Политико-правовая сфера. Тексты для подготовки к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Материалы второй части ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politiko-pravovaya_sfera._teksty_oge.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

1. Из Трудового кодекса РФ

Статья 63.  Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет…

Статья 64.  Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Статья 65.  При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

-       паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-       трудовую книжку

-       страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

-       документы воинского учёта – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

-       документ об образовании и/или о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки

Статья 67. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется 
в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

1. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Трудового кодекса.

2. В какой форме, согласно закону, заключается трудовой договор? Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, почему выбрана именно такая форма.

3. Какие документы работник должен предъявить при заключении трудового договора? Назовите пять таких документов. Объясните, зачем предъявляются любые три из них.

4. Как закон обеспечивает равноправие граждан при приёме на работу? (Используя текст, приведите два положения.)

5. В каких сферах закон разрешает труд лиц, не достигших 14 лет? Объясните почему.

6. По результатам собеседования с кандидатами на должность менеджера работодатель отдал предпочтение мужчине с высшим образованием, перед женщиной с высшим образованием, матерью двоих малолетних детей, по причине того, что мужчина имел значительный опыт работы в аналогичной должности. Правомерны ли действия работодателя? Используя текст, дайте пояснение своего ответа.

2.  Ключевой элемент демократии – полноправие граждан.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.

Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

1.Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.

2.Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи

 3.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

4. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые три элемента (показателя)?

5. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?

С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество».

6. Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества

3. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создаёт законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто исполнительной властью государства.

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.

Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от властей законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

(Ш. Монтескьё, текст адаптирован)

1.Какой принцип организации государственной власти описан в тексте? Какие три рода власти выделены автором

2. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три обоснования необходимости независимости судебной власти

3. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три проявления политической свободы граждан РФ.

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

5. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы государственной власти РФ и укажите, к какой ветви власти они относятся.

6. Какой смысл Ш. Монтескьё вкладывает в понятие «политическая свобода»? Какие три условия необходимы, по его мнению, для осуществления политической свободы?

4. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Экономические ресурсы  это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы  способность повышения или понижения социального статуса.

Принудительные (силовые) ресурсы  это армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы, собственности  высших ценностей.

Культурно-информационные ресурсы  знания и информация, а также средства их получения и распространения (наука и образование, религия и искусство, средства массовой информации и др.). В конце XX  начале XXI в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. В ходе общественного развития традиционные ресурсы власти (сила и богатство) несколько утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами.

Специфическим ресурсом власти является сам человек  демографические ресурсы. Люди  это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек  создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений  будучи использована как средство реализации чужой воли. 
В целом же человек не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

1. Почему принудительные (силовые) ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти? Какой важнейший ресурс власти в современном обществе указан в тексте?

2. Какие примеры экономических и социальных ресурсов привел автор? Объясните, как связаны экономические и социальные ресурсы

3. Проиллюстрируйте примерами мысль автора о том, что человек может быть: а) ресурсом власти; б) субъектом власти; в) объектом власти. (К каждой позиции приведите соответствующий пример.)

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. Приведённая классификация ресурсов политической власти может применяться к власти в семье, другой малой группе. Приведите два аргумента (объяснения) в обоснование этой позиции.

6. Приведите два объяснения того, что применение комплекса ресурсов власти эффективнее, чем применение одного любого ресурса.

5. Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией»,  когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.

Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

1. Какие качества, по мнению автора, необходимы гражданам в условиях расширения прямой демократии? (Назовите три таких качества.)

2. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших 
в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация. Приведите фрагмент текста, который указывает причины сложившейся 
в стране Z ситуации.

3. Что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? Используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два способа её формирования

4. Какие причины низкой политической активности граждан в странах 
с развитой демократией выделяет автор? (Приведите две такие причины.)

5. Автор считает, что «осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования». Приведите два аргумента (объяснения) в защиту авторской позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

Актуальность – подготовка к ЕГЭ Задача – проанализировать художественный текст Цели:1) научить формулировать проблему и       комментировать её; ...

Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ

Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....

«Работа с политико-правовым материалом на уроках обществознания при подготовке к ГИА»

Описание опыта использования политико-правовых материалов на уроках обществознания для подготовки учащихся к сдаче ГИА по предмету. В данной работе используются отрывки из разработок уроков по обществ...

Презентация по обществознанию "Сфера духовной культуры. Подготовка к ГИА"

Цели и задачи  презентации – эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал. В презентации подробно раскрыта один  из разделов ГИА по обществозн...

24.04, 25.04. (ПК1). Обществознание. Политико - правовая сфера общества

Задание1. Ответьте на вопросы:   -   Кто является главой государства в РФ?   -   Самой древней формой демократического государства считается _________________...

Социальная сфера. Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

   Презентация с полным теоретическим материалом по всему блоку "Социальная сфера" подходит для самостоятельного использования при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ по обществознанию...