Классный час на тему: "Коррупция – корень зла государства"
классный час по обществознанию (9 класс) на тему

Елена Гордиевская

Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся представления о  понятии «коррупция», знакомство с формами проявления коррупции,  характеристикой антикоррупционного законодательства. А также выяснение, чем коррупция опасна для общества, расширение кругозор учащихся,  формирование собственного понимания  проблем современного общества; воспитание сознательности и социальной активности подрастающего поколения, способствование становлению устойчивой  позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране. Коррупция  стала  одной из самых больших проблем современного мира. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек  хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция , как огромный спрут охватывает весь мир. Ознакомление с перечнем мер, принимаемых правительством по борьбе с коррупцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

           

Классный час на тему:

"Коррупция – корень зла государства"

для обучающихся 8 – 9 классов

Составила : Гордиевская Елена Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 5 с.Прикумское

ул.Ленина,10.

Минераловодского района.

                                                           2016 год

Внеклассное  мероприятие

Цели:

1.Образовательная: сформировать у обучающихся представление о  понятии «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции, дать характеристику антикоррупционному законодательству;

2. Развивающая: выяснить, чем коррупция опасна для общества, расширять кругозор учащихся,  формировать собственное понимание на проблемы современного общества;

3. Воспитательная: воспитывать сознательность и социальную активность подрастающего поколения, способствовать становлению устойчивой  позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

Возрастная аудитория: 8 - 9 класс.

Методы: репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный, работа в группах.

 Подготовительная часть мероприятия:

1.Подготовка сообщений обучающихся на тему: «Коррупция – явление древнее», «История развития коррупции в России».

2.Деление класса на группы.

План классного часа.

1.Вступление.

2.Беседа с обучающимися (мозговой штурм).

3. Сообщения обучающихся.

4.Рассказ(с элементами беседы) учителя на тему коррупции, её форм, последствий для общества и государства, антикоррупционного законодательства.

5.Организация дискуссии по вопросам о коррупции в сфере образования.

6.Подведение итогов классного часа.

Ход мероприятия

  1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на классном часе изучим понятие «коррупция», познакомимся с формами проявления коррупции, узнаем,  чем опасна коррупция для общества, а также узнаем  какие меры принимаются  правительством  по борьбе с ней.

Коррупция  стала  одной из самых больших проблем современного мира. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек  хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция , как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать?

Тема нашего классного часа называется «Коррупция - корень зла государства»

                                                                                                       Эпиграф:

                                                          Покупающие власть за деньги,

                   привыкают извлекать из неё прибыль.

                                                           Аристотель, древнегреческий философ. 

  1. Беседа с учащимися (мозговой штурм)

Учитель: Что мы знаем о коррупции? Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их на доске столбиком: произвол, взятка, власть, подкуп, чиновники, МВД, карман и т.д.). Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем:
Коррупция(от лат. corruptio) - означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать(лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами, а также иными материальными благами, услугами имущественного характера.

III. Сообщения обучающихся.

Учитель: А теперь послушаем сообщения учащихся о коррупции, как древнейшем явлении общества, а также о развитии данного процесса в России.

Двум ученикам было предложено заранее подготовить сообщения , не более 3-х минут . Темы: «Коррупция – явление древнее», «История развития коррупции в России».

Примерное первое сообщение «Коррупция – явление древнее».

 Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Таким образом, можно сделать вывод, что это явление было присуще  человеческому сообществу на разных этапах развития.

Примерное второе сообщение «История развития коррупции в России».

В России  первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв. Но строгих санкций не было. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
При Петре Iв России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

В период правления Екатерины II санкции за взяточничество не были столь суровы, какими они были в период правления Петра I.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления императора Николая II. Достаточно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в его правительстве при непосредственном участии Распутина. Как за крупные взятки от промышленников формировались заказы по линии военного ведомства. Как продавались противникам планы военных наступлений в Первую мировую войну. Наконец, беззастенчивый административный грабеж населения в условиях военного времени и множество других примеров.

IV. Рассказ (с элементами беседы) учителя о коррупции, её формах, последствиях, а также антикоррупционном законодательстве в Российской Федерации.

  Согласно  Федеральному закону № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Существуют следующие формы коррупции:

  • Взятка;
  • Растрата;
  • Волокита - форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки,
  • Вымогательство;
  • Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.
  • Злоупотребление должностными полномочиями;

 1 июня 2011 года Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект по борьбе с коррупцией. Он обязывает чиновников и депутатов каждый год предоставлять сведения о доходах и имуществе своей семьи, наказывает увольнением за неполную декларацию или скрытое участие в работе бизнес-структур. Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ).

А какие вы предложите способы борьбы с коррупцией? На столах лежат листы и маркеры, вам необходимо в течение 5 минут подумать, обсудить и записать свои способы борьбы с коррупцией. 

Ученики: работают в группах. По истечению времени представители от каждых групп зачитывают, что записали. Идет обсуждение.

V. Дискуссия о коррупции в сфере образования.

1. Как вы считаете, что необходимо для поступления в ВУЗ? Можно ли обойтись без взятки?

2. Возможна ли дача взятки при сдаче ЕГЭ?

3. Известны ли вам случаи, когда за получение медали даётся взятка?

4. Какие меры необходимо предпринять, чтобы победить коррупцию в образовании?

- повысить зарплату работникам образования

- наказывать за дачу взяток

- превратить все дополнительные расходы в официальные платные .
VI. Подведение итогов.

Вывод:  для того чтобы избавиться от коррупции в нашем государстве, нужно начать в первую очередь с себя, а также требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от  взаимодействия всех  ветвей власти. Необходимо быстро реагировать на все  виды  проявлений  коррупционных  правонарушений, справедливо назначать наказания. Только тогда в глазах всего общества возрастет авторитет и уважение к властным структурам, и люди действительно осознают потребность в борьбе с коррупцией.

Завершая  наш классный час, я хочу сказать, что сегодня мы затронули серьезную проблему,но наша страна сумеет пережить все трудности  и  Россию ждет великое будущее.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

2. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

3. «Борьба с коррупцией в России : монография», Моисеев В.В.,Директ – Медиа, 2014 г.

Интернет источники:

  1. http://porogoosh.edusite.ru/p40aa1.html
  2. Консультант плюс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195966


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Коррупция в России страшнее стихийного бедствия"

Классный час проводился с учениками 8 класса. К данному классному часу имеется презентация....

Классный час по теме "Коррупция в России страшнее стихийного бедствия"

К данному классному часу имеется презентация. Классный час проводился с учениками 8 класса...

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Коррупция как социальное явление" 10-11 классы

В работе рассматривается история возникновения такого явления как "коррупция" с допетровских времен до наших дней....

Презентация на тему: "Коррупция и ее виды"

ПамяткаЧто я, как гражданин РФ, могу сделать в борьбе в коррупцией:Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть.Поступайте правильно:не давайте и не берите взятки;старайтесь доби...

Классный час по теме "Коррупция" презентация и конспект урока

Знакомство учащихся с понятием "коррупция"...

Классный час на тему «Коррупция: вчера, сегодня, завтра?»

Данная методическая разработка классного часа на антикоррупционную тематику «Коррупция: вчера, сегодня, завтра?» предназначена для преподавателей и классных руководителей профессиональных ...