Авторская задача - составляющая развития функциональной грамотности
учебно-методический материал (5, 6 класс)

Елена Дадыкина

В работе содержится задача по диагностике уровня сформированности математической грамотности. 5-6 класс. Дроби. "Казеиновый клей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (6 класс)

Характеристики заданий и система оценивания

Казеиновый клей – этот натуральный клей животного происхождения, получаемый из молочного белка казеина. История не сохранила имени человека, который впервые попробовал склеить два предмета продуктами переработки молока. Известно лишь, что соединенные казеиновым клеем материалы находили даже в пирамидах древних египтян. Изготовление казеинового клея настолько просто, что небольшое его количество при необходимости легко изготовить в домашних условиях. Нежирный творог нужно растереть через сито и промыть теплой водой, затем по каплям добавлять нашатырный спирт до получения студенистой полупрозрачной кашицы. И надежный клей для небольших столярных работ дома готов.

 Способ  изготовления клея:

Казеин настоять в воде 1 час

Вода

Нашатырный спирт

Гашеная известь

Едкий натр

Канифоль

1

20гр

100 гр

20 гр

-

10 гр

-

2

20гр

40 гр

-

1 гр

-

4 гр

3

20 гр

40 гр

30 гр

-

-

-

ЗАДАНИЕ 1. «Водоупорный казеиновый клей можно приготовить разными способами.  Каким способом был изготовлен  такой клей, если известно, что составляющие были взяты  соответственно в отношении: 1 : 1,5 : 2? »  В ответ запиши номер строки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: неопределенность и данные

Компетентностная область оценки: формулировать

Контекст: общественный

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: задание с кратким ответом

Объект оценки: сравнивать величины, выбирать объект по 3 характеристикам, интерпретировать данные таблицы

Максимальный балл: 1 балл

Критерии:

Балл

Содержание критерия

1

Дан ответ «3». Допускается «третья» или «3 строка»

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 2. Задача на деление числа на три части пропорционально данному отношению чисел:

«Водоупорный казеиновый клей можно приготовить из казеина, нашатырного спирта и воды. Сколько указанных веществ вошло в 450 г такого клея, если известно, что они были взяты соответственно в отношении: 1 : 1,5 : 2? »

(решение может быть проведено в частях или при помощи составления уравнения. Например, если количество вещества в одной части обозначить за х гр., тогда казеина= х гр., нашатырного спирта = 1,5 х гр., воды = 2х гр. Учитывая, что всего такого клея было 450 гр., составим и решим уравнение: х+1,5х+2х=450. Решив его, получим х=100(гр.) – казеина, тогда 1,5 х= 150 (гр.) – нашатырного спирта и 2х= 200 (гр.) – воды.)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: количество
  • Компетентностная область оценки: применять
  • Контекст: общественный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами.
  • Объект оценки: интерпретировать заданное отношение чисел, решать задачи на части или при помощи составления уравнения

Максимальный балл: 2 балла

 Критерии:

2 балла 

Ответ: казеина – 100 гр., нашатырного спирта 150 гр., воды 200 гр.

Верно указаны все три значения. 

1 балл 

Верно указано одно из чисел (либо 100, либо 150, либо 200), отсутствует название данного вещества или неверно. Или даны числа: 100, 150, 200. 

0 баллов 

Другой ответ или ответ отсутствует. 

ЗАДАНИЕ 3: Задача на процентное соотношение:

«Водоупорный казеиновый клей можно приготовить из казеина, нашатырного спирта и воды. Какой процентный состав указанных веществ, если известно, что в 900 г клея вошло 198 г казеина, 270 г нашатырного спирта и некоторое количество  воды?»

(решение может быть проведено как при помощи составления пропорции, так и с использованием определения процентного отношения: 198:900=0,22 или 22% - казеина, 270:900=0,3 или 30% - нашатырного спирта; 100 – (30+22) = 48% - воды)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: количество
  • Компетентностная область оценки: применять
  • Контекст: общественный
  • Уровень сложности: выше среднего
  • Формат ответа: задание с кратким ответом
  • Объект оценки: решать расчётную задачу, находить процентное отношение        
  • Максимальный балл: 3 балла

Критерии

Балл

Содержание критерия

3

Дан ответ: казеин – 22%, нашатырный спирт – 30%, вода – 48%

2

Указано два из трех процентных отношений, а другой ответ отсутствует или неверный

1

Дан один любой из верных ответов, а второй и третий ответ либо неверный, либо отсутствует.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре в 10 классе "Развитие функциональной грамотности через решение задач по математике"

Тема урокаРазвитие функциональной грамотности через решение задач по математикеЦель урокаформирование у учащихся логического мышления,  общих учебных умений и навыков: осмысливать задачу, выдвига...

Методическая разработка "Математические задачи для развития функциональной грамотности обучающихся"

Методическая разработка представляет собой подбор задач из различных источников для развития функциональной грамотности обучающихся.Материалы  разработки помогают моделировать с помощью математик...

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

Задачи на развитие функциональной грамотности.

Собрана подборка задач на развитие функциональной грамотности....