       Я не хочу умирать.

Мне семнадцать лет. Только еще семнадцать. Я еще не окончил ФЗО, еще никакой пользы людям не сделал…Я и любил –то всего одну девчонку, в третьем классе, и не успел ей сказать о своей любви…Лицо мокро. Губы соленые.

-  Бабушка! Бабушка, миленькая! Где ты? Пропадаю!.. Что я делаю… да… так делают все люди на свете в свой последний час, - зову самого дорогого человека. Но он не слышит меня…»

Ведущий. И еще чаще обрывками мыслей был страх, страх надвигающейся смерти, колючий, острый, болезненный как острие бритвы.

« И опять мертвея от мысли, слабея до дрожи в мускулах живота, судорожно озираясь»:

Отрывок из повести Ю. Бондарева «горячий снег».

Чтец-солдат ( в гимнастерке солдата. Почти шепотом):

 «Не перетерплю второй раз, убью себя!.. Господи, пожалей меня и моих детей! Не злой ведь я человек, ни кошку чужую, ни собаку даже – никого в жизни не обижал!.. Пальцем ни жены, ни детей не тронул! В парнях еще тихим, смирным называли… С разведчиком, с парнишкой не по умыслу ведь было! С испугу я…окоченел весь! За это наказание мне?...»

Ведущий. Как были они молоды, какой счастливой могла бы быть их мирная жизнь… Но война… страшная, жестокая, неумолимая… Она идет… движется... и растет.

        

             Фонограмма. Д. Шостакович. «Ленинградская симфония».

Слайд.

Сталинградская битва.

Июль 1942 – февраль 1943 г.г

Надпись: «Отстоим Дон и Волгу!

Отстоим Русь-матушку!»

Ведущий. Сталинградское сражение. Его называют величайшим. Иногда – не сражением, а битвой. Здесь не будет преувеличений. Такого сражения не знает история! Два миллиона человек – задействовано с обеих сторон военных сил.  Двести дней и двести ночей! Двести дней и ночей  лилась кровь, рушились дома, гремели орудия, взрывалась земля, стонало небо от пепла и огня!  

Чтец.            

                    На пространстве тысяч километров,

                     Не встречая края и конца,

                    Сталинграда огненные ветры

                    Опаляют лица и сердца.

Чтец.           Сталинград, при имени твоем!

                     Все с надеждой и мольбою

                     Обращаются к тебе, о, Сталинград!

                     И сердца  в одном огне с тобою-

                     Во вселенском пламени горят.

Ведущий. Документальная хроника событий. Июль.1942 год.

Германское командование, сосредоточив крупные силы на юго-западном направлении, рассчитывало разгромить советские войска, выйти в большую излучину Дона, с ходу овладеть Сталинградом и захватить Кавказ, после чего возобновить наступление.

Ведущий. Для наступления на Сталинград из состава немецкой группы армий «Б» была выделена 6-ая армия под командованием генерал-полковника Ф. Ф. Паулюса.

Численность вооруженных сил германской группировки вдвое превосходила численность вооруженных сил красной Армии.

Слайд. Немецкая ставка главного командного штаба.

Генерал Ф.ФПаулюс.

  Ведущий. На базе полевого управления войск Юго – Западного фронта был создан Сталинградский фронт под командованием Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Командующим фронтом назначен генерал-лейтенант В. Н. Гордов. Задача Сталинградского фронта – обороняясь в полосе шириной 520 км, остановить дальнейшее продвижение противника.

Ведущий. В Сталинграде объявлено военное положение. На подступах к городу строились оборонительные сооружения. Для их строительства мобилизовано все население, включая детей.

 Сколько их было – нет числа. Окопы, окопы, окопы… как паутина окутали они собою весь Сталинград.

                             Слайд. Оборона Сталинграда.

                           Июль 1942 – ноябрь 1942 г.г.

                                      Окопные будни.

Отрывок   из повести М Шолохова «Они сражались за Родину».

                                   Инсценировка.

                Юноши в гимнастерках  с саперными лопатками.

Чтец –солдат: «Высушенная солнцем целинная земля на высоте была тверда как камень. Лопата с трудом вонзалась в нее на несколько сантиметров. Откалывались мелкие крошащиеся куски. Окапывались с лихорадочной поспешностью. Вырыл обчин.  Глубина - в колено. Выпрямляюсь, чтобы перевести дух. Вижу, неподалеку окапывается  Звягинцев. Гимнастерка на спине стала влажной и темной, по лицу бисером катился пот.

Чтец- солдат:

- Это не земля, а увечье для народа.

Чтец-солдат: Вытирает рукавом багровое лицо, бурно дыша.

Чтец-солдат: - Ее порохом рвать надо. А не лопаткой ковырять. Спасибо хоть немец не нажимает.  А то, под огнем лежа, в такую землю не сразу зароешься.

Чтец- солдат: В глаза и ноздри лезла едкая пыль, тяжело колотилось сердце. И трудно было дышать. Он вырыл окоп, глубиною почти в пояс, почувствовал, что без передышки уже не в состоянии выбросить со дна ямы отрытую землю. С остервенением сплюнул хрустевший на зубах песок, присел на край окопа.

Чтец-солдат:

- Ну, доходная работенка?

Вот, Миколка, война так война! Сколько этой землицы лопаткой перепашешь, прямо страсть! Считаю так, что на фронте я один взрыл ее не меньше чем колесный трактор за сезон. Ни в какие трудодни нашу работу не уложишь.

                               Не выдержат камни, но выстоит,

                               Но выдержит до конца,

                               До самых последних выстрелов

                                Железная воля бойца.

Слайд. Сталинград в огне!

Документальная хроника событий

Ведущий. Август. 1942 год. 4-ая воздушная армия фон Рихтгофена подвергла город массированной бомбардировке, сбросив на город более 1000 тонн бомб. Некоторые районы выгорели дотла. Танки немецкой армии двигались к городу. Им удалось прорваться к Волге.

Кинокадры. Бомбардировка Сталинграда.

Документальная хроника кинематографа.

Слайды. Разрушенный Сталинград. ( Затем и на протяжении всего          отрывка рассказа В. Гроссмана.)

                         Фонограмма А. Моцарт «Реквием».

Отрывок из рассказа Василия Гроссмана «23 августа».        

Чтец-солдат:   «Это день начался так же, как и все другие дни. Дворники, сонные повара, другие люди- все просыпалось. Солнце поднялось выше. Женщина в синем халате наклеивала на стену «Сталинградскую правду».

Последний час Сталинграда, того Сталинграда, который был до войны…

Чтец- солдат: Первые самолеты появились около 4-ех часов дня. С востока, из Закавказья, к городу на большой высоте шла шестерка бомбардировщиков. Послышался  свист, загрохотали разрывы –дым, меловая пыль поднялись над пораженными бомбами зданиями. Самолеты были ясно видны в прозрачном воздухе. Солнце светило, Сверкали оконные стекла. А немецкие самолеты уходили на запад.

                                 

                                       Фонограмма  звуков Сирен.                                    

Чтец- солдат: Завыли с унылой силой  сирены. Вопль, вещающий беду и смерть, повис над городом. Это был голос всего города – не только людей, но всех зданий, машин, камня, столбов, травы и деревьев, проводов, трамвайных рельсов- вопль живого и неодушевленного, охваченного предчувствием разрушения. Железное ржавое горло одно могло породить этот звук, выражающий ужас животного и тоску человеческого сердца.

Фонограмма звуков гудения самолетов.

Чтец: Самолеты шли с востока, из Заволжья, с юга, со стороны Сарепы и Бекетовки, с запада, от Калача и Карповки, с севера от Ерзовки и Рынка, - их черные тела легко двигались среди перистых облаков в голубом небе. И словно сотни ядовитых насекомых стремились к желанной жертве.

Чтец: Солнце в своем божественном неведении прикасалось лучами к крыльям ядовитых тварей, и они поблескивали молочной белизной  - и в этом сходстве крыльев «юнкерсов» с белыми мотыльками было нечто томящее и кощунственное.

Чтец : Гудение моторов становилось все сильнее, тягучей, гуще.  Все звуки города – сникли, сжались. И лишь густел, наливался , темнел гудящий звук бешеной силы моторов.

                               Фонограмма свист падающих бомб.

Чтец-девушка: И новый звук. Сверлящий свист десятков и сотен фугасных бомб. Этот звук пронзил все живое, и  сердца тех, кому суждено было умереть через миг. И сердца тех, кто остался в живых. Свист нарастал и накалялся. Все услышали его!

 

Чтец-девушка: Пламя горевших домов. Пыль над ними. Удары обезумевшего молота, с размаху бившего по камню, железу и человеку…

              Фонограмма грохота падающих бомб и разрывающихся снарядов.

Чтец- солдат: Я увидел лежавшую посреди бульвара старую, бедно одетую женщину, с волосами, склеенными кровью, а рядом с ней на коленях стоял человек в сером плаще и, поддерживая старушку, кричал:

- Мама, мама, да что с Вами, мама, скажите, мама, мама!

                       Фонограмма А. Моцарт «Реквием».

Ведущий. «Днем в городе то здесь, то там полыхают дома, ночью дымное зарево охватывает горизонт. Гул бомб и артиллерийской канонады день и ночь стоит над содрогающейся землей. Многих улиц уже не существует. Еще оставшиеся в городе женщины и дети ютятся в подвалах, роют пещеры в спускающихся к Волге оврагах. На улицах валяются обломки сбитых бомбардировщиков, в воздухе рвутся снаряды зениток, но бомбежка не прекращается ни на час. Осаждающие стараются сделать из этого города ад».

Ведущий. «Да, здесь трудно жить, здесь небо горит на головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном волжском песке…»

                                                                   ( К. Симонов «Дни и ночи».)

                         Фонограмма.   Бетховен. Органная музыка.

 Ведущий. Здесь не слышно было в короткие минуты отдыха ни песни, ни гармоники, ни веселого легкого слова, ни строчки письма -  здесь это было невозможным.

Ведущий. Единственное письмо, сохранившееся в документальных хрониках Сталинградского оборонительного сражения – письмо девушек из Сталинграда к защитникам города.

Слайд письма.

Читают студенты в аудитории. (Текст письма в нескольких экземплярах.)

Письмо девушек из Сталинграда к защитникам города.

     В тяжелые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины!

Посмотрите назад – и вы увидите, что мы в нескольких десятках от передней линии обороны, работаем медицинскими сестрами, строим баррикады, в заводских цехах делаем мины, снаряды, ремонтируем пушки танки, а в решительный час – выходим с оружием на линию огня, отстаиваем свой завод…

     Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость в ваших руках. Исполните свой перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожженные камни нашего города – враг разобьет голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем Вас, дорогие воины, и ждем победы над ненавистным врагом.

                                                                 11 сентября 1942 год.

     Фонограмма.   Бетховен. Органная музыка.

Чтец:                   Рассвет над Волгою осенней,

                             И не понять – туман иль дым.

                             И вспоминается Есенин:

                            «Не буду больше молодым».

                             Мы очень молодые люди,

                             Но здесь, на огненном ветру.

                             Не знаем,

                             Будем иль не будем

                             Во взводных списках поутру.

                             

                             Кого-то

                             Вычеркнет не слышно

                             Вот этот хмурый день войны.

                             А ведь никто из нас не лишний,

                             Мы все любимы и нужны.

Чтец- солдат: «Да здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно, и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма, крови…» (К. Симонов.)

 

Ведущий.Документальная хроника событий.

С 12 сентября оборона Сталинграда возлагалась на 62-ю армию под командованием генерала В. И. Чуйкова, и войска 64-й армии генерала М. С. Шумилова.

Слайды генералов В.И. Чуйкова и М. С. Шумилова.

Ведущий. Немецкие войска начали наступление на город со всех направлений. На севере – главной целью – был Мамаев курган. Бои в городе приняли затяжной характер. Борьба велась за каждое здание, а иногда за часть здания, этаж. Подвал. Активно работали снайперы. Расстояние между противниками в черте города составляло иногда несколько десятков метров.

Ведущий. 28 сентября ставка Верховного советского командования образовала новый фронт – Донской. В его состав вошли почти все армии Сталинградского фронта, кроме 62-й. Командующим был назначен К. К. Рокоссовский. Из состава Юго-Восточного фронта (войска, которые сражались в городе и южнее) был образован Сталинградский фронт под командованием генерала А. И. Еременко. Каждый фронт подчинялся непосредственно Ставке.

                              Слайды генералов. Еременко и Рокоссовского.

                              Надпись. Сталинградская битва.

                              Сталинградский и Донской фронт

 

Ведущий. 11 ноября была предпринята последняя попытка овладеть городом. На этот раз наступление велось силами 5 пехотных и 2 –ух танковых дивизий, усиленных свежими саперными батальонами.

Войска  В. И. Чуйкова удержали свои позиции. Наступление немецких войск на Сталинградском направлении было окончательно остановлено.

Фонограмма.

Припев песни «Раскудрявый, клен зеленый…»

Слайд.

Сталинградская наступательная битва.
                       Ноябрь 1942– февраль 1943 г. г.

Мы наступаем! Огонь!

Чтец-солдат: И вот оно… Красные снопы озаряют небо. Первый залп гвардейцев- минометчиков. Сигнал для всего фронта. Грохот повсюду. Это «катюши». Они ударили по площадям! Огонь!

Чтец-солдат: Открывается путь к победе, к полному окружению между Волгой и Доном – огромной армии немцев.

- Огонь! – приказывает командир. Круто маневрируя, он ведет яростный огонь, перенося его по целям - №1, №2, №3…

                             Слайд. Танки идут в прорыв.

Чтец-солдат: В наступление, товарищи! В бой! На заклятого врага! Немецко-фашистских оккупантов! Враг не должен уйти живым от Волги и Дона!

Артиллерийский гром неслыханной силы. Он не утихает 2 часа. Это Сталинград перешел в наступление!

- По машинам! Танки с пехотой на броне двинулись в прорыв.

                                                                   (По рассказу Н. Атарова    «Наступление. Огонь!»)

Слайд. Заря величайшей Победы!

                     

Документальная хроника событий.

Ведущий. 22 января. «Наступление успешно развивается На некоторых участках гитлеровцы еще отчаянно сопротивляются. На других – все бросают и убегают. Хаос усиливается. Всюду брошенные машины, набитые штабными документами Вермахта». (Н. Атарова.)

Кинокадры. Освобождение Сталинграда.

Ведущий. По воспоминаниям дневника Эриха Вайнерта:

«Слышна канонада. Сотни орудий стреляют так, что можно оглохнуть».

Слайд. Пленные немцы.

Ведущий. «По обочинам дороги сидят, лежат брошенные, разбитые, раненые, обмороженные немцы. Весь овраг усеян поверженными и сгоревшими танками и машинами».            

                         

                                          Слайд. Пленный немец.

Ведущий. Плетется обмороженный. Ноги завернуты в мешковину. С ужасом в глазах умоляют больные и обмороженные – здоровых- идти помедленнее: они боятся отстать и замерзнуть в степи.

Позади нас, в овраге, гремят орудия, наведенные на последние укрепления Сталинграда. Страшные «катюши» шумят так, что содрогается земля.

Капитуляция немецкой армии Ф. Паулюса

2 февраля. 1943 год.

Ведущий. По воспоминаниям Главного Маршала артиллерии Н. Н. Воронова: «В условленный час взвились ракеты и все кругом загрохотало. Земля затряслась от мощных залпов нашей артиллерии. Перешли в атаку и пехота и танки. Снаряды разрывались в глубине обороны врага.

Ведущий. Вдруг в расположении войск противника появился один белый флаг, затем второй, третий, четвертый…Стали показываться небольшие группировки немецких пленных, конвоируемых нашими красноармейцами.

Ведущий. Пленных становилось все больше и больше. Постепенно повсюду стала стихать стрельба, вскоре наступила тишина. Враг не оказывал больше сопротивления. Так на наших глазах завершилась ликвидация последнего очага сопротивления немцев. Мы поздравляли друг друга с победой».  

                                       

                               Слайд. Сталинград освобожден!

Ведущий. Необозримые поля, степи, холмы свободно развернулись перед героическим, искалеченным городом бессмертной славы. Фашизм под Сталинградом получил удар, от которого оправится уже не сможет никогда. Сталинград вынес небывалые трудности обороны и победы! Он боролся за всечеловеческое счастье!

     

Чтец.             Сталинград! Коричневую стаю

                       Сокрушил железом и огнем.

                      Синева небесная блистает,

                      Сталинград, при имени твоем.

Слайд. Голоса сердец.

Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане.

Ведущий. Из записей в Альбомах памяти, хранящихся в зале Воинской Славы мемориального комплекса на Мамаевом кургане:

«Все, что я видела до этого – меркнет. Душат слезы, хотя прошло 25 лет. Вечен наш русский народ.

Ведущий. «Мы пришли к вам, волгоградцы, все израненные войной, но живые. Спасибо сердечное за память о наших однополчанах». Бывший комиссар стрелкового батальона Ромашкин Тимофей Алексеевич, бывший командир стрелковой роты Вязьмин Петр Иванович.

Ведущий. «Я жена погибшего ополченца Рыцина А.Г. Не знаю, где его могила. Буду считать, что я поклонилась его праху».

Ведущий. «Отец! Прости, что слишком долго я не мог навестить твою могилу, но всегда помню и горжусь тобой. Клянусь у твоей могилы воспитать своих детей достойными твоей памяти…»

Ведущий. «Ради этого стоит ехать за тысячи километров. Только здесь по-настоящему понимаешь, какой ценой досталось наше счастье…»

Ведущий. «Нет сил, чтобы удержать слезы».

Фонограмма.  Моцарт. Реквием

Сталинградский Мемориал Вечного огня.

Памятник  в Сталинграде Родина-мать зовет.

Земля Сталинграда,

                               прости меня

                               за то, что тревожу священный прах!

Кровью героев,  кровью друзей

                             Здесь щедро полита каждая пядь.

Спите, родные…

                            По этой земле

                                      Клянусь я осторожно ступать…

                                                                В. И. Чуйков. «2 февраля.1943 г.»

Минута молчания.

Ведущий.   В тяжелом бою – письма согревали, вселяли надежду, их ждали…

Может быть, погибшие солдаты ждут долгожданного письма, которого они так и не получили, умирая в бою.

Дорогие друзья, напишите коротенькое письмо солдату, защитнику Сталинграда и рад тому, что о нем не забыли, его вспоминают.  защитнику Сталинграда. Представьте, он  ждет вашего письма… и рад тому, что о нем не забыли, его вспоминают. И, может быть, ярким светом ответит нам добрая звезда –Любви, Надежды и Веры.

                  Фонограмма песни «Я сегодня до зари встану».  

   (Студенты пишут письмо «Солдату, защитнику Сталинграда».)

     

Чтение письма студентов (по желанию)

Письма опускают в импровизированный почтовый ящик.

Надпись на ящике: «Письмо солдату».

 Ведущий. Авторов лучших писем – возможно, ждет вознаграждение.

     

                       

    Проблемы и перспективы дальнейшего развития

  • Развитие познавательных возможностей и интересов.

  • Развитие психологических ресурсов памяти и воспроизведения словесных образцов литературного творчества.

  • Развитие внутреннего воображения, слуха, памяти, видения.

  • Развитие умения объективно оценивать результаты достигнутого.

  • Совершенствовать поведенческие модели, основанные на ценностных ориентирах вежливости, доброжелательности, тактичности, на этическом понимании их значения.

  • Развитие личностного сознания как элемента культурного преобразования чувств, мыслей, эмоций с точки зрения волевых, рациональных и ценностных ориентиров добра, доверия и взаимопонимания.

Резюме. 

Современный мир сегодня нуждается в четком, ясном определении ценностных ориентиров. Требуется много усилий, чтобы сформировать у подрастающего поколения веру в добро, собственную значимость, направить их интересы к подлинным культурным достижениям исторического, философского, гуманитарного знания. Еще труднее сформировать чуткое, уважительное отношение к традициям культурного наследия и значения. Требуются такие формы работы, которые могли бы оказывать многогранное влияние,  прежде всего на  эмоциональную сферу восприятия, облагораживать чувства и преобразовывать сознание. Для этого подбор методов и средств должен быть четко выверен и продуман.  Деятельность  должна опираться на высокие достижения культурных образцов творческого мастерства и искусства в доступной для студенческого мышления форме, с привлечением одаренных детей, способных чувствовать и понимать важность  того, что они осуществляют в практике своего опыта не только свои  желания и интересы, а исполняют роль культурных преобразователей окружающего их пространства.        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы, семьи и социума в работе с одаренными детьми

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, в...

Взаимодействие школы, семьи и социума в работе с одаренными детьми

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, в...

«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.Обоснование технологии:Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выв...

Дистанционные технологии в работе учителя биологии с одаренными детьми. Николайчик Светлана Николаевна ГБОУ СОШ № 918

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые превосходят по уровню интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды...

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...