Урок обществознания по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsov_prava.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания с использованием проектных, исследовательских и здоровьесберегающих технологий

Учитель Кузнецов А.Н.

Класс: 9.

Тема урока: «Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ»

Цели:

1. Образовательные:

  • изучить основные права гражданина России;
  • внедрение использования проектной технологии в изучении предмета «Обществознание»;

2. Развивающие:

  • развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
  • развитие умения составления краткосрочных проектов;
  • развитие навыков работы с законодательными актами , нормативными документами;
  • умение доказательно излагать мысли.

3. Воспитательные:

  • продолжать формировать основы правовой культуры;
  • продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, патриотизма, гражданской позиции, уважение к правовым и социальным нормам.

Основные понятия и термины:

- Конституция,

- политическое право,

- правовой статус человека,

- социальное право,

- проект,

- культурное право,

- гражданское право,

- экономическое право.

Форма урока:

Изучение новой темы с составлением проектной работы.

Эпиграф к уроку (написан на классной доске):

«Право существует для пользы человечества» (латинское изречение)

Оформление классной доски:

Таблички:

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права – возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права – притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права – возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

Ход урока

I. Оргмомент.

А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.

Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.

II. Изучение нового материала.

1 этап: подготовительный

Учитель делит учащихся класса на пять групп.

Учитель объясняет проблему урока:

Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме: «Мои права».

Учитель мотивирует деятельность учащихся:

Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.

Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

1 группа: получает задание изучить политические права человека.

2 группа: получает задание изучить экономические права человека.

3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.

4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.

III. Исследование.

Учащимися происходит изучение и отбор необходимой информации.

При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Учащиеся готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.

На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности учащихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) учащихся.

Физминутка.

1) Круговые движения головы

2) Наклоны вправо, влево.

3) Быстро поморгать, затем закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.

4) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

5) Сделать 3 глубоких выдоха.

IV. Представление результатов исследования, отчет.

Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

Формы представления результатов могут быть разными.

На данном уроке учащимся представляется оформить и защитить проектную работу.

При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) учащимся необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.

Здесь от учащихся требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.

В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации учащимися.

На данном этапе роль учителя заключается в обобщении результатов. Учитель резюмирует, дает оценку деятельности каждой группы учащихся, а затем работы группы в целом.

Этот этап требует от учителя особого внимания, так как здесь важным является научить учащихся преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.

В ходе защиты проектной работы учащимися организуется временная творческая группа учащихся, которые оформляют итоговый проект всего класса.

Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.

Домашнее задание:

  • пр.11, стр.90-96.
  • изучить Конституцию (главу II - обязанности человека)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....

"Конституция РФ об основных правах человека и гражданина"

Внеклассное мероприятие, посвященное 20- летию принятия Конституции РФ,...

Контрольная работа по обществознанию по теме: "Права человека и гражданина"

Итоговая контрольная работа по обществознанию по теме " Права человека и гражданина" для 9 класса...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"

Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...

Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Права человека и гражданина: история развития в XX веке”

В конспекте урока моей целью является помочь старшеклассникам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю  прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет....

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Гарантии и защита прав человека и гражданина в Российской Федерации"

Данная презентация является полноценной методической разработкой урока обществознания в 8 классе (по учебнику Соболевой) на тему "Гарантии и защита прав человека и гражданина в РФ. Материал можно...

Презентация "Права человека и гражданина по Конституции РФ"

Презентация "Права человека и гражданина по Конституции РФ"...