Учебное занятие по обществознанию, 9 класс: "Трудовое право для несовершеннолетних"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Макарец Светлана Геннадьевна

Учебное занятия для учащихся 9 классов с применением интерактивных форм и методов обучения. Особенность занятия - самостоятельная деятельность учащихся. Итогом работы детей является созданный пакет практической помощи "Юридический консультант".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебное занятие с презентацией48.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

Методическая разработка по праву

" Трудовое право для несовершеннолетних  "

Автор:                                                      Осипова Светлана Геннадьевна

                                                                  учитель истории и обществознания  

Проведено:                                              в 2010-2011, 2011- 2012      

г. Братск, 2013

Пояснительная записка

         Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике.

        К гражданской компетенции можно отнести и способность подростка самостоятельно использовать свои права на труд.

      Трудовая занятость, наличие трудовых навыков и компетенции в области защиты своего права на труд является одной из главных проблем подростков 14-17 лет.   Для одних, неофициальное трудоустройство обернулось  обманом, невыплатой денег и полным разочарованием и демотивацией к труду. Другие же подростки с помощью неофициального труда получили такое вознаграждение, которое, возможно, не заработали бы на официальной работе. Эти полярные ситуации схожи в одном – они обе формируют негативное отношение к официальному труду и не стимулируют подростков к формированию чувства ответственности за свои действия. Те же, кто хотел бы начать свой трудовой путь, имели трудности в оформлении необходимой для трудоустройства документации. К тому же следует добавить, что  работа для подростка является не столько источником средств к существованию, сколько одним из важных каналов социализации.

        Уроки обществознания и новые подходы к образовательному процессу позволяют решить часть этих  проблем. В первую очередь познакомить подростков с правовыми аспектами трудоустройства несовершеннолетних в России,  научить определять нарушение прав с помощью решения практических задач, а так же формировать навыки самостоятельного применения законов о труде.

        Данный урок " Трудовое право для несовершеннолетних  "

проводится в 9 классе и является подтемой модуля «Человек и его права»  по учебнику «Обществознание»  А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой.

( параграф 14 «Труд и право»»). Урок рассчитан на 2 академических часа.

    Главным отличием данного урока  является использование АСО

( адаптивной системы обучения), которая прослеживается в построении учебного занятия.

Целевые ориентации учебного занятия ( в отличие от традиционного урока):

  1. Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей
  2. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  3. Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.  

А так же обязательное применение технологии групповой работы на уроке:

  1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  2. раздача дидактического материала;
  3. планирование работы в группе;
  4. индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,   уточнения);
  6. сообщение о результатах работы группы;
  7. общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Цель урока:

-познакомить и научить применять на практике обучающихся с нормативно-правовыми документами, регламентирующие трудоустройство несовершеннолетних;

Задачи урока:

Образовательные – познакомить с Трудовым кодексом РФ, видами трудового договора, обязательными документами для устройства на работу, правилами собеседования с работодателем.

Развивающие – формировать и развивать навыки работы с интернет ресурсами, с первоисточниками, с документами; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки.

Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к правам человека как основам демократического правового общества.

      Данный урок, прежде всего, решает задачи компетентностного подхода, поэтому уместно показать какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ДАННОМ УРОКЕ:

Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения,  ориентация на ценность – труд и самоопределение,  установление связи между целью обучения  и его результатом, решение трудовых  делем.

Регулятивные УУД:  оценка, волевая саморегуляция времени и  поведения, контроль.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний,  построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез, сериация.

Коммуникативные УД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся – работа в парах, в  группе

Класс: 9

УМК- А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой.

Форма: учебное  занятие в форме практикума 2 часа.

Тема: Трудовое право для несовершеннолетних.

Целевые ориентации учебного занятия:

  1. Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей
  2. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  3. Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.  

Цель урока:

-познакомить и научить применять на практике обучающихся с нормативно-правовыми документами, регламентирующие трудоустройство несовершеннолетних.

Предполагаемый результат: наглядный продукт- папка «В помощь для устройства на работу».

Задачи урока:

Образовательные – познакомить с Трудовым кодексом РФ, видами трудового договора, обязательными документами для устройства на работу, правилами собеседования с работодателем.

Развивающие – формировать и развивать навыки работы с интернет ресурсами, с первоисточниками, с документами; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки.

Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к правам человека как основам демократического правового общества.

  1. Личностные УУД умение выделять нравственный аспект поведения,  ориентация на ценность – труд и самоопределение,  установление связи между целью обучения  и его результатом, решение трудовых  делем.
  2. Регулятивные УУД:  оценка, волевая саморегуляция времени и  поведения, контроль.
  3. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний,  построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез, сериация.
  4. Коммуникативные УД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся – работа в парах, в  группе

Оборудование: мультимедийное устройство, экран, компьютер, презентация к уроку.

Раздаточный материал: пакет заданий для групп, песочные часы для каждой группы.

Ход урока

Структурные элементы

учебного занятия

Основные действия учителя на этом этапе:

Основные действия обучающихся

Установить связь между деятельностью учителя и деятельностью учащихся; обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы на уровне внутренней мотивации; включить их в продуктивную учебную деятельность.

Возникало ли у вас желание устроиться на работу в летнее время?

Кто из вас уже прошел этот опыт?

Чаще всего, куда может устроиться подросток в вашем возрасте?

Какие трудности встречают подростки при устройстве на работу?

Сегодня мы с вами открываем практикум «Консультант Плюс»

Наш девиз «Учись учиться»

Наши правила

1. Работаем  в группе по всем правилам.

2. Четко следуем инструкциям.

3. Время ограничено.

4. Усилием воли  все преодолимо.

5. Помни – от твоей работы зависит общий результат.

Сегодня учимся:

1. Работать с документом ( Выписки из Трудового кодекса)2.

2. Использование Интернет ресурсов – как средство поиска информации.

3. Составлять деловые бумаги.

4. Работать в группе  

5. Решение практических задач.

Независимая самостоятельная практика учащихся. Задача этого этапа: обеспечение процедуры усвоения нового материала; применение знаний, способов действий в измененной ситуации

Работа в  группах.

Каждая группа  имеет пакет заданий, условия работы в группе.

Самоконтроль и самооценка результатов работы. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий; необходимая коррекция




Учитель показывает правильные ответы на слайдах.





Транслирование своих результатов работы с одновременной проверкой результатов.




Рефлексия – самооценка, заполнение протокола

 Подведение итогов учебного занятия. На этом этапе важно: анализ и оценка успешности достижения цели; определение перспективы последующей работы


Какая цель стаяла перед нами?

Чему  вы сегодня научились?

Какое настроение у вас по окончанию практикума.

Это я прошу вас написать  на «Заборе»


( подведение итогов по рефлексии)

7этап - Информация о домашнем задании. Задачей этого этапа является: обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания

 Подумайте и разработайте индивидуальный план «5 шагов для  успешного устройства на работу»

Раздаточный материал:                                                  

Задание с компьютером – 1 ученик.

Цель: найти определение юридических терминов «гипотеза», «диспозиция», «санкция» и выпиши ключевые слова к пониманию термина.

Алгоритм работы

1. Откройте браузер для просмотра Интернет

2. В адресной строке  введи адрес сайта http://www.yandex.ru/

3. Когда откроется страница сайта, в окне поиск введи фразу без кавычек «Большой юридический словарь ОНЛАЙН», нажми «найти».

4. Откройте  страницу

5. В окне поиск введи  искомое слово «гипотеза», нажми «найти».

Выпиши определение слова в упрощенном виде, выделив в общем определении ключевые слова.

Затем закрой именно эту страницу.

6. В окне поиск введи  искомое слово «диспозиция», нажми «найти». Выпиши определение слова в упрощенном виде, выделив в общем определении ключевые слова.

Затем закрой именно эту страницу.

7. В окне поиск введи  искомое слово «санкция», нажми «найти». Выпиши определение слова в упрощенном виде, выделив в общем определении ключевые слова.

Затем закрой именно эту страницу.

Проверь,  все ли выполнил задание. Закрой все страницы, выйди из Интернет


Задание по памятке « Составление делового письма» - 1 ученик

Вспомни памятку об оформлении делового письма ( русский язык 6класс).

Памятка по составлению деловых бумаг

1. Помните общие  требования, предъявляемые к деловому письму: точность, краткость, ясность излагаемого содержания, единая внешняя форма, общепринятая, стандартное расположение частей текста.

2. Первая составная часть заявления – кому ( название учреждения, Ф.И.О. должностного лица в творительном  падеже)

Вторая составная часть- от кого (Ф.И.О. в родительном  падеже без предлога, дата рождения , например 12.05.95.г.р., адрес проживания)

 Обе части  заявления пишутся в верхнем правом уголке листа и точка не ставится

3. Заголовок – заявление – пишется в середине следующей строки с маленькой буквы, т.к. начальная часть документа является одним предложением, в конце ставится точка.

4. Текст заявления ( просьба) пишется с красной строки с большой буквы. При рассмотрении жалобы   указывается ( причины обращения, кто нарушил право, когда – дата, время)

5. Внизу, слева, ставиться дата, справа – подпись подателя заявления.

6. Желательно приложить к заявлению подтверждающие документы ( приказ, трудовой договор, другие)

Задание: составить  форму письма на оборотной стороне листа.

Работа с документом – 2 ученика

1. Изучите внимательно статьи Трудового законодательства о труде несовершеннолетних и  выпишите номер статьи:

- заключение трудового договора -

- испытательный срок –

- применение труда на опасных работах -

- рабочее время-

- отпуск-

- выходные дни-

другие





Задания для всей группы  

1. Выделите прямо в тексте

Гипотеза – в теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия.

Диспозиция – (от лат. dispositio-расположение)-структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права…. ибо указывает действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия.

Санкция – часть нормы права, которая указывает на юридические последствия соблюдения или несоблюдения диспозиции правовой нормы.


Ст.70 ТК РФ … Испытание при приеме на работу не устанавливается для…. лиц, не достигших возраста восемнадцати лет

Ст.63. ТК РФ … С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего труда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.







2. Решите задачу про Золушку.

Устный ответ:  нарушение, согласно статьи №…, диспозиция……

Для удобства запиши:

1. Первое нарушение – статья №








Найдите ошибки в письме   жалобе на мачеху от лица Золушки.

                                                                                                                      Председателю комиссии

                                                                                                                     по делам несовершеннолетних

                                                                                                       и защите прав ребенка

                                                                                                                     Центрального округа г.Братска

                                                                                      Королю И.И.

                                                                                                  от Золушки, 1995 г.р.,

                                                                                                       проживающей по адресу

                                                                                                    ул. Купеческая, дом 15.

Заявление

Прошу Вас рассмотреть жалобу  на мою мачеху по факту нарушения моих

трудовых прав .

15 и 16 декабря 2009 года в субботу и воскресенье, включая ночное время, мне определили объем работы. Вся работа была мной выполнена. При выплате заработной платы за декабрь месяц,  размер оплаты  не изменился.

К заявлению прилагаю:

объем работ на 15 и 16 декабря 2009г.

квитанцию о начислении заработной платы.



                                                                                                                (Подпись)   Золушка

Задача про Золушку

Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приеме девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трех месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придется работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к ее удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила ее работать крупье в придворный игорный, клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь по лесу, она пела свою детскую песню. Ее прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалеку. Он влюбился в нее с первого взгляда и предложил Золушке руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать ее трудовые права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в 9 классе "Роль права" с использованием интерактивных приёмов

Конспект урока обществознания в 9 классе "Роль права в жизни человека, общества и государства"  содержит материалы, которые учитывают индивидуальные возможности обучающихся, создают ...

Учебное занятие по обществознанию, 9клас: "Можно ли избежать дорогу к бедности"

Данное занятие поможет детям определиться с профилем в 10 классе, учит работать с документами, кооперации. Архив состоит и пакета заданий группам, сценария и раздаточного материала....

Конспект учебного занятия по обществознанию в 7 классе "Подросток в социальной среде"

Конспект учебного заняти, где определены этапы урока и содержание деятельности обучающихся, прилагаются схемы...

Метапредметное учебное занятие по обществознанию 10 класс по теме "Изменение и развитие"

Урок в рамках конкурса "Учитель года Хабаровского края-2011"...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность".

Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность", 1 курс СПО. В процессе занятия студенты изучают материал, работая с фрагментами научно-популярных текстов....

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Гражданское право"

Технологическая карта учебного занятия предназначена для проведения учебного занятия по обществознанию для студентов 2-го курса техникума....