Конспект урока по обществознанию "ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Расширение и углубление представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений и его возникновении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_r_o_k_3_pravovaya_otvetstvennost.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к   3
ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Цель: расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совер­шение правонарушений и его возникновении.

Учащиеся должны знать:

1) что такое преступление;

2) об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и видов назначаемых им наказаний;

3) об уголовной ответственности и ее отличиях от других видов юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять, какие обстоятельства исключают преступность деяния;

2) различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;

3) применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

Учащиеся должны представлять, что такое:

1) уголовная ответственность;

2) преступление;

3) вина;

4) невиновность;

5) необходимая оборона;

6) уголовное наказание.

Тип урока – комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.

Оборудование: схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»; Уголовный кодекс РФ; карточки с заданиями.

ПЛАН

1) Уголовная ответственность и ее отличие от юридической ответственности.

2) Причины наступления ответственности.

3) Уголовная ответственность и наказание.

4) Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину.

5) Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

6) Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

7) Виды наказания несовершеннолетних.

8) Освобождение несовершеннолетних от наказания.

Х о д   у р о к а

I. Организация класса.

Постановка цели урока.

1. Урок начинается с повторения вопроса о юридической ответственности, ее видах и принципах.

– Что такое юридическая ответственность?

(Юридическая ответственность – применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние.)

– По схеме рассказать о юридической ответственности.

– Каковы основные принципы юридической ответственности?

(Законность, справедливость, гуманизм, целесообразность, индивидуальность, ответственность только за вину, неотвратимость.)

– Каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности от других видов юридической ответственности?

(1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УК РФ;

2. Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;

3. Уголовная ответственность – это государственное принуждение к исполнению права.)

2. Что может быть причинами наступления ответственности?

Учитель принимает любые ответы учащихся и записывает их на доске. Затем все группируется и к доске крепятся таблички.

З а д а н и е. Каждая группа получает правовую ситуацию. Необходимо доказать, какая из причин наступления уголовной ответственности описана.

Ситуация 1.

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?..

(Совершение преступления)

Ситуация 2.

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обра­тил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу».

(Приготовление к преступлению)

Ситуация 3.

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

(Покушение на преступление)

Ситуация 4.

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, мои одноклассницы, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. Обе они работают на производстве. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, попросили Олю Дмитриеву вызвать в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм... По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

(Соучастие в преступлении)

Итак, рассматривая ситуации, мы можем сказать, что каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

– Так что же такое юридическая ответственность?

(Учащиеся самостоятельно пытаются в тетради записать определение так, как они это понимают.)

Обобщив ответы учащихся, учитель дает определение уголовной ответственности под запись.

Уголовная ответственность – это правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступ­ление.

З а д а н и е.

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)

2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. (+)

3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4) На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)

5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)

6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)

7) Подростки курили в туалете школы.

8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления.

Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление.

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его.

3. Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и то же?

(Нет, это не одно и то же. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уго­ловной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание.)

4. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Ст. 61, 63 УК.

В законе предусмотрены обстоятельства, при которых, несмотря на внешние признаки совершения преступления, уголовная ответственность не наступает.

5. З а д а н и е. Самостоятельная работа учащихся с УК РФ (ст. 37–41)

Составить схему или кластер «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». В результате работы должна получиться следующая схема:

З а д а н и е. Придумать ситуации, где бы прослеживались обстоятельства, исключающие преступность деяния.

(Желательно, чтобы задание выполнялось по группам и каждая группа придумала ситуацию на одно из предложенных обстоятельств, то есть 6 групп и 6 ситуаций.)

Таким образом, при наличии этих перечисленных в законе обстоятельств уголовная ответственность не наступает, поскольку такие действия направлены на защиту общественных интересов, интересов личности.

6. При рассмотрении вопроса «Уголовная ответственность несовершеннолетних» использовать УК РФ, ст. 19, 20.

Однако уголовная ответственность несовершеннолетних характеризуется некоторыми особенностями:

a) несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;

б) несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

в) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

г) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

7. Вопрос о видах наказания рассматривается коллективно.

Виды наказания:

a) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) арест от 1 до 4 месяцев;

д) лишение свободы на срок не выше 10 лет.

8. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

II. Закрепление.

Закрепление проводится в форме групповой работы.

З а д а н и я:

1) В последнее время имеет место принципиально новая система взаимоотношений внутри преступных группировок. Место «воров в законе» занимает молодая поросль, отличающаяся невероятной жестокостью. Разборки все чаще выплескиваются на улицы... Бороться с бандитами крайне трудно: только обезвреживают одно преступное формирование, как на смену ему тут же появляется другое, контролирующее ту же сферу либо территорию. Как вы могли бы объяснить причину бурного роста преступности в последние годы?

2) Выделите среди перечисленных ниже фактов преступления и другие правонарушения и дайте им соответствующие названия:

а) Вера А. получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась.

б) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего она сгорела.

в) Управляющий машиной в нетрезвом состоянии, Виктор П. сбил пешехода, после чего пытался скрыться с места происшествия.

г) Руководитель (владелец) малого предприятия, чтобы не платить по многочисленным счетам, объявил себя банкротом, для чего подделал финансовые документы.

д) Сергей Д. превысил норму вывоза из заграницы изделий из кожи, не объявив об этом таможенникам.

е) Яков Ш. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.

ж) Родители Ани Л. вели себя самым безобразным образом: пили, сквернословили, физически наказывали дочь.

3) Какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность, а какие – отягчающими ее?

Обстоятельство

Смягчающие

Отягчающие

1

Совершение преступления впервые

+

2

Совершение преступления под влиянием угрозы

+

3

Совершение преступления организованной группой

+

4

Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений

+

5

Совершение преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим

+

6

Совершение преступления вследствие стечения тяжелых обстоятельств, личных или семейных

+

7

Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления

+

8

Оговор заведомо невиновного лица

+

9

Совершение преступления в состоянии опьянения

+

4) Десятиклассник С. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а потом избили. С. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия С. (и его друзей) необходимой обороной?

Как он должен был поступить в соответствии с законом?

5) Гражданин Б. напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего Артем П., чтобы помешать Б. скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда. Падая, Б. сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б.

Должен ли Артем нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б.? Почему?

Домашнее задание: § 30; составить опорный конспект (кластер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

   В   настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...

Конспект урока по обществознанию "Правовая ответственность"

Конспект урока может быть использован как на уроках обществознания,так и в отдельном курсе "Право"....

Уголовная ответственность несовершеннолетних (конспект урока обществознания)

Урок - проектТЕМА: Уголовная ответственность несовершеннолетнихЦель урока: ·                   формирование пр...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....

Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...

План конспект урока Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Целью урока является анализ рассказа Чехова «Ионыч». Рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь и раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оску...