КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
статья

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_shkuratova_i.v._1.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Фрязино Московской области

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ФРЯЗИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОО СОШ № 4 г.о. Фрязино Московской области)

выступление

на городском методическом объединении

учителей истории

Тема:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ШКУРАТОВА

Ирина Викторовна

г.о. Фрязино – 2019

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. 

Кейсовая образовательная технология (Case Study) – это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.

Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 15 лет.

Как уже было сказано, кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Особенностью метода case-технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.

Метод кейс-стади предполагает:

  • подготовленный в письменном виде пример кейса;
  • самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
  • совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;
  • следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:

  • индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 
  • работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Представим в виде таблицы основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа.

№ п/п

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ ЭТАПА

1.

Знакомство с конкретным случаем

Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной

2.

Понимание проблемной ситуации принятия решения

Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее

3.

Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений

Развитие альтернативного решения

4.

Резолюция: нахождение решения в группах

Сопоставление и оценка вариантов решения

5.

Диспут: отдельные группы защищают свое решение

Аргументированная защита решений

6.

Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Особенностями названного выше метода являются:

  • присутствие исследовательской стадии процесса;
  • коллективное обучение или работа в группе;
  • интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;
  • специфическая разновидность проектной технологии;
  • стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.

Использование кейс-стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины.

Как было сказано выше, эффективность применения метода кейс-стади во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку учитель:

  • создает кейс или использует уже имеющийся;
  • распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;
  • организует презентацию решений в малых группах;
  • организует общую дискуссию;
  • выступает с обобщающим анализом ситуации;
  • оценивает учащихся.

Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. 

Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. 

Итак, для применения кейс-технологии в первую очередь нужно создать сам кейс. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. 

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Отличительными особенностями кейс–метода являются: 

  • описание реальной проблемной ситуации; 
  • альтернативность решения проблемной ситуации; 
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения; 
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; 
  • эмоциональное напряжение учащихся. 

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания. 

Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования

Методы описания

Создание описание ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации 

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации 

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации 

Дискуссия

Обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: 

– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; 

– в процессе сотрудничества учителя и учащегося усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; 

– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы (несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся);

– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.

Можно выделить следующие области применения метода анализа конкретной ситуации: 

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); 
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур); 
  • экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на:

  • формирование и развитие информационной компетентности;
  • развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;
  • воспитание культуры обмена мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Кейс технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Статья рассказываеот о принципах и методах одного из инновационных методов...

Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса....

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ....

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии как один из инновационных методовна уроках русского языка и литературы В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения п...