СТАТЬЯ "МЕТОД «ПОГРУЖЕНИЯ» И ПРИЁМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
статья
В статье демонстрируется опыт работы школьного учителя русского языка и литературы: использование метода «Погружения» и приёмы его реализации на уроках русского языка и литературы.
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ №809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей», где говорится: «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России»
В реализации этого Указа, конечно же, в первую очередь, большая ответственность ложится на школу.
«Знания без воспитания — меч в руках сумасшедшего» — утверждал Дмитрий Иванович Менделеев. Именно поэтому основная деятельность педагога должна заключаться в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляться с помощью методов и приёмов обучения и воспитания во время уроков. Для этого разработано много методов, приёмов, компонентов, моделей уроков.
Как мы уже убедились, разработки и использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. Так, ученый, методист и педагог М.П. Щетинин ещё в 1986 году в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию метода «погружения». Хочу предложить вам пример того, как я выстраиваю урок-погружение, в чем для меня особенности этой педагогической технологии, какие компоненты и приемы использую в рамках такого обучения.
Особенности метода погружения, разработанные М. П. Щетининым, я, взяв их за основу, трансформирую под свой формат урока, ориентируясь, в первую очередь, на культивирование культурно – этического воспитательного аспекта в ходе урока, при помощи чего нарабатываю и закрепляю материал по теме урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
МЕТОД «ПОГРУЖЕНИЯ» И ПРИЁМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Акинина Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» села Старомарьевка
Грачевского муниципального округа Ставропольского края РФ
Е-mail: akinina.1974@mail.ru
Аннотация. В статье демонстрируется опыт работы школьного учителя русского языка и литературы: использование метода «Погружения» и приёмы его реализации на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: нравственность, метод обучения, урок – погружение, компоненты урока, модели погружения, живопись, музыкальная композиция.
Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения. Но при всём этом на первое место в образовательной системе должно выходить этическое начало, а только потом – знания. Россия – многонациональное государство. Единая политическая система, объединяющая народы, недолговечна, если большая часть населения безнравственна, ведь успех любого государства зависит от наличия высоких этических начал, что способствует развитию гражданственности и патриотизма. Именно поэтому президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ №809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей», где говорится: «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России»
В реализации этого Указа, конечно же, в первую очередь, большая ответственность ложится на школу.
«Знания без воспитания — меч в руках сумасшедшего» — утверждал Дмитрий Иванович Менделеев. Именно поэтому основная деятельность педагога должна заключаться в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения и воспитания во время уроков. Для этого разработано много методов, приёмов, компонентов, моделей уроков.
И. Д. Зверев дал следующее определение методам обучения: «Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем».
Как мы уже убедились, разработки и использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. Так, ученый, методист и педагог М.П. Щетинин ещё в 1986 году в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию метода «погружения». Такие уроки рассматривались, прежде всего, в рамках концентрированного обучения, предлагающего такие методы и приемы, которые позволяют ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы.
Хочу предложить вам подробно, как я выстраиваю урок-погружение, в чем для меня особенности этой педагогической технологии, какие компоненты и приемы использую в рамках такого обучения.
Особенности метода погружения, разработанные М. П. Щетининым, я, взяв их за основу, трансформирую под свой формат урока, ориентируясь, в первую очередь, на культивирование культурно – этического воспитательного аспекта в ходе урока, при помощи чего нарабатываю и закрепляю материал по теме урока.
Обязательными компонентами урока-погружения являются активные формы обучения, подача информации крупным блоком, артистические средства, контроль знаний. Чаще всего начало урока мною отводится на артистические средства, которые помогают создать эмоционально-чувственную обстановку на уроке: использую игры, танцы, музыку, песни, картины… Например, в 7 – ом классе урок родного русского языка по теме «Притча. Особенности языка жанра притчи» можно начать, обратившись к живописи и классической музыке. Можно выбрать полотна художников, на которых дан образ судьбы, и побеседовать по этой теме.
Приведу примерный фрагмент начала урока - погружения: диалог учителя с учениками.
- Как вы думаете, человек в жизни всё может выбирать, или есть что – то, что не подвластно выбору?
- Человек может выбрать для себя день, когда ему родиться, место, где он будет рождён, родителей?
- Обратите внимание на то, что эти моменты, которые человеку не подвластны для выбора, являются самыми дорогими для человека: малая Родина, страна, родители.
- А мы можем эти жизненные моменты назвать судьбою?
- Что для вас судьба?
- Верите ли вы в судьбу?
- А что бы вы нарисовали, если бы вас попросили изобразить образ судьбы на бумаге?
Предложите ученикам рассмотреть полотно Иконникова Алексея Дмитриевича (1878 г. – 1952 г.) «Судьба».
- Обратите внимание, кто является главным героем картины и почему?
- Судьба на картине положительный персонаж или отрицательный? Почему?
- Мы можем сказать, что на полотне А. Д. Иконникова судьба представляется в виде внешней высшей силы, безликого божества?
- Над кем возвышается Судьба?
- Что вы можете сказать о людях, изображённых на полотне?
- Рассмотрев полотно «Судьба», скажите – поменялось ли ваше мнение о судьбе или нет?
- Мы можем сказать, что у людей не может быть одинакового мнения о судьбе?
- Предлагаю обратиться к классической музыке – «Симфонии №5» (1888 года) П. И. Чайковского.
(Звучит композиция классической музыки)
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка: радости, грусти, отчаяния, безысходности…? Почему?
- Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала великого русского композитора. Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе судьбы (рока), стала «Симфония №4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии №5» - произведении, которое замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев характеризовал как одно из лучших сочинений Петра Ильича. Образы Судьбы в нём трагичны и чрезвычайно глубоки. В этой музыке выражен мир чувств не знающей покоя души в её извечном стремлении к любви и смиренном страхе перед судьбой. Музыкальные критики и знаменитые дирижёры стараются постичь скрытый смысл этого выдающегося произведения и разгадать замысел маэстро: кто же всё – таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?
Некоторые утверждают, судьба – это мрачная тупая сила, абсолютно независимая от человеческой воли. Так ли это? Может ли человек влиять на свою судьбу или нет?
(Этот фрагмент урока, как этап погружения, можно использовать при изучении главы «Фаталист» по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова на уроке литературы)
Далее включаю следующий компонент метода погружения «Подача информации крупным блоком». Это относится, прежде всего, к выбору дидактического материала. Для урока-погружения я готовлю материал, который имеет детализированный характер и позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие.
- А как вы думаете, в художественной литературе писатели затрагивают тему судьбы?
- Я предлагаю убедиться в этом на примере произведений жанра Притча.
- Давайте вспомним, что из себя представляет жанр притча? Обратимся за помощью к учебнику.
И далее идёт работа по глубокому изучению темы по тестам произведений изучаемого жанра (притча) с тематикой «Судьба».
Для закрепления изученного материала пользуюсь компонентом «Активные формы обучения». Чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы. Учащимся предлагается часть притчи о судьбе, которую они должны закончить сами. Для более сильных учащихся предлагается начало притчи о судьбе, которую они должны развить и закончить, выдерживая при этом все особенности жанра притчи, которые были изучены в ходе урока.
Завершается урок компонентом «Контроль знаний», который проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания творческого толка. На этом этапе включается и рефлексия.
В разработке и проведении урока – погружения использую модели погружения. Эти модели предлагаются разными методистами. Но все они строятся на базе теории, предложенной М.П. Щетининым.
Модели погружения
- Погружение в образ.
- Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через призму материала другого предмета. Например, урок русского языка или литературы связать с изучением истории, живописи, музыки.
- Метапредметное погружение — это уже более практическое направление, когда урок строится на погружении в реальную среду. То есть, для восприятия новых терминов и понятий используются вполне жизненные ситуации.
- Эвристическое.
- Погружение в сравнение.
- Погружение в культуру.
Алгоритм подготовки урока-погружения
- Составление учителем понятийного словаря.
- Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
- Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
- Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
- Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.
Главная особенность урока-погружения в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: культивирование нравственных качеств у учащихся, удовольствие учащихся, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь. Причем, несмотря на то, что расслабленность и радость упоминаются как ведущие принципы, урок-погружение — это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. А единство сознания и подсознания обеспечивается за счет того, что подача нового материала строится так, чтобы активизировать чувственное восприятие учеников, развивая их музыкальные, художественные, хореографические таланты.
Таким образом, урок-погружение может быть проведен по любому предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение приёмам понимания текста на уроках русского языка и литературы
Обучение приёмам понимания текста на уроках.СодержаниеI. Текст. Понимание текста. Источники.II. Модель работы читателя с текстом. Источники.III. Виды и приёмы чтения. Источники.IV. Програм...

Приёмы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
В данной статье даётся информация о педагогической технологии - технологии развивающего обучения, которая способствует развитию познавательных интересов учащихся и их творческой активности....

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....

Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы
Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методиче...
Приёмы технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Презентация к урокам, построенным с применением приёмов технологии РКМЧП. Презентация содержит краткое описание наиболее продуктивных приёмов и примеры их использования на уроках русского языка. Данна...
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРИЁМЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматриваются понятие и компоненты функциональной грамотности, одним из которых является читательская грамотность. Отмечается, что читательская грамотность – относительно молодое поня...

Приёмы воспитания патриотизма на уроках русского языка и литературы
Представленные приёмы помогут учителю интересно выстроить работу на уроке, с целью формирования патриотизма у учащихся....
