Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Максимчук Светлана Викторовна

Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько понимания сущности процессов и явлений в обществе. Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено проблемными задачами различного уровня сложности. Для этого применяются современные технологии, например, такие как метод кейса, что даёт возможность учителю выявить способных, одаренных учащихся, которые готовы  самостоятельно анализировать, принимать решения и разбираться в процессах жизни общества. Использование элементов проблемного обучения позволяет создавать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания учебного материала, а самое главное сохранить интерес к изучению предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджет и способами его формирования.

Задачи: 1. Дать знания о бюджете.

              2. Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета.

              3. Развивать умения обобщать знания по изученному материалу.

Тип урока: проблемный с элементами игры.

Вид урока: урок получения новых знаний.

Методы: работа с терминами, кейсом, деловая игра, беседа, работа в группах, применение мультимедийной презентации.

Средства обучения: листы бумаги А3, игровое табло, фломастеры, кейс (24 шт.), памятка по составлению бюджета, калькуляторы, жетоны, форма-бланк для составления бюджета, компьютер, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

     1. Работа с терминами «доход», «бюджет».

     2. Работа с кейсом по проблеме формирования семейного бюджета.

     3. Деловая игра «Составим бюджет своей семьи».

     4. Защита бюджета.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Конспект урока.

Действие учителя, ответы учащихся

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

II. Объяснение нового материала.

Сопровождается мультимедийной презентацией. Работа с терминами.

Учитель:

Ученики: (предполагаемый ответ)

Учитель:

Ученики: (предполагаемый ответ)

Учитель:

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон по цвету.

Запишите число и тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока Бюджет государства и семьи. Запишите сразу домашнее задание: параграф 15, задание № 6 стр. 104.

На этом уроке нам необходимо познакомиться с понятием бюджет и способами его составления, научиться составлять семейный бюджет.

Работать на уроке вы будете в группах. На каждом этапе выполнения задания за активную работу группе будет выдаваться жетон. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло.

Прежде чем познакомиться с понятием «бюджет» давайте вспомним, что же такое «доходы человека»?

Доходы человека – это любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов и т.д.

Правильно. А, что такое «бюджет»?

Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определённый период времени.

Запишите определение понятия «бюджет» в тетрадь. Хорошо. Предлагаю работу с кейсом. Перед вами лежит ситуация (кейс) (приложение1) и вопросы, на которые вы должны ответить, обсуждая в группе.

Работа в группах  с кейсом

Ученики делают вывод:

Учитель:

Ученики: (предполагаемый ответ)

Учитель:

 (Деловая игра «Составляем семейный бюджет»)

Работа по составлению семейного бюджета. Каждая группа вывешивает свой лист-бланк с семейным бюджетом на доску и защищает его.

Учитель:

Подсчитываются жетоны и выставляются оценки.

Рефлексия.

Учитель:

Кейс.

     Семья Ивановых состоит из пяти человек.

     Мама – Татьяна Петровна, папа – Михаил Иванович. Их дети: сын Борис – студент, дочь Полина, а также бабушка – Зинаида Алексеевна.

     Все члены семьи имели доход, кроме Полины, ученицы 9 класса.

     В семье Ивановых денежные средства хранились в шкатулке, и каждый мог свободно брать их для своих нужд.

     Накануне Нового года глава семейства Михаил Иванович, вдруг вспомнил, что забыл купить подарки для детей. Он открыл шкатулку, но она практически была пуста. Михаил Иванович громко спросил жену: «Татьяна, где же деньги?» Татьяна Петровна испуганным голосом ответила: «Наверное, их взял Борис, чтобы отправиться в модный клуб для встречи Нового года». Сын услышал мать и возмущённо сказал: «Я не брал такую сумму»!

    На шум из своих комнат вышли Полина и Зинаида Алексеевна. Полина созналась, что ей очень захотелось купить украшение к празднику, которое ей предложила одноклассница только что вернувшаяся из-за границы.

    Зинаида Алексеевна сказала: «А, что? Я отдала долг соседке. Что новый год с долгами встречать?»

    В семье Ивановых ещё долго не умолкали голоса домочадцев. Они спорили, выясняли кто прав, кто виноват.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему произошёл конфликт?

2. Счастливый ли был конец?

3. Какие другие концовки могли бы быть?

4. Что нужно было сделать членам семьи для предотвращения конфликта?

Необходимо планирование расходов, с учётом доходов, т.е. – составление бюджета.

Молодцы. А кто может составлять такой план?

Человек, семья, фирма, государство.

Предлагаю вам деловую игру «Составляем бюджет своей семьи». Каждая группа в данном случае является семьёй.

Ваша задача:

1. распределить роли членов семьи между собой;

2. составить семейный бюджет и записать на специальный лист-бланк.

Памятка.

Бюджет = Постановка финансовых целей—Оценка доходов---Планирование расходов.

1. этап. Необходимо определиться, какие покупки планируется сделать, какие расходы предстоят в связи с поездкой, обучением и т.д.

2. этап. Составить список источников доходов.

3. этап. Перечислить все вещи, которые надо купить, мероприятия, требующие финансирования по степени необходимости.

Итак, мы узнали, что такое бюджет, какие способы составления существуют. Впервые сами попытались составить семейный бюджет.

Прошу заполнить таблицу: Я знал\ Я узнал\ Я удивлён.

Несколько ответов заслушиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги

урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги...

План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи".

План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи" для 8 класса....

Урок в 10 классе по теме "Российское государство при Иване III"

Данный урок имеет своей целью проследить процесс  завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы....

конспект урока СБО 8 класс по теме"Бюджет семьи".

Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.Задачи:Образовательные:Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.Познакомить со стат...

Обобщающий урок в 11 классе по теме "Идеальное государство"

Обобщающий урок в 11 классе по теме "идеальное государство" ENGLISH 10-11 классы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...

урок обществознания в 8 классе по теме: "Бюджет государства и семьи"

Материал содержит презентацию Цели урока:Образовательные (предметные):·         Познакомить учащихся с понятием «бюджет» и способами его...