Главные вкладки

    Разработка урока обществознания 11 класс "Политическая сфера современного общества" ( с приложением)
    план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

    Царькова Галина Николаевна

    Представленный урок можно использовать как обощающий по теме Политическая сфера общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_11_klass.docx32.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация

    Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уровня знаний, умений и применении их в условиях ЕГЭ.

    Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности.  Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в политический процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей, участников политического процесса. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Данный урок способствует развитию подобных компетенций.

    Формирование ключевых компетенций:

    1. Социальных компетенций:

     - умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

    - приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

    - умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;

    - приобретение навыков осуществления рефлексивной  деятельности, адекватной самооценки.

    1. Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
    2. Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
    3. Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
    4. Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).

    Формы, методы и приемы  работы, используемые на уроке:

    Работа ученического коллектива построена фронтально,  в группах и индивидуально.

    На уроке используются информационные технологии.  

    Организованный диалог, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с различными источниками, обобщение.

    Используемые  методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач.

    Урок обобщающего повторения

    по теме: «Политическая сфера современного общества»

    Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепить полученный уровень знаний, умений и диагностировать их уровень.

    Задачи:

    • актуализация знаний учащихся по теме урока, воспитывать  сознательное отношение  к участию  гражданина в политической жизни общества;
    • развивать политическое мышление, устную речь, умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • совершенствовать  общеучебные умения и навыки старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
    • способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции.

    Оборудование урока:

    Вид используемых на уроке средств ИКТ

    • Мультимедиапрезентация «Политическая система современного общества».
    • Видеоотрывок из художественного фильма «Женитьба Фигаро».

    Образовательные ресурсы Интернет

    • ОЭР http://www.cikrf.ru/ (Центральная избирательная комиссия)
    • Информационные ресурсы сайтов Интернет (видеосюжет РИА Новости .Шествие и митинг "За честные выборы" на  Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. http://ria.ru/tv_politics/20120204/556376398.html);

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение 

    • программные средства Microsoft Office 2007
    • мультимедийный компьютер , проектор, ноутбуки.
    • выход в Интернет.

    Тип урока: повторительно-обобщающий.

    Форма урока: Урок-практикум.  Работа ученического коллектива построена на фронтальной работе, в группах и индивидуально.

    Продолжительность занятия –2 урока по  40 минут.

    Ход урока

    Актуализация знаний. Мотивационная часть.  (5 мин.)

    (Просмотр видеоролика «Женитьба Фигаро»).

    Мне порой кажется, что герои фильма правы.  От нее, от политики, сплошные проблемы : революции ,войны, коррупция.

    Вопрос 5. А что для вас политика?  

    Вопрос 6. Может ли современное общество обойтись без политики?

    Вывод: Что бы мы не  думали, не говорили о политике, ясно одно,

    люди,  живущие  в современном обществе, неизбежно включаются в политическую жизнь страны.

    Я надеюсь, что сегодняшний   урок (тема на слайде «Политическая сфера современного общества»):

     Во – первых , станет  полезным учебным тренажером при подготовке к экзамену, во- вторых,  наша совместная работа на уроке  будет способствовать повышению уровня вашей политической культуры.(Слайд 2)

    Предлагаю для начала поработать с политическими понятиями.

    Этап повторения и  систематизации ранее приобретенных знаний. 

    Задание№1(5минут) «Лингвистический конструктор» Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения обществоведческих понятий. (Слайд 3)

    Для 1 группы (Государство.) Политико-территориальная суверенная организация  публичной власти,  располагающая специальным аппаратом в целях осуществления  властных функций для населения всей страны

    (Политико-территориальная,  публичной, организация власти, целях осуществления функций, специальным, аппаратом, для  населения, всей суверенная, располагающая, в  властных, страны (Приложение  1.1) Просмотр правильного ответа (Слайд 4)

     Для 2 группы (Политические идеологии) Систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих интересы различных социальных групп по поводу власти:её завоевания, защиты и использования.

    (Систематизированная, идейных, выражающих, интересы, социальных групп, воззрений, еёзавоевания, защиты и использования по  поводу, власти, совокупность, различных. (Приложение 1.2 ) Просмотр правильного ответа (Слайд 5)

      Для 3  группы (Политическая система) Разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть

    (Совокупность, политических, социально-политических общностей, различных, взаимоотношений, между, ними, политическую, власть разветвлённая,  институтов,  и ,реализуемых через .(Приложени1.3. ) Просмотр правильного ответа (Слайд 6)

    Для 4 группы (Гражданское общество).Совокупность  негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные  частные и групповые интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

    (Интересы, общественных отношений, негосударственных, совокупность, частные и групповые, и,  потребности, в, жизни, сферах, различных, граждан, разнообразные, выражающих. (Приложение1.4)  Просмотр правильного ответа (Слайд 7)

    Задание № 2. (15 мин) Познакомьтесь с предложенными цитатами и определите проблему о которой говорят авторы, выразите свое отношение к позиции автора (Слайд 8)

    Для 1группы

    «В нынешние времена – все политика». (С. Къеркегор)

    Для 2 группы

    «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»  (Дж. Адамс)

    Для 3 группы

     «Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам». (Шарль де Голль).

    Для 4 группы

    «Демократия — это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)

    Задание №3 (15 мин) Характеризуем политический процесс  современной России»

    Еще английский поэт Оскар Уайльд заметил: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа». Но лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали.(Слайд 9)

    Вам предстоит дать оценку  политическому  процессу современной России просмотрев

    видеосюжет  «Шествие и митинг за честные выборы на  Болотной 4 февраля 2012г».

    1 группа (теоретики) даст определение понятию «политический процесс».

    2 группа (оппоненты-оптимисты) даст  позитивную оценку событиям сюжета.

    3 группа (оппоненты-пессимисты) даст  негативную оценку событиям сюжета.

    4 группа (аналитики)ответит на вопрос: «Отличается ли  политический процесс России начала 20 века от  политического процесса начала 21 века и чем? »

    Просмотр сюжета РИА Новости. Шествие и митинг за честные выборы на  Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. http://ria.ru/tv_politics/20120204/556376398.html

    Продолжительность - 2.17.

    Вывод: Ход политического процесса убеждает в том, что модель демократического процесса не может быть навязана нам сверху. Она должна расти снизу, и многое зависит от нас самих, от вас ребята, ведь вскоре, именно  вы пополните ряды избирателей России.

    2 урок

    Задание № 4 (20 мин) «Работа с первоисточником» http://www.cikrf.ru/

    Для 1 группы. Составьте  перечень основных источников по избирательному праву в порядке их значимости (Слайд 10)

    Для 2 группы Основываясь на ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», определите на каких принципах осуществляется участие в  выборах. (Слайд 10)

    Для 3 группы Найдите в источниках понятие референдума, составьте перечень вопросов, по которым в РФ могут проводиться референдумы. В ответе укажите источник. (Слайд 11) Для 4 группы По какой системе формируется Государственная Дума РФ. В ответе укажите источник (Слай11)

    Обсуждение результатов  работы в группах.

    Задание № 5 (15 мин) Индивидуальная работа над тестом в формате ЕГЭ(Слайд 12-18)

    Этап рефлексии и  информирования о домашнем задании(5  мин)

    Проведём экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопросы:  «Волнует ли вас судьба вашей страны?Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?»

     Ответы односложны: «да» или «нет», (перед вами стикеры красного и зеленого цвета, на красный – «ДА», зеленый - «НЕТ», (приклеивают к планшету учителя ) и мы наглядно увидим, что  вы интересуетесь политикой  или нет ! (Слайд 19)

    Вывод:

    Политическая активность масс и каждого отдельного человека определяет развитие общества. Гражданская пассивность, потребительское отношение к окружающим, не должны стать социальными ценностями молодых людей XXI века.(Слайд 20)

    Рефлексия (Слайд 21)

    1.Было интересно…

    2.Было трудно…

    3.Теперь я могу…

    Домашнее задание (Слайд 22)

     «Человек по природе своей есть существо политическое»
    (Аристотель)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

    Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

    Урок обществознания "Семья в современном обществе"

    Урок по обществознанию в 10 классе...

    Раздаточный материал по обществознанию «Политическая сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

    МАтериал включает в себя задания для писмьменного опроса, составленные  по типу заданий ЕГЭ по обществознанию (часть С)...

    Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

    Материалы составлены по примеру заданий части С  (ЕГЭ по обществознанию)....

    Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс

    Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...

    Презентация : "Политическая сфера современного общества"

    Представленная  презентация является  приложением к  уроку обществознания в 11 классе "Политическая сфера современного общества"...

    урок обществознания "Молодежь в современном обществе"

    Проблемный урок в 10 классе по обществознанию  "Молодежь в современном обществе"...