«Эффективные методы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории»
опыты и эксперименты

«Эффективные методы подготовки учащихся

к ЕГЭ по истории» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_itogovoy_attestatsii.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные методы подготовки учащихся

к ЕГЭ по истории»

   

С.Нижний Саянтуй

     

         Мои ученики сдают ЕГЭ по истории.  Выбирают ее реже, и конечно, не такое количество детей, как по обществознанию. Например, в 2022 году сдавали 2 человека:

1-й ученик заявил, что историю будет сдавать для того, чтобы проверить себя

2-й сказал: История мне нужна для поступления в ВУЗ.

       История – предмет специфичный. В отличие от обществознания, где может выручить широкий кругозор и общая информированность о социальных процессах, подготовка к ЕГЭ по истории требует твердых знаний дат (а это память!), событий (а это чтение большого объема материала!), умения их описывать (а это гуманитарный склад мышления!).

       Кроме того, термины, ориентация на исторической и географической карте, визуализация памятников искусства, иллюстрирующих события разных периодов истории России.

        Проанализировав свою работу, стало понятно, что «изобретать велосипед» не придется. Важно изначально настроить учеников на позитивную работу, а также выстроить четкий алгоритм работы для себя, определить структуру занятий.

     При подготовке к ЕГЭ по истории, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Некоторые общие методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома:

1) Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.

На уроках постоянно составляем многочисленные таблицы, схемы, логические цепочки и т.д., которые помогают структурировать материал. Например, 6 класс – тема «Восточные славяне». Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:

 Племена

Места заселения

Главный город

Основные занятия

Кому платили дань или с кого собирали

по Петровской эпохе – 7 класс, необходимо показать взаимосвязанность его внешней, внутренней и культурной политики. Предлагается заполнить несколько таблиц.

Органы государственной власти при Петре I

 Орган государственной власти

Его функции

Кем осуществлялись ранее

 1.Социальная структура при Петре I

 Сословие

Обязанности

Привилегии

2) Метод «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по истории Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».

3) Отработка дат, хронологии, понятий

В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 6-8 классах учебные тренажёры и проверочные тесты формата ГИА (ОГЭ).

Например, 7 класс -часть А -работа с датами. Первый уровень образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень –проверочный тест, за который он получит отметку.

4) Умение работать с историческим источником

Большую помощь в организации работы с историческим источником мне оказывают материалы учителя истории и обществознания высшей категории, Монданова Елена Семеновна, методист БРИОП.

5) Работа с картографической и иллюстративной информацией.

Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:

-самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

- нанесение объектов на контурную карту;

- ответы на вопросы по исторической карте.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Фридрих Дестервег

В процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по истории применяю следующие методические приёмы использования ИКТ:

1) презентации Power Point

два основных типа:

- классические, предназначенные для изучения нового материла,

- презентации для повторительно-обобщающих уроков.

Плюсы презентации при подготовке к ЕГЭ:

- простота и удобство в изучении нового материла;

- большой объём теоретического материла, как основного, так и дополнительного;

- возможность отработать необходимые навыки для решения заданий разного типа;

- эффективное закрепление и повторение экзаменационного материала;

- самостоятельное использование учащимися материала презентаций.

Минусы презентации при подготовке к ЕГЭ:

- невозможность представить задания с таблицами и диаграммами;

- невозможность представить в полном объёме все типы заданий 2 части (например, работа с текстом);

- чрезмерное использование презентаций в ущерб другим средствам подготовки к экзамену;

- проблемы технического характера.

2) интернет - ресурсы (открытый банк заданий ФИПИ, Решу ЕГЭ, ОГЭ и др.) алгоритм работы с интернет - ресурсами заключается в следующем:

- консультации с учащимися;

- самостоятельная работа учащихся;

- корректировка деятельности учащихся.

Плюсы использования интернет - ресурсов при подготовке к ЕГЭ:

- источник получения информации об экзамене;

- возможность самостоятельной работы;

- онлайн-тестирование с последующим разбором ошибок.

Минусы использования интернет - ресурсов при подготовке к ЕГЭ:

- затруднения при отборе нужной информации;

- чрезмерная увлечённость подготовки в интернете;

- бессистемный характер работы детей в интернете.

Применение ИКТ в 10-11 классах осуществляется мной по следующей системе:

- презентации – на протяжении всего учебного года, теоретический материал и задания к нему на каждом уроке, дополнительных занятиях; презентации обобщающего характера на итоговых занятиях;

- интернет-ресурсы – по мере необходимости на уроках, но в основном в рамках самостоятельной работы учащихся.

 План работы по подготовке к ЕГЭ (на год)

Работа с документами по ЕГЭ

- изучить нормативные правовые акты;

- проанализировать демо-версии экзаменов;

- проработать правила для участников на экзамене;

- познакомить с правилами заполнения бланков;

- изучить систему оценивания работ;

- изучить кодификатор содержание экзаменационной работы для проведения ЕГЭ в 11 классе по истории;

- познакомить с рекомендациями по подготовке экзаменов;

- изучить перечень контрольно-измерительных материалов.

Анализ сдачи ЕГЭ за прошлые годы по школе, району.

Подбор материалов по истории за прошлые года

Работа с материалами печати по ЕГЭ.

- Сдать экзамены по новой форме.

- Как сдать ЕГЭ?

- О плюсах и минусах ЕГЭ.

Практическая работа.

- проведение консультаций в 11- классе (четверг);

- уделять на уроках время на повторение;

- применять различные виды деятельности (работа с текстами, таблицами, диаграммами)

- применять различные формы контроля знаний (устно, письменно, эссе, тесты, анализ текстов);

- самообразование по данной теме;

- постоянный контроль за подготовкой учащихся 11 класса;

- проведение пробного экзамена

 

Заключение: Задача учителя, который готовит выпускника к экзамену по истории не завалить его огромным количеством дат и фактов и понятий. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!