Технологическая карта урока обществознания в 6 классе на тему "Межличностные отношения"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Рябых Светлана Николаевна

Данный урок представлен в виде технологнической карты и построен в соответствии с требованиями ФГОС. В обязательном порядке в самом начале данного документа прописаны так называемые планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе данного урока.

Надеюсь, что эта  разработка будет полезна коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет :Обществознание

Класс  -6

Тема урока :«Межличностные отношения»

Цель : способствовать формированию начальных обществоведческих знаний, научить распознавать межличностные отношения в широком многообразии  других, расширить уже имеющиеся учащихся знания о позитивных и негативных чувствах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

После урока учащиеся смогут -дать определения понятиям «симпатия», «антипатия» и «стереотип».

-ответить на вопрос «В чем состоит особенность межличностных отношений?»

-перечислить виды и стили межличностных отношений.

Познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, способствовать дальнейшему развитию навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение видения проблемы конкретной темы, а также способов  ее решения.

Коммуникативные: продолжить овладевать нормами формального и неформального общения, развивать далее умение работать сообща, учитывая мнение всех членов группы.

Регулятивные: продолжить формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; продолжать учить адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности, сформулировать и высказать свое мнение о значимости для человека различных видов межличностных отношений(особенно о дружбе).

Словарь урока:1) Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. 2)Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.3)Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо. 4)Антипатия – чувство неприязни, нерасположения.

Ресурсы урока: карточки с ситуациями по теме урока, учебник «Обществознание.6 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой, рабочие  листы формата А4 для работы в группах, тетради, листы с таблицей самооценки (для использования на этапе рефлексии и оценивания) для каждого ученика.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

- Организует самоконтроль готовности учащихся к уроку: «Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, у всех ли имеются на столе учебники, ручки и тетради».

-приветствие учителя

-самоконтроль готовности к уроку

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Перед сообщением темы урока учитель предлагает учащимся   ответить на вопрос «Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?»

Формулирование проблемы(совместно с учащимися):что влияет на установление взаимоотношений между людьми?

Подвигает учащихся к осознанию огромной значимости человеческих качеств в складывании тех или иных отношений между людьми.

Устно и письменно отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии, приводят конкретные примеры из собственного жизненного опыта. Учащиеся высказывают  свои точки зрения о том, что их может оттолкнуть от человека, а что, наоборот, вызвать желание узнать его лучше, сблизиться.

3 этап. Актуализация знаний

 – Дорогие ребята, мы совместно с вами  сделали вывод, что на человеческие взаимотношения решающее влияние оказывает то, как ведут себя те или иные люди, какими личностными качествами они обладают. А как по-другому можно назвать те ощущения, которые в такие моменты  вызывают у нас разнообразные человеческие качества? (подводит детей к ответу «чувства»)

– Давайте вспомним,что такое чувства?

– Какие чувства вы знаете?

Отвечают
на вопросы,
высказывают собственное мнение, подкрепляя его соответствующими аргументами. Перечисляют известные им чувства.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

-Итак, мы с вами пришли к констатации  того факта, что между всеми людьми в зависимости от различных факторов могут зарождаться соответствующие (разнообразные) взаимоотношения. А теперь давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока

1)Сформулируйте тему урока

2)Составим вместе план урока.

Что нам необходимо сделать, чтобы узнать, что влияет на установление межличностных отношений как складываются межличностные отношения?

-найти характерные отличия данного вида взаимоотношений от остальных, определить их суть, значимость для человечества в целом

-узнать какие виды личностных отношений существуют в человеческом обществе

-выяснить, чем руководствуются люди при вступлении в те или иные взаимоотношения.

    Цели урока : после урока вы сможете

-дать определения понятиям «симпатия», «антипатия» и «стереотип».

-ответить на вопрос «В чем состоит особенность межличностных отношений?»

-перечислить виды и стили межличностных отношений.

-продолжить формирование умений ставить цели, способствовать дальнейшему развитию навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение видения проблемы конкретной темы, а также способов  ее решения.

-продолжить формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний.

-формулируют (с помощью учителя) тему урока

-с помощью учителя составляют план дальнейших действий, необходимых для решения проблемы урока

-делают выводы

-проговаривают те действия, которые необходимо выполнить, чтобы решить проблему урока.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1)Чтение и анализ текста(п.6(с.50-58)).

Деление учащихся на 3 группы.

1гр.: раздел «Какие отношения называются межличностными?»

2 гр.: раздел «Чувства –основа межличностных отношений»

3 гр. : « Виды межличностных отношений»

              Задания группам(выполняют их на рабочих листах):

1гр.: Приведите по 2 примера(которых нет в учебнике) к каждому из видов межличностных отношений, перечисленных в вашем разделе.

2 гр.: Заполните таблицу

Чувства, вызывающие симпатию и антипатию (добавьте в каждую колонку к обозначенным в тексте учебника чувствам еще 2).

симпатия

антипатия

3 гр.: разыграйте возможный диалог между людьми, состоящими в личных и официальных отношениях, кратко охарактеризуйте каждый из этих стилей, найдите наиболее яркие различия между ними.

-Ребята, а сейчас мы с вами на конкретных  примерах попробуем воспроизвести столь знакомые нам отношения «учитель-ученик», но только в роли учителя сегодня будут некоторые из вас.

2)Знакомство с материалом рубрики «Жил на свете человек…», обсуждение по вопросу учебника:

– Рассмотрите иллюстрацию картины Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском»
(1875).

– Как вы думаете, почему дружба так важна
для людей?

– Что объединяет друзей крепче всего?

– Известны ли вам другие примеры истинной дружбы?

– Почему разлука с другом переживается человеком как несчастье?

1) Первые две группы выбирают по одному представителю(импровизированному  «учителю»), который представляет результаты работы своей группы остальным учащимся.

Учащиеся задают вопросы «учителю» и кратко  конспектируют в тетрадях его рассказ.

Учащиеся третьей группы разыгрывают диалоги, не называя при этом вид отношений (его называют (по возможности) т.н.«зрители»))

Участники этой группы подытоживают свои постановочные диалоги краткими описаниями личных и официальных отношений.

2)

Знакомятся с материалом
рубрики «Жил на свете человек…», затем рассматривают иллюстрацию; аргументированно отвечают на вопросы, высказывая собственную точку зрения,

Высказывают свои мнения  по поводу увиденных ими в данных рубриках актуальных тем и проблем.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

1) Знакомит с притчей (Прил.1), проводит беседу
по вопросам:

– Почему дружба так важна для людей?

– Кого ты можешь назвать настоящим другом?

– Какие качества важны в дружеских отношениях?

– Какие чувства испытывает человек к своему другу?

2) Выдает карточки с описанием ситуаций, комментирует задание (Прил.2)

3)Предлагает учащимся написать 5 предложений, наиболее точно отражающий материал, освоенный в ходе урока(работа в парах).

1)Знакомятся
с притчей, активно принимают участие
в ее обсуждении, высказывают собственное мнение.

2) Выполняют задания на карточках.

3)Записывают свои предложения

7 этап. Рефлексия и оценивание

Возвращение к основной проблеме урока, выявленной(возникшей) на этапе мотивации.

-А теперь давайте вернемся к тем версиям, которые вы предлагали в начале нашего урока, когда мы с вами размышляли над тем, что влияет на установление отношений между людьми и рассуждали, почему одних людей мы сторонимся, а с другими хотим поддерживать приятельские отношения или даже дружить

             -Заполните таблицу самооценки

Критерии этапы урока

Отметка о реализации

Участие в работе группы

Рубрика «Жил на свете человек»

Работа с карточками

1

Формулировал аргументы

2

Задавал вопросы

3

Отвечал на вопросы

-мысленно возвращаются  в начало урока и проговаривают : -что они знали о сущности и  механизмах выстраивания взаимоотношений между людьми и что узнали в течение урока

-отвечают на вопрос : «достигли ли они  целей, намеченных  на этапе планирования и целеполагания

-оценивают объем выполненной работы и правильность своих выводов

-корректируют допущенные ошибки

-анализируют свои вклады в работы групп

-Заполняют таблицу

-осуществляют самоконтроль,  взаимоконтроль, самооценку полученных результатов.

8 этап. Домашнее задание

Инвариативная часть : п.6, вопросы после параграфа.

Вариативная часть : составить словесный портрет своего друга;  найти и принести стихи о дружбе и любви.

Приложение 1

                                               

                                              Притча о дружбе и любви

Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Приложение 2

Задания на карточках

Определить стили межличностных отношений:

Ситуация 1. Двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться.

Ситуация 2. Президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров.

Ситуация 3. Учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой.

Ситуация 4. Родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю.

Ситуация 5. Учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка.

     Ситуация 6. Девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью

             

                            Список использованной литературы и ИОР.

  1. «Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в условиях поэтапного введения ФГОС ООО (5-9 кл.)» под общей ред. Л.Н. Жиронкиной, Орел, 2015.
  2. http//:www.prodlenka.org/metodicheskie.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...