Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"
учебно-методический материал

Фролова Ольга Викторовна

         Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения.          Социально – политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять общеобразовательную политику в стране. Изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделали иностранный язык реально востребованным. В связи с этим появился вопрос: как поднять преподавание иностранного  языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения иностранному  языку, повысить эффективность каждого урока тем самым сформировать речевую компетенцию?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno_-_pedagogicheskiy_modul.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – педагогический модуль

                               (по обобщению опыта работы).

Опыт работы учителя немецкого языка

первой квалификационной категории Фроловой О.В.

Владимирская область, Меленковский район,

село Бутылицы, Бутылицкая СОШ.

«Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка».

Информационно – педагогический модуль

                               (по обобщению опыта работы).

Опыт работы учителя немецкого языка

первой квалификационной категории Фроловой О.В.

Владимирская область, Меленковский район,

село Бутылицы, Бутылицкая СОШ.

«Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся».

2. Условия возникновения опыта.

         Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения.          Социально – политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять общеобразовательную политику в стране. Изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделали иностранный язык реально востребованным. В связи с этим появился вопрос: как поднять преподавание иностранного  языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения иностранному  языку, повысить эффективность каждого урока тем самым сформировать речевую компетенцию?

       Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает:

  • расширение предметного содержания речи, применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения,
  •   развитие всех видов иноязычной речевой деятельности и их совершенствование в целях достижения коммуникативной компетенции.

Но осуществлению этого мешают следующие факторы:

- низкая учебная мотивация  учащихся,

- недостаточное количество речевых упражнений в УМК, дающих учащимся возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Этим и обусловлен мой собственный интерес к обозначенной проблеме.                            

                                                                                                                        -1-

3. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность овладения школьниками иностранным языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие  мировой культуры.

Достижение цели обучения иностранному языку, которая сводится к тому, чтобы развивать личность, способную и желающую общаться в межкультурной среде, невозможно сегодня без использования современных технологий развивающего обучения,в том числе интерактивных технологий,  способствущих более глубокому осмыслению учащимися изучаемого материала.  Практическое овладение иностранным языком невозможно без овладения языковыми, речевыми, социокультурными знаниями и умениями. Я педполагаю, что применение на уроках иностранного языка интерактивных технологий позволит повысить учебную мотовацию учащихся и уровень речевой компетенции.

Прогнозируемый результат.

  1. Повышение уровня функциональной грамотности каждого ученика в силу индивидуальных возможностей каждого:
  2. Сформированность языковой и лингвистической компетенций:

- овладение основными языковыми нормами,

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,

- формирование способности к анализу и оценке языковых фактов и явлений,

         3. Способность ученика к самообразованию и, как следствие, к          самовоспитанию.

4. Ведущая педагогическая идея.

Я считаю, что на сегодняшний день развитие устной речи учащихся является одной из главных образовательных задач, стоящих перед учителем иностранного языка. Рамки традиционного урока не позволяют решить эту проблему. Интерактивные технологии, с моей точки зрения, в наибольшей степени будут способствовать развитию речевой компетенции учащихся в условиях современного образования.

                                                                                                                            -2-

5. Теоретическая база опыта.

         В основе опыта лежит идея диалога Бахтина М. М.

Сегодня школа и педагогика находятся на пути к новому представлению об образовании, в основе которого лежит идея диалога. Применительно к обучению понятие «диалог» используется в нескольких смыслах: 1)диалог различных логик, культур, способов понимания; 2)диалог голосов,  когда в общении учащиеся и учителя не просто «проявляют» те или иные грани познаваемого, но и «определяют» свой собственный взгляд на мир, свой собственный личный смысл; 3)внутренний диалог как микродиалог с внутренним Собеседником, протекающий в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней. По мысли Бахтина М. М. , диалогизм в отличие от монологизма является «формой взаимодействия между равноправными  и равнозначными сознаниями». Человек может осмыслить собственное бытие и существование, находясь только в диалогических отношениях с другими людьми. Диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон (голосов, смыслов, точек зрения, сознаний). Диалог всегда согласие-несогласие, понимание-непонимание, слияние-разъединение. Работа Бахтина М. М. «Эстетика словесного творчества» помогает педагогу избежать очевидных, но грубых форм диалогизма. Ученик впускает другой голос в свой внутренний диалог, становиться участником поиска истины и вырабатывает свой, личностнозначимый голос. Только при таких условиях возможно становление личности как субъекта отношений и деятельности.

        Важную роль в формировании речевой компетенции учащихся играет технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И. Пассова. Согласно этой технологии,  любой урок представляется как решение речевой задачи. Система  упражнений  делится на условно – речевые (имитация и подстановка) и речевые (воздействие на собеседника). Упражнения  структурируются в блоки: происходит имитация, подстановка, трансформация, репродукция и продукция. Таким образом, отрабатывается каждая тема.

Задача речевых упражнений – это реализация основных функций общения информативной, регулятивной, этикетной и оценочной т. е. ученик должен уметь запросить информацию, сделать сообщение, знать способы поведения и т. д. Если раньше при разработке какой – либо темы я использовала так называемые топы (готовые сообщения) и плюс мнение учащегося, то сейчас эти топы будут расширены за счет самого ученика. Каким образом? Для выполнения этих речевых задач используются специальные речевые клише, что  позволяет помочь ученику выразить  свое собственное понимание происходящего в окружающем его мире.

                                                                                                                         -3-

        Настольными книгами для педагога являются работы по психологии и педагогике Мухаметовой Р. М., Коломинского Я. Л., Волкова И. П., позволяющие глубоко исследовать психические и физические возможности и способности детей младшего и среднего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста характерно наглядно – образное и действенное мышление: т. е. запоминание происходит через конкретные действия. Применяя интерактивные технологии обучения (развивающие игры такие, как ручеек, карусель и т. д.) достигается наиболее высокий результат в обучении. Для детей среднего и старшего школьного возраста характерно стремление к самостоятельности, критичности мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских отношений как личностных достижений. В зтом возрасте происходит заметное развитие волевых качеств, потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личный смысл. Задача педагога развитие способностей ребенка в деятельности. Этого можно добиться, применяя на уроке интерактивные формы обучения.  Помочь ученику расширить свое личностное пространство в ходе дня через систему полезных и интересных дел – одна из главных задач учителя, работающего в логике технологии интерактивного обучения.

Помощь в работе оказали и курсы повышения квалификации ВИПКРО.

6. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в разработке авторских материалов по организации учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка  с  использованием интерактивных технологий. Разработана система дидактических материалов, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка.

7. Технология опыта.

Основная задача при обучении иностранному языку - коммуникативная, т. е. обучение общению с целью развития интеллекта, повышения интереса к культуре другой страны и развитие способностей учащихся, использование иностранного языка  как инструмента общения в диалоге культур. Достичь успеха в данном направлении можно, используя интерактивные технологии обучения.

Существует несколько определений интерактивного обучения.

.Интерактивное обучение-сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, основанный на диалоге.

                                                          Всероссийский семинар. Москва 1999 г.

Интерактивное обучение - это научение стихийное или специально организованное на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением или развивающей средой.

                                                                                               Кларин М.В.

                                                                                                                            -4-      

Интерактивное обучение- это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность.

                                                                                               Жак Ж.  2001 г.

Интерактивный подход к обучению реализуется на основе законов целостности и единства педагогического процесса обучения, социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он оказывает влияние и на кострукционно - операционную технологию проектирования педагогического процесса, развивающего различные компетенции.

      Речевая компетенция означает владение способами формирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе воспитания и порождения речи.

                                                         Словарь методических терминов.

Речевая компетенция является промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции и подлежит усвоению в объеме, необходимом и достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами изучаемого языка, традициями культуры этого языка.

       Поэтому обучение на

уроках немецкого языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой

компетенции, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

 Учащиеся должны овладеть такими умениями, как-то:

○ умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию (слушание);

○ умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

○ умение создавать собственные письменные тексты на разные темы с

использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетенции – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно.

В соответствии с этим в 5 – 9 классах формируются и развиваются, а в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Эти три компетенции находятся в неразрывной связи, что обеспечивает интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, что, в свою очередь, является, в конечном счете, целью обучения немецкому языку в школе. А язык, как известно, проявляется в речи. Поэтому в последние шесть лет я уделяю большое внимание развитию речевой компетенции учащихся.

Как утверждает ученый – линвист В.В. Виноградов: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая   -5- опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

Основным компонентом педагогического процесса является цель обучения, которая влияет на все остальные составляющие: содержательную, процессуальную, технологическую и результативную. Четко определяемые цели помогают правильно осуществить отбор содержания, методов и приемов обучения, являются эталоном, который позволяет сделать выводы о степени результативности предложенного процесса обучения.

       Итак, цель опыта: создание условий для развития речевой компетенции учащихся через использование на уроке интерактивных технологий.

       Задачи: 

-Проанализировать и систематизировать литературу по данной проблеме;

-продиагностировать учебную мотивацию;

-разработать авторские материалы по организации учебной деятельности учащихся с использованием интерактивных технологий;

-повысить эффективность разработанных материалов в своей педагогической деятельности.

 Представленный опыт помогает мне выйти на более высокий уровень развития речевой компетенции учащихся.

Процесс развития и совершенствования речевой компетенции учащихся на уроке  делится на 3 этапа.

  1. Работа над лексикой. На данном этапе создается доброжелательная атмосфера, которая способствует активному включению учащихся в образовательный процесс.

  1. Подготовка к диалогу. Цель этого этапа - повторить и закрепить изученные речевые образцы для дальнейшего их практического применения и совершенствования.

  1. Диалог. Здесь подводятся итоги всей предыдущей работы. Учащиеся демонстрируют конкретные знания и умения, приобретенные ими в процессе всей подготовительной работы.

       Итак, 1 этап. Детям раздаются карточки со словами из различных тем. В классе среди детей выбираются 3-4 ученика, наиболее подготовленных для того, чтобы они со своими обобщающими карточками прошли по классу и выбрали среди других учеников ребят с карточками по их теме. Таким образом, образуются рабочие группы. Ребята называют слова, готовят предложения, составляют мини расссказы по своей теме. Здесь осуществляется содержательный компонент педагогического процесса. Содержательный компонент предполагает отбор и структурирование материала в качестве учебной основы для получения учащимися исторических, культурологических, экологических, социокультурных,  -6- страноведческих и других знаний о различных способах деятельности, формирования ценностных отношений к различным аспектам реального социокультурного окружения.  Учащимся предлагается большой выбор тем в социокультурной сфере общения: жизнь в семье, здоровый образ жизни, экологические проблемы, транспорт, проблемы свободного времени, а также темы страноведческого характера и т. д.  Происходит изучение отдельных компонентов, познание новой информации, отрабатываются умения углублять и систематизировать знакомую информацию, устанавливать и объяснять связи и отношения между изученными объектами и явлениями.

           Если на первом этапе усвоение материала связано с воздействием учителя на когнитивную и эмоциональную сферы  личности  школьников, то на втором этапе – на активную познавательную деятельность учащихся. Эта деятельность обеспечивает активное изучение материала. Учащиеся собирают необходимые по теме данные, анализируют их, обсуждают результаты.

        2 этап- это этап образования пар. Ребята работают над подготовкой сочетательного диалога. Для работы над устной речью важное  значение имеют этапы сочетательного диалога.

1). Вход в диалог (приветствие).

2). Поддержание диалога (выполнение задания, смена ролей).

3). Выход из диалога (поблагодарить, попрощаться).

4). Учет результатов диалога.

Ребятам дается диалоговый лист, из которого они выбирают нужные им фразы для работы над конкретной темой.

        3 этап. Диалог.

Ребята представляют готовый результат своей работы.  На уроке используются разные формы интерактивного обучения:

         1). Статичные пары (постоянные).

         2). Пары сменного состава.

         3). Статичные группы (постоянные).

         4). Мигрирующие группы (в движении).

         5). Фронтальная работа в кругу.

 Я использую в своей работе следующие принципы интерактивного обучения:

  1. Опора на имеющийся опыт.
  2. Активность.

     а). Физическая активность. (Дети меняют рабочее место,  говорят, пишут, слушают, рисуют, играют).

     б). Социальная активность. (Дети не равнодушны к окружающей действительности, задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.)

     в). Познавательная активность. (Учащиеся находят сами решения проблем, выступают как один из первоисточников личностного опыта).  -7-

Условиями достижения результата должны стать:

  1. Компетентность учителя в области своего предмета, психологии и вопросах воспитания;
  2. Учитель должен воспринимать ученика как субъекта образовательной деятельности и процесс образования должен нести двустороннюю направленность : учитель          ученик;
  3. Ситуация успеха должна сопутствовать каждому ученику на каждом уроке ;
  4. Атмосфера сотрудничества на каждом уроке.
  5. Атмосфера комфортности: ощущение эмоционального благополучия и безопасности в ходе педагогического взаимодействия

    Важнейшим компонентом технологии является диагностика обученности на разных этапах обучения (входящая, промежуточная, итоговая). В ней большую роль играют тесты.

Результативность.

Успешная реализация целей и задач данной работы привела к положительным результатам как для учащихся, так и для учителя.

Разработан богатый дидактический материал для работы с учащимися различных категорий. Применение интерактивных технологий на уроках иностранного языка позволило изменить отношение к предмету, повысить мотивацию к обучению.

В настоящее время на факультете иностранных языков ВГПУ обучается 2 выпускника школы.

Ученики занимают призовые места на городских олиппиадах (2008 год-Серегина Мария, 2010 год-Биньковская Ксения).

В течении 7 лет я имею 100% успеваемость по предмету. За последние 3 года качественный уровень обученности повысился с 43%  до 48%.

Учащиеся показывают по результатам ежегодных мониторингов высокий уровень обученности.

                                                                                                             -8-

Адресная направленность опыта.

Данный опыт может быть использован учителями немецкого языка,      

русского языка различных учебных заведений, заинтересованных в высоких результатах по формированию  навыков устной речи учащихся.

Представленные разработки помогут  учителям разнообразить организацию учебного процесса.

                                                                                                                  -9-

Диагностика.

Приложения.

1. Ранжирование школьных предметов.

2. Анкета « Как я отношусь к немецкому языку?»

3. Качество обученности по немецкому языку с 2008 по 2010 учебный год.

4. Средний балл.

5. Отслеживание коммуникативной компетентности учащихся.

                                                                                                                           -10-

 Приложение 1.   Исследование по вопросу приоритетности немецкого языка как учебного предмета среди   учащихся 5-9 классов:

Школьные предметы

Количество учащихся

Литература

36

Биология

30

Русский язык

46

Немецкий язык

35

География

32

История

48

Математика

29

 

 Исследование среди учащихся  5-9 классов  по вопросу приоритетности учебных предметов показало:   из 70 опрошенных учеников по степени значимости на 1 месте оказались предметы:

история , русский язык, литература, немецкий язык.

                                                                                                                       -11-

Приложение 2.

Анкета «Как я отношусь к немецкому языку?»

.Отношение к предмету.

Количество учащихся

1.Данный предмет интересен

20

2. Нравится, как преподает учитель

35

 3. Его нужно знать всем

45

4. Он нужен для будущей работы

43

5. Он легко усваивается

21

6. Он заставляет думать

19

7. Он считается выгодным

18

8. Он требует наблюдательности, сообразительности

26

9. Он требует терпения

43

10. Он занимательный

31

11. Друзья интересуются им

24

12. Интересны отдельные факты

34

13. Родители считают его важным

32

14. У меня хорошие отношения с учителем

44

15. Учитель часто хвалит

46

16. Учитель интересно объясняет

36

17. Получаю удовольствие при его изучении

28

18. Знания по предмету необходимы при поступлении в институт

39

!9. Он способствует развитию общей культуры

37

20. Он влияет на изменение знаний об окружающем мире

22

21. Просто интересно

25

В анкетировании  принимали участие 70   учащихся 5-9 классов. Результаты данного анкетирования показали высокую мотивацию к изучению немецкого языка среди школьников второй ступени.                                                                                    -12-

Приложение 3. Качество обученности по немецкому языку с 2008 по 2010 учебный год.

5-7 класс

Годы

 Качество обученности. %

2007-2008

43

2008-2009

45

2009-2010

47

Качество обученности по немецкому языку  5 класса с 2007 по 2010 годы имеет положительную динамику: с 43% до 47%

                                                                              -13-

6-8 классы.

Годы

Качество обученности %

2007-2008

43,5

2008-2009

46,2

2009-2010

48

Качество обученности по немецкому языку  6 класса с 2007 по 2010 годы имеет положительную динамику: с 43,5% до 48%

                                                                                                        -14-

7-9 класс.

Годы

Качество обученности %

2007-2008

42,5

2008-2009

44

2009-2010

46

Качество обученности по немецкому языку  7 класса с 2007 по 2010 годы имеет положительную динамику: с 42,5% до 46%

                                                                                                      -15-

Приложение 4. Средний балл.

Средний балл.

5 класс   (2007-2010)

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

                                                                                                        -16-

Средний балл.6 класс (2007-2010).

годы

баллы

2007-2008

3,3

2008-2009

3,6

2009-2010

4,0

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

                                                                                          _17-

Средний балл.

7 класс (2007-2010).

годы

баллы

2007-2008

3

2008-2009

3,4

2009-2010

3,8

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

                                                                                            -18-

Средний балл.

8 класс (2007-2010).

годы

баллы

2007-2008

3,2

2008-2009

3,3

2009-2010

3,7

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

                                                                                  -19-

Средний балл.

9 класс (2007-2010).

годы

баллы

2007-2008

3,1

2008-2009

3,2

2009-2010

3,5

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

                                                                                                         -20-

Приложение 4. Отслеживание коммуникативной компетенции учащихся.

Основные умения учащихся:

                                                                                                                                                                                           

  1. определять тему текста;
  2. определять идею текста;
  3. запоминать конкретные факты и соблюдать их последовательное изложение;
  4. участвовать в диалоге;
  5. строить монолог, опираясь на лексику и знания основных речевых образцов.

Параметр №1. Умение определять тему текста.

Годы

Умение определять тему текста. %

2007-2008

40

2008-2009

48

2009-2010

65

                                                                                                 -21-

Параметр №2. Умение определять идею текста.

Годы

Умение определять идею текста. %

2007-2008

38

2008-2009

46

2009-2010

59

                                                                                                    -22-

Параметр №3. Умение запоминать конкретные факты и соблюдать

их последовательное изложение.

Годы

Умение запоминать конкретные факты и соблюдать

их последовательное изложение. %

2007-2008

30

2008-2009

43

2009-2010

52

                                                                                                                 -23-

Параметр №4. Умение участвовать в диалоге.

Годы

Умение участвовать в диалоге. %

2007-2008

52

2008-2009

61

2009-2010

68

Параметр №5. Умение строить монолог, опираясь на лексику и знания основных речевых образцов.

Годы

Умение строить монолог, опираясь на лексику и знания основных речевых образцов. %

2007-2008

19

2008-2009

23

2009-2010

36

Диагностика показывает, что прослеживается положительная динамка в формировании коммуникативной компетенции.                                  -24-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.Кожухарь Т.А. (МБОУ СОШ №5 пос. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край) В последние годы в работе учителей английского языка...

Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся

Опыт работы был обобщен на районном методическом объединении учителей иностранного языка.Учитель делится своими наработками и считает, что применение на уроках иностранного языка интерактивных техноло...

Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...

Обобщение педагогического опыта. Тема "Критическое мышление как средство познания учебного материала на уроке биологии."

Деятельность учащихся на уроках с использованием приемов  развития  критического мышления на уроках биологии позволяет определить ценностное отношение ученика к  предмету, к собственной...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Обобщение педагогического опыта "Предметная декада как эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся"

Предметная декада дает возможность развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное - это заинтерес...