Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД
статья

Головкина Светлана Александровна

Учебно – исследовательская и проектная деятельность  как одно из условий формирования УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Головкина Светлана Александровна,

учитель химии и биологии МБОУ СОШ №19

Учебно – исследовательская и проектная деятельность  как одно из условий формирования УУД

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начальной школы. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
        Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Возникает вопрос: какие формы, методы и средства могут содействовать формированию УУД в основной школе? 
           В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения . Будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.  В этом  педагогу может помочь организация исследовательской и проектной деятельности.

          Это я и стараюсь реализовать на своих уроках курса «Учебно -исследовательская и проектная деятельность». Содержание данного курса в основной школе, на мой взгляд, является базой для изучения других учебных предметов, так как позволяет более полно развить умения по проектной и исследовательской деятельности.

        Данный курс является интегрированным, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

        Цели, которые были поставлены мной при изучении данного курса в основной школе :

—пропедевтика основ физики и химии;

—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике и химии).

        Введение физики и химии на ранней стадии обучения в 5—6 классах требует изменения, как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание я  уделяю именно фронтальным экспериментальным заданиям. Главное место в нем заняли краткосрочные проекты и исследования. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций, используемых мной на уроках, способствует созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

          Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы;
  • уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
  • использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

         Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

         Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

          Обучающиеся вовлекаются в проектную и учебно- исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

       Выполняя пропедевтическую роль, курс на основе естествознания содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем я уделила преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

           В курсе на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула», «химический элемент».

          Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то

же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

          При изучении данного курса предусматривается в основном только групповая работа. В связи с этим организация групповой работы обучающихся является особой педагогической задачей учителя. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». 

         Все обучающиеся   принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у обучающихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение  роли  школьника, формирование интереса к учению), коммуникативных  сферах (участие в диалоге), познавательных сферах (отвечали на  вопросы учителя), регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами выработали)

        С первой минуты урока обучающиеся включаются в организацию своей учебной деятельности

     Приведу пример. Так на уроке по решению проектной задачи «Суп пересолили?», перед обучающимися была поставлена задача «Мама Кати решила приготовить на обед суп, но, сколько надо взять соли, для того, чтобы его не пересолить, она не могла определить на глаз. Мама позвала Катю для решения вопроса.  Катя сказала: «Мама, для приготовления нормально посоленного супа надо взять 1столовую ложку соли (10 г) на 3 литра воды (3000 г)». Мама сказала: «Катя, я возьму 1 чайную ложку соли (5г) на 3 литра воды (3000 г), чтобы не пересолить суп».Кто прав?».

      В ходе решения данной задачи ученики выдвинули гипотезу и искали пути ее решения. Работа осуществлялась в группах, где каждый решал определенную свою задачу, представлял результат в группе. Далее  все результаты были обобщены, и на следующем уроке каждая группа представила презентацию своей работы.

      При выполнении исследовательской работы «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием» обучающиеся выполняли иной вид деятельности. После постановки цели  и выдвижения гипотезы, обучающиеся выполняли исследование по фильтрованию раствора соли и раствора воды. Как только обучающиеся провели исследования, они сразу нашли обоснование своей гипотезы и смогли реализовать цель своего исследования.

      На каждом уроке курса решаются свои УУД, но основным предметным УУД является

  • овладеть основными понятиями курса.

Обучающиеся формируют на уроках, в зависимости от их темы, разнообразные  УУД.  Приведу лишь некоторые из них.

Личностные УУД:

  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
  • следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • знание отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, сверять свои ошибки самостоятельно;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

познавательные:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

коммуникативные:

  • умение участвовать в учебном диалоге и совершенствовать самостоятельно выработанные критерии;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

             На уроках курса ребенок как бы превращается  в маленького ученого, перед которым стоит  задача самостоятельно  собрать нужные сведения,  сделать вывод, а также  самому оценить  собственный результат.

          Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская и проектная деятельность  создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у него  ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире  и реализации своих способностей.

Список литературы.

  1. Гуревич А. Е., ИсаевД. А., ПонтакЛ. С. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5—6 классы. Учебник с электронным приложением.- М.,ДРОФА, 2014.
  2. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
  3. Новые педагогические и информационные технологий в системе.

образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

  1. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
  2. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....