конспект по теме: "Познание и знание в жизни человека"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Лозяная Людмила Владимировна

конспект для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_7_poznanie_i_znanie_v_zhizni_cheloveka.docx540.63 КБ

Предварительный просмотр:

Познание и знание в жизни человека.

Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей, механизмов и возможностей познавательной деятельности.

Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Результат взаимодействия субъекта и объекта – знания об окружающем мире.

Можно познать мир?

Формы познания

Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека – это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир.

Ощущения – это отражение отдельных свойств, качеств предметов и явлений материального мира, субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств. Ощущение  – исходный, самый простой элемент познания.

Ощущения дают первую, элементарную форму чувственного познания – восприятие.

Восприятие – это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта.

В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания – представление.

Представление – это высшая форма чувственного отображения предмета, который

непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это уже «отрыв» мысли от действительности, что дает возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представления, как и другие формы чувственного познания, опосредуются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры.

Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира.

Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенью познания, но

оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира.

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной

деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества.

Формы рационального познания (формы мышления) – понятия, суждения, умозаключения – это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.

Понятие – такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства реальных предметов и процессов. В процессе познания и практической деятельности недостаточно выяснить только общее, существенное, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними. А сделать это можно, только объединив понятия в суждения.

Суждение – это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или

отсутствие какого-нибудь свойства предмета, процесса, утверждается или отрицается что-нибудь.

Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкретизации проявляется в умозаключениях (выводах).

Умозаключение (Вывод) – это рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение должно подчиняться формальной и диалектической логике.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированию истины.

Взгляды на чувственное и рациональное познание

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание

Рациональное познание

Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

• Опора на результаты чувственного познания

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов

• Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

Истина и её критерии

Истина имеет множество своих граней, аспектов. Можно выделить следующие:

1) объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта и в этом смысле не зависит от человека;

2) субъективная форма выражения – истина предстает в форме теорий, суждений, умозаключений;

3) относительность – человеческие знания не обладают полнотой, а потому остается

необходимость дальнейшего познания и поиска истины;

4) абсолютность – в человеческом знании, как правило, содержится то, что уже не подлежит пересмотру (истины научных фактов, законы науки).

В процессе познания и практического применения знания человечество может прийти

и приходит к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых способов практического действия.

Возможные критерии истины: 

  • соответствие законам логики;
  • соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
  • соответствие фундаментальным законам;
  • практика;
  • простота, экономичность формы;
  • парадоксальность идеи.

Этапы поиска истины

Функции практики в процессе познания

  • Источник  познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
  • Основа  познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
  • Цель  познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
  • Критерий  истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.

Относительна, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Идея  взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Виды человеческих знаний

Наименование

Сущность

Житейское

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию

Научное

Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Практическое

Овладение вещами, преобразование мира

Художественное

Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии

Рациональное

Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Иррациональное

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

 Формы познания

Наименование

Сущность

Ненаучное

Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира

Донаучное

Прототип, предпосылочная база научного знания

Пара научное (околонаучное знание)

Несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное

Сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное

Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности

Научное познание

Задача научного познания - раскрыть сущность предметов и явлений их внутреннюю природу, законы их функционирования и развития.

Особенности  научного познания:

  • объективность добываемого знания;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения знаний;
  • универсальность;
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Формы научного познания

Научный факт (сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории;

  • Уточняются
  • Конкретизируются
  • Отбрасываются как заблуждение.

Теория (наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Структура теории

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон,

поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Методы научного познания

Эмпирические:

Наблюдение

Эксперимент (проба, опыт)

Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования

Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых   условий,   соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств

Универсальные:

  • Анализ (разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
  • Синтез (соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
  • Индукция (наведение) – движение мысли от единичных наблюдений к общим выводам.
  • Дедукция (выведение) – движение мысли от общего к единичному наблюдению.
  • Аналогия  (соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
  • Моделирование (образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Теоретические:

Исторический метод

Логический метод

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.

Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, индивидуальных особенностей.

Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе основного содержания исторического процесса.

Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

  • Формализация (образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
  • Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Социальное познание

Особенности социального познания

1.         Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектная, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2.        Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. Личностное отношение.

3.         Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».

4.           Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5.          Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6.         Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция.  В  социальном познании исключительно велика роль мышления.

Принципы социального познания:

  • Рассматривать  социальную действительность в развитии;
  • Изучать  общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
  • Выявлять  общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"

Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013".  Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...

Сочинение-рассуждение (тест) "Роль знаний в жизни человека", 9 класс

Сочинение- рассуждение в форме теста составлено для обучающихся вечерней школы, основные положения которого направляют размышления учеников о роли знаний в жизни человека. Можно использовать при работ...

Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс

План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...

Конспект урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Конспеки открытоно бинарного урока по предметам "Биология" и "Математика" 5 класс....

Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека"...