Обществознание
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Сидорина Тамара Викторовна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы С.И.Козленко,  И.В.Козленко.

Курс «Обществознание»  для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем усвоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета. Рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность подростка

10 часов

2

Подросток с социальной среде

7 часов

3

Подросток и закон

5 часов

4

Образ жизни подростков

6 часов

5

Подросток и его жилая среда

6 часов

итого

34 часа

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. М.: «Русское слово», 2010.
  2. Хромова И.С. Обществознание 7 класс : рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» / И.С.Хромова. – М.: «Русское слово», 2010.
  3. Козленко С.И. Обществознание : программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений / С.И.Козленко, И.В.Козленко. М.: «Русское слово», 2009.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и других видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правого регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнение социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучении социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.



Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе по обществознанию для 7 класса, учителя Сидориной Т.В. на 2012-2013 учебный год

Календарно-тематический план

Тема и количество часов на ее изучение

№ урока

Тема урока

Даты прохождения темы

Виды, формы контроля

Использование ИКТ

Личность подростка

10 часов

1

Переходный возраст

1 неделя сентября

П. 1, вопр. и задания стр. 13, р.т. стр. 3-6

2

Задачи и трудности подросткового возраста

2 неделя сентября

П.2, вопр. и задания стр. 21, р.т. стр. 6-8

3

Быть взрослым

3 неделя сентября

П. 3, вопр. и задания стр. 26, р.т. стр. 9-11

4

Физические изменения у подростков

4 неделя сентября

П.4, вопр. и задания стр. 34, р.т. стр. 12-15

5

 Психологический портрет личности: темперамент и характер

1 неделя октября

П. 5, вопр. и задания стр. 40, р.т. стр. 15-18

Компьютерная презентация

6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства

2 неделя октября

П. 6, вопр. и задания стр. 48, р.т. стр. 19-21

презентация

7

 Самооценка подростка

3 неделя октября

П. 7, вопр. и задания стр. 54, р. Т. Стр. 22- 23

презентация

8

Выдающаяся личность

4 неделя октября

П.8, вопр. и задания стр. 62-63, р.т. 23-28

презентация

9

 Лидер и его качества

2 неделя ноября

П. 9, вопр. и задания стр. 71, р.т. стр. 28-31

10

Повторительно-обобщающий урок

3 неделя ноября

Творческие задания, тест

Подросток в социальной среде

7 часов

11

Социальная среда подростка

4 неделя ноября

П. 10, вопр. и задания стр. 78, р. Т. Стр. 32-37

презентация

12

Подросток в группе

1 неделя декабря

П. 11, вопр. и задания стр. 84, р.т. стр. 38-40

презентация

13

Межличностные отношения

2 неделя декабря

П. 12, вопр. и задания стр. 90, р.т. стр. 40-43

презентация

14

«Мы» и «Они»

3 неделя декабря

П. 13, вопр. и задания стр. 95, р.т. стр. 43-47

15

Мир знакомых и незнакомых людей

4 неделя декабря

П.14, вопр. и задания стр. 103

презентация

16

Социальный портрет молодежи

2 неделя января

П. 15, вопр. и задания стр. 109, р.т. стр. 48-50

презентация

17

Повторительно-обобщающий урок

3 неделя января

тест

Подросток и закон

5 часов

18

Юридические границы подросткового возраста

4 неделя января

П. 16, вопр. и задания стр. 119, р.т. стр. 51-53

19

Подросток как гражданин

1 неделя февраля

П. 17, вопр. и задания стр. 126, р.т. стр. 54-56

презентация

20

Подросток и его права

2 неделя февраля

П. 18, вопр. и задания стр. 132, р.т. стр. 57-59

презентация

21

Опасный путь преступной жизни

3 неделя февраля

П. 19, вопр. и задания стр. 139, р.т. стр. 60-64

презентация

22

Повторительно-обобщающий урок

4 неделя февраля

тест

Образ жизни подростков

6 часов

23

Подросток в обществе риска

1 неделя марта

П. 20, вопр. и задания стр. 147, р.т. стр. 65-68

презентация

24

Проблема одиночества

2 неделя марта

П.21, вопр. и задания стр. 154, р.т. стр. 68-71

презентация

25

 Подростковая культура

3 неделя марта

П. 22, вопр. и задания стр. 161, р.т. стр. 72-76

26

Образ жизни

1 неделя апреля

П. 23, вопр. и задания стр. 171, р.т. стр. 77-80

презентация

27

Досуг и отдых

2 неделя апреля

П.24, вопр. и задания стр. 181, р.т. стр. 81-85

презентация

28

Спорт

3 неделя апреля

П. 25, вопр. и задания стр. 189, р.т. стр. 86-88

Подросток и его жилая среда

4 часа

                                                       

29

Город и село

4 неделя апреля

П. 26-27, вопр. и задания стр. 206, р.т. стр. 89-96

презентация

30-31

Мой дом, мое жилище

1-2 неделя мая

П. 28-29, вопр. и задания стр. 220-221, р.т. стр. 96-101

32

Повторительно-обобщающий урок

3 неделя мая

тест

33-34

Резерв

4 неделя мая



Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы по обществознанию 7 класс

Наименование тем

Содержание учебного материала. Основные дидактические единицы

Требования к уровню освоения материала по теме

Перечень контрольных мероприятий

1

Переходный возраст

Определение возраста. Система ценностей подростка. Самоутверждение

Научиться определять понятие «возраст», «подростковый возраст», «возрастная периодизация», границы подросткового возраста. Получить возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению

Умение работать с материалом учебника, поиск информации с использованием интернет-ресурсов

2

Задачи и трудности подросткового возраста

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли

Научиться определять задачи и проблемы подросткового возраста. Научиться допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи

Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой

3

Быть взрослым

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков

Научиться определять отличительные черты подросткового возраста, условия жизни, влияющие на взросление подростка. Овладевать основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебным материалом

4

Физические изменения у подростков

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности , пути его преодоления

Определять, какие физические изменения происходят в подростковый  период, понятие «комплекс неполноценности». Формулировать познавательные цели; развивать этические чувства, осуществлять поиск нужной информации

Уметь определять понятия, высказывать собственные суждения, работать с учебником

5

Психологический портрет личности: темперамент, характер

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности, Трудолюбие и работоспособность

Научиться определять понятия «личность», «характер», основные характеристики личности. Проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию

Обосновывать суждения, приводить доказательства

6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков

Определять понятия «способность», «интеллект», «чувства», «эмоции», типы темперамента

Определять понятия, вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

7

Самооценка подростка

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Завышенная самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка

Научиться определять основные составляющие психической жизни человека, характеризовать уровни самооценки. Получить возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Уметь проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

8

Выдающаяся личность

Выдающаяся личность в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности

Научиться характеризовать выдающихся личностей в истории, факторы, влияющие на развитие выдающейся личности, сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться в нравственном содержании поступков; задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия; ориентироваться на различные способы решения поставленной задачи

Умение работать в парах; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию

9

Лидер и его качества

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как  важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде

Научиться определять понятия «лидер», «формальный лидер», «неформальный лидер», знать роль лидера в обществе. Осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем

Выполнение творческих заданий; работать в группах, проводить оценку своей учебной деятельности

10

Социальная среда подростка

Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе

Научиться определять понятия «социальная среда подростка», «прямое влияние окружающей среды», «косвенное влияние», можно ли влиять на подростка дальним окружением. Понимать причины успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению

Определять понятия, вступать в речевое общение, работать с учебником

11

Подросток в группе

Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм

Определять понятия «малая социальная группа», «конформизм», какое значение для подростка имеет группа, в которую он входит. Допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные  связи

Уметь вступать в речевое общение, учавствовать в диалоге, работать с учебником

12

Межличностные отношения

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде

Научиться определять, чем отличаются межличностные отношения от отношений с малознакомыми людьми, какова взаимосвязь между принятием себя и принятием воли других людей. Владеть основами смыслового чтения, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Уметь вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником

13

«Мы» и «Они»

Непосредственное окружение. Понятие «Я», понятие «Мы», понятие «Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Знакомство. Свои и чужие

Научиться определять понятия «свои», «чужие», «иные». «толерантность», приводить примеры толерантности. Формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации

Уметь определять понятия, высказывать собственные суждения, работать с учебником

14

Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые. Различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность. Солидарность

Научиться определять понятия: «знакомые», «незнакомые», какое значение имеют эти группы в мире человеческих отношений, понимать чувства других. Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме

Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

15

Социальный портрет молодежи

Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли. Ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов

Перечислять черты жизни, с которыми приходится сталкиваться подросткам и молодежи сегодня, современные молодежные проблемы, ценности, на которые ориентируются сегодняшние подростки. Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, развивать способность к самооценке

Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

16

Юридические границы подросткового возраста

Понятия юридических отношений. Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка

Научиться определять понятия «дееспособность», «право», «юридическая ответственность», особенности правового статуса несовершеннолетних. Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению, понимать чувства других

Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, работать с учебником

17

Подросток как гражданин

Подросток, как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные обязанности его получения. Гражданские права и свободы. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности

Уметь определять понятия: «собрание», «митинг», «демонстрация», каким способом человек может участвовать в политической жизни страны

Умение работать с учебником и дополнительными источниками информации

18

Подросток и его права

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство

Научиться определять границы возраста ребенка, существующие в международных документах о правах ребенка, владеть основами смыслового чтения текста, развивать способность к самооценке

Уметь вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебным материалом

19

Опасный путь преступной жизни

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Проступки, ответственность за их совершение. Правила поведения и права подростка при задержании

Определять основные понятия, решать проблемные задания, знать какие наказания предусмотрены за преступления, совершенные несовершеннолетними

Уметь проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

20

Подросток в обществе риска

Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии

Уметь определять понятия «здоровье», «алкоголизм», «наркомания», почему современное общество можно назвать обществом риска

Работать с учебником и дополнительными источниками информации

21

Проблема одиночества

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи, защитная агрессивность. Одиночество. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии

Научиться определять, что такое одиночество, можно ли быть одиноким в коллективе, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, работать с материалом учебника

22

Подростковая культура

Формальные и неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности: одежда, музыка, система ценностей. Место подростковой культуры в обществе

Уметь определять понятия «субкультура», характеризовать культуру подростков и взрослых, Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, различать способ и результат действия

Вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником

23

Образ жизни

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем

Уметь определять понятие «образ жизни», какие факторы влияют на организацию жизни; сравнивать образ жизни разных народов. Учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять  пошаговый контроль

Проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

24

Досуг, отдых, спорт

Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Основные характеристики досуга. Досуг и отдых российских подростков. Определение спорта. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Спорт в ХХ в. профессиональный и любительский. Современные молодежные виды спорта

Уметь определять понятия «досуг», «отдых», «свободное время», как характеризует человека его отдых

Проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

25

Город и село

Город и село – две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской  среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе

Определять понятия «пригородные зоны», «пригороды», «города-спутники», «урбанизация», с какими трудностями сталкиваются городские и сельские жители

Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с учебником

26

Мой дом, мое жилище

Перенаселение и его последствия. Дом в жизни человека. Эволюция жилища

Уметь определять понятия «общественная территория», «домашняя территория», «личное пространство», правила взаимоотношения с соседями

Вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...