Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и  речь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек как результат биологической и социкультурной эволюции

Слайд 2

Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и речь.

Слайд 3

Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует . Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «человек», «индивид», «личность».

Слайд 4

наличие сознания и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ; наличие не только биологических, но и духовных потребностей (стремление к познанию мира, художественное творчество и др.). Отличия человека от животного

Слайд 5

Понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему человеческому роду. Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (неповторимыми, оригинальными чертами, качествами). В целях своего развития человек вынужден проявлять активность для удовлетворения разнообразных потребностей, реализации природных задатков и развития способностей.

Слайд 6

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Физиологические потребности Потребности в безопасности, уверенности в будущем Потребность в принадлежности к социальной группе Потребности в уважении, общественном признании Потребность в самовыражении Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу

Слайд 7

Формы, в которых у разных людей проявляются одни и те же потребности, могут быть разными: у каждого человека своё социальное окружение, неповторимые обстоятельства воспитания, жизненные установки и способности. При этом не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере.

Слайд 8

Материальные (естественные) потребности связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух для дыхания, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения и связи и др.). Социальные потребности – в общении, труде, общественном признании и др. Духовные потребности - в приобретении новых знаний, художественном творчестве, нравственном поведении, религиозной вере и др. Некоторые учёные выделяют экзистенциальные (в безопасности, комфорте) и престижные (властвовать или подчиняться власти и др.) потребности.

Слайд 9

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности; общественные потребности характеризуют социальную жизнь. Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям. Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности (потребность в алкоголе, табаке, наркотиках и т.д.).

Слайд 10

Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств. Активность человека по удовлетворению своих потребностей не должна противоречить социальным нормам. ! Потребности лежат в основе возникновения интересов. Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интересы людей направлены, прежде всего, на материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Слайд 11

Мышление – это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность. Мышление , в самом широком смысле, - способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временны'х и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов.

Слайд 12

Мышление – это взаимодействие субъекта с объективным миром познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность понятийным аппаратом языка Язык – определённая знаково-символическая система, в которой сохраняется и передаётся информация.

Слайд 13

Операции (приёмы) мышления Анализ Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы Синтез Мысленное объединение отдельных элементов целого Установление сходства или различия объектов Сравнение Обобщение Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов

Слайд 14

Операции (приёмы) мышления Абстраги-рование Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях Модели- рование Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них Понятие Мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов

Слайд 15

Операции (приёмы) мышления Суждение Форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей Умозак-лючение Форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение

Слайд 16

Методы мышления Дедукция (лат. deductio – выведение) Индукция (лат. inductio – наведение) Метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются общие утверждения, а завершением – частные следствия. Метод мышления на основе перехода от частного положения к общему

Слайд 17

Мышление связано с речью. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь). Процесс речи предполагает, с одной стороны, выражение мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям. Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью. В зависимости от формы общения выделяют устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) речь.

Слайд 18

В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов: формирование смысла речевого высказывания; построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы; физический процесс речевого высказывания. Качества речи Вырази-тельность Содержа- тельность Действенность Понятность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Урок 11 класс по теме "Общие закономерности биологической эволюции"

Тема: Общие закономерности биологической эволюции.Цели:    На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюц...

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Материалы к уроку обществознания в 10 классе по теме: "Человек как результат биологической и социокультурной эволюции"...

Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду...

Человек как результат эволюции

Презентация к учебнику Боголюбова 10 класс по теме "Человек как результат эволюции"....

статья "В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО"

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.Цели би...

В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО? УМК по биологии.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и  предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания ...