Главные вкладки

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право), 2018
    рабочая программа по обществознанию на тему

    Пархоменко Ксения Владимировна
    Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования по профессиям:
    09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
    15.01.24 Контролер станочных и слесарных работ
    15.01.25 Станочник (металлообработка)
    15.01.30 Слесарь
    Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана в соответствии с требованиями  ФГОС среднего общего образования, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в 2015 году (в ред. 2017г.). в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_oud.10_obshchestvoznanie_teh.profil.docx101.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение №__

    к ППКРС

    09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

    15.01.24 Контролер станочных и слесарных работ

    15.01.25 Станочник (металлообработка)

    15.01.30 Слесарь

    Рабочая программа

    ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    Саратовской области

    «Саратовский политехнический колледж»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

    общеобразовательный цикл

    программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    по профессии

    09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

    15.01.24 Контролер станочных и слесарных работ

    15.01.25 Станочник (металлообработка)

    15.01.30 Слесарь

    г.Саратов

    2018г.

    УТВЕРЖДАЮ

    зам. директора по учебной работе

    ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

     _______________/Султанова М.К./

    «_______»_____________2018г.

    _______________ /______________/

    «_______»_____________201_ г.

    _______________ /______________/

    «_______»_____________201_ г.

    Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана в соответствии с требованиями  ФГОС среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессиям технического профиля, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в 2015 году (в ред. 2017г.) в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з).

    ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла

    Протокол №__, дата «___»________2018 г.

    Председатель комиссии ___ /Кремнева Л.Н./

    Протокол №__, дата «___»________201_ г.

    Председатель комиссии ________/________/

    Протокол №__, дата «___»________201_ г.

    Председатель комиссии ________/________/

    Составитель(и) (автор):

    Пархоменко Ксения Владимировна, преподаватель общественных дисциплин

    Ф.И.О., должность, квалификационная категория

    Рецензенты:

    Внутренний

    Михайлова Ирина Евгеньевна, методист

    Ф.И.О., должность, квалификационная категория

    Витулева Валентина Ивановна, преподаватель истории, высшей квалификационной категории

    Ф.И.О., должность, квалификационная категория

    Кильдеев Дамир Равильевич, преподаватель общественных дисциплин, первой квалификационной категории

    Ф.И.О., должность, квалификационная категория

    Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».


    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    5-8

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    9-11

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    12-24

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    25-27

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    28-29

    1. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

    ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

    1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования по профессиям:

    09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

    15.01.24 Контролер станочных и слесарных работ

    15.01.25 Станочник (металлообработка)

    15.01.30 Слесарь

    Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана в соответствии с требованиями  ФГОС среднего общего образования, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в 2015 году (в ред. 2017г.). в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з).

    1. Место дисциплины в структуре ППКРС:

    Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

    Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС. Индекс ОУД – ОУД.10.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

     воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

     развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

     углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

     умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

     содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

     формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

     применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

    Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

    личностных:

    − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

    − российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

    − гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

    − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

    − готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    − осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

    − ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

    метапредметных:

    − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

    − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

    − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

    − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

    − умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

    − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

    предметных:

    − сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

    − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

    − владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

    − сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

    − сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

    − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

    − сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

    При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право) в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

    по профессиям СПО технического и естественно-научного профилей профессионального образования — 257 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, —171 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 86 часов.

    1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

    Виды учебной работы

    Количество часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    257

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    171

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    86

    Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины

    1. Тематическое планирование.

    Вид учебной работы

    Количество часов

    Профиль профессионального образования: Технический и естественно-научный

    Аудиторные занятия

    Содержание обучения

    профессии СПО

    Введение

    2

    1.Человек. Человек в системе общественных отношений.

    30

    1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

    20

    1. Духовная культура личности и общества.

    2

    1. Наука и образование в современном мире.

    4

    1. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

    4

    2.Общество как сложная динамическая система.

    14

    3.Экономика

    35

    3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

    8

    3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

    12

    3.3. рынок труда и безработица.

    10

    3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

    5

    4. Социальные отношения.

    30

    4.1. Социальная роль и стратификация.

    8

    4.2. Социальные нормы и конфликты.

    12

    4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

    10

    5. Политика.

    22

    5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

    10

    5.2. Участники политического процесса.

    12

    6. Право.

    38

    6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

    10

    6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

    16

    6.3. отрасли российского права.

    12

    ИТОГО

    171

    Внеаудиторная самостоятельная работа

    Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и т.д.

    86

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

    ВСЕГО

    257

    Преподаватель ________________ /Пархоменко Ксения Владимировна/

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    «Обществознание (включая экономику и право)»

    1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования по профессиям:

    09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

    15.01.24 Контролер станочных и слесарных работ

    15.01.25 Станочник (металлообработка)

    15.01.30 Слесарь

    Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана в соответствии с требованиями  ФГОС среднего общего образования, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в 2015 году (в ред. 2017г.). в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з).

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

    Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС. Индекс ОУД –ОУД.10.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

     воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

     развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

     углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

     умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

     содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

     формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

     применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

    Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

    личностных:

    − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

    − российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

    − гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

    − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

    − готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    − осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

    − ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

    метапредметных:

    − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

    − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

    − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

    − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

    − умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

    − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

    предметных:

    − сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

    − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

    − владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

    − сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

    − сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

    − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

    − сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

    При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право) в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

    по профессиям СПО технического и естественно-научного профилей профессионального образования — 257 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, —171 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 86 часов.

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

    Виды учебной работы

    Количество часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    257

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    171

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    86

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


    3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)».

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект)

    Объем часов

    Уровень освоения

    Введение.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Объект их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

    Раздел I.  Человек. Человек в системе общественных отношений. (30 часов)

    Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

    20

    Философские представления о социальных качествах человека.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Природа человека. Что такое человек? Индивид, индивидуальность, личность.

    2.

    Человек-существо активное, деятельное. Деятельность и мышление. Виды деятельности.

    3.

    Творчество.

    Практическая работа.

    1.

    Заполнение таблицы «Взгляды философов на сущность человека»; изложение и аргументация собственных суждений по данной теме.

    2.

    Доклад на тему: «Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий».

    Основные виды профессиональной деятельности.

    Содержание учебного материала.

    2

    1.

    Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

    Социализация личности. Истина и её критерии.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Формирование характера. Учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

    2.

    Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Внутренний мир человека. Самопознание.

    3.

    Познаваем ли мир. Понятие истины и её критерии.

    Практическая работа.

    1.

    Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Истина и ее критерии».

    Мировоззрение и его роль в жизни человека. Свобода в деятельности человека.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления.

    2.

    Свобода человека и её ограничители. Внутренние со стороны самого человека и внешние со стороны общества. Выбор и ответственность за его последствия.

    3.

    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

    Практическая работа.

    1.

    Написание эссе по теме: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» («Человек немыслим вне общества»; «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»).

    Человек в группе.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.

    Межличностные конфликты.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    История конфликтов в среде молодежи.

    Тема 1.2. Духовная культура личности и общества.

    2

    Духовная культура личности и общества.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Понятие о культуре. Культура народная, массовая, элитарная- продукт информационного общества.

    2.

    Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Учреждения культуры.

    Практическая работа.

    Участие в дискуссии «Роль СМИ в современном обществе – благо или проблема?».

    Тема 1.3. Наука и образование в современном мире.

    4

    Наука в современном обществе.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Естественные и социально-гуманитарные науки. Этика науки.

    Образование как способ передачи знаний и опыта.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования.

    Система образования в РФ.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Государственные гарантии в получении образования.

    Профессиональное образование.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.

    Практическая работа.

    1.

    Проведение семинара по теме: «Наука и образование в XXI веке».

    Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

    4

    Мораль.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Основные принципы и нормы морали.

    Религия как элемент духовной культуры.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Религия. Верования. Религиозное и светское сознание.

    2.

    Буддизм. Христианство. Ислам.

    3.

    Религия и церковь в современном мире.

    4.

    Русская православная церковь и государство.

    5.

    Свобода совести.

    Практическая работа.

    Заполнение таблицы «Мировые религии».

    Искусство и духовная жизнь.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Искусство и его роль в жизни людей.

    2.

    Виды искусств. Тенденции духовной жизни современной России.

    Практическая работа.

    Сравнение различных точек зрения на перспективы духовного развития современной России.

    Самостоятельная работа

    Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».

    Составление таблицы «Функции культуры», «Функции науки».

    Написание сообщений о культурной жизни современной России.

    Контрольная работа по разделу 1 «Человек. Человек в системе общественных отношений».

    1

    Раздел II. Общество как сложная динамическая система. (14 часов)

    Тема 2.1. Общество как сложная динамическая система.

    14

    Общество и общественные отношения.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей.

    Особенности социальной системы.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

    Общество и природа.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Противоречивость воздействия людей на природную среду.

    Общество в развитии.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

    Цивилизация и формация.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Два подхода к истории развития общества. Общество традиционное, индустриальное, постиндустриальное(информационное).

    Глобальные проблемы современности.

    Содержание учебного материала.

    3

    2

    1.

    Особенности современного мира. Процессы глобализации.

    2.

    Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

    Практическая работа.

    Рассмотрение анализа сообщений СМИ об особенностях развития отдельных стран мира.

    Участие в круглом столе «Глобальные проблемы и пути их решения».

    Рассмотрение основных концепций и теорий развития общества.

    Самостоятельная работа

    Составление схемы «Потребности человека», работа с учебной литературой.

    Составление таблиц «Социальные институты общества», «Этапы познания», «Теории происхождения человека».

    Составление сравнительной таблицы «Прогресс и регресс».

    Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального обществ».

    Выполнение анализа текста «Индивид и личность».

    Составление словарика темы.

    Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Общество как сложная система»

    Составление памятки «Правила общения в малых группах», «Культура общения в юношеском возрасте».

    Контрольная работа по разделу 2 «Общество как сложная динамическая система».

    1

    Раздел III.Экономика (35 часов)

    Тема 3.1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

    8

    Экономика: наука и хозяйство.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность.

    2.

    Потребности и факторы производства.

    Экономические системы.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Характеристика типов экономических систем: традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.

    2.

    Формирование знаний о разделении труда, специализации и обмене.

    Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

    12

    Рынок.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Рынок одного товара. Спрос. Предложение.Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

    Практическая работа.

    1.

    Решение задач по теме: «Спрос и предложение».

    Фирма. Финансы в экономике.

    Содержание учебного материала.

    6

    2

    1.

    Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок.

    2.

    Основы менеджмента и маркетинга. Банковская система. Роль Центрального банка.

    3.

    Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Основы денежной политики государства.

    Роль государства в экономике.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

    2.

    Виды налогов. Государственный бюджет. Государственные расходы. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

    Практическая работа.

    1.

    Составление схемы «Налоги и их виды», «Структура налоговой системы в России»; решение задач.

    Тема 3.3. Рынок труда и безработица.

    10

    Рынок труда.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Спрос на труд. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

    Занятость и безработица.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

    Рациональный потребитель.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Формирование знаний о рациональном потребителе. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

    Практическая работа.

    Составление семейного бюджета.

    Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

    5

    Основные проблемы экономики России.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Становление рыночной экономики в России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Проблемы экономики России и регионов. Экономическая политика РФ.

    2.

    Россия в мировой экономике.

    Мировая экономика.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли

    2.

    Глобальные экономические проблемы.

    Самостоятельная работа

    Написание эссе по темам: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их- мудрость, а умело расходовать их- искусство», Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого», «Налоги -цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе».

    Составление таблицы «Экономические функции государства».

    Написание рефератов по предложенным темам: «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике».

    Составление словарика темы «Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи».

    Составление таблицы «Виды безработицы».

    Составление схемы «Виды заработной платы», «Виды фирм», «Типы экономических циклов».

    Составление кроссворда по теме: «Рынок. Фирма. Роль Государства в экономике».

    Контрольная работа по разделу 3 «Экономика».

    2

    Раздел IV.  Социальные отношения (30 часов)

    Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

    8

    Социальные отношения.

    Содержание учебного материала.

    3

    2

    1.

    Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

    Социальная роль.

    Содержание учебного материала.

    3

    2

    1.

    Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

    Социальный статус и престиж.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Престижность в профессиональной деятельности.

    Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты.

    12

    Социальный контроль.

    Содержание учебного материала.

    3

    2

    1.

    Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

    Девиантное поведение.

    Содержание учебного материала.

    5

    2

    1.

    Девиантное поведение, его формы, проявление. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

    Практическая работа.

    Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме, преступности. Проект решения актуальных социальных проблем.

    Социальный конфликт.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

    Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

    10

    Социальная стратификация.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

    2.

    Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ.

    Практическая работа.

    1.

    Участие в круглом столе «Проблемы современной молодежи и пути их решения».

    Нации и межнациональные отношения.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Этнические общности. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.Конституционные принципы национальной политики в РФ.

    Семья и быт.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей.

    Практическая работа.

    Презентация мини-проекта «Семья в современном мире», составление родословной.

    Самостоятельная работа

    Составление схемы «Функции семьи», словарика по теме.

    Составление кроссворда по теме: «Социальные нормы и конфликты».

    Работа с учебной и справочной литературой.

    Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Социальные нормы и конфликты».

    Составление таблицы «Виды социальной мобильности».

    Составление схем «Виды конфликтов», «Способы разрешения конфликтов».

    Составление схемы «Формы взаимодействия людей».

    Составление таблицы «Формальный и неформальный социальный контроль».

    Контрольная работа по разделу 4 «Социальные отношения».

    2

    Раздел V.Политика (22 часа)

    Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

    10

    Политика и власть.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

    Государство как политический институт.

    Содержание учебного материала.

    3

    2

    1.

    Признаки государства. Государственный суверенитет.

    2.

    Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция.

    Формы государства.

    Содержание учебного материала.

    3

    2

    1.

    Формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки.

    Практическая работа.

    Заполнение таблицы «Политические режимы».

    Правовое государство,

    понятие и признаки.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Правовое государство,понятие и признаки.

    Тема 5.2.Участники политического процесса.

    12

    Личность и государство.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

    Гражданское общество и государство

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Понятие гражданского общества. Местное самоуправление. Гражданские инициативы.

    Демократические выборы.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Избирательная система РФ. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

    Политические партии и движения.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Понятие «политическая партия». Классификация политических партий и движений.Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

    Практическая работа.

    Заполнение таблицы «Политические партии, их программы».

    Роль СМИ в политической жизни страны.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

    Самостоятельная работа

    Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Участники политического процесса».

    Работа с учебной и справочной литературой.

    Составление кроссворда по теме «Политика и власть. Государство в политической системе».

    Составление синквейна «Демократия», «Парламентаризм».

    Составление таблицы «Виды политической идеологии», словарика темы.

    Составление схем «Политические институты», «Власть и ее виды».

    Написание эссе по предложенным темам.

    Составление таблицы «Типология политических элит», «Типы лидеров».

    Составление таблицы «Проблема формирования гражданского общества».

    Составление памятки «Как стать политическим лидером», таблицы «Этапы политической борьбы за власть в РФ».

    Контрольная работа по разделу 5 «Политика»

    2

    Раздел VI. Право. (38 часов)

    Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

    10

    Юриспруденция как общественная наука.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Цели и задачи изучения права в современном обществе.

    Право в системе социальных норм.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Правовые и моральные нормы.

    Система права.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

    Практическая работа.

    1.

    Заполнение таблицы по теме: «Отрасли права».

    Основные формы права.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Правовые отношения и их структура.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Правомерные и противоправные поведения. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

    Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

    16

    Конституционное право, как отрасль российского права.

    Содержание учебного материала.

    4

    2

    1.

    Основы конституционного строя России. Система государственных органов в России. Законодательная власть, исполнительная власть, институт Президентства, местное самоуправление.

    Правоохранительные органы РФ.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

    Понятие гражданства.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

    Права и обязанности граждан в России.

    Содержание учебного материала.

    8

    2

    1.

    Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Права и обязанности налогоплательщика.

    2.

    Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

    3.

    Право на благоприятную окружающую среду.

    4.

    Обязанность защиты отечества. Основания отсрочки от военной службы.

    5.

    Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

    Практическая работа.

    Проведение анализа нормативно- правовых источников.

    Тема 6.3. Отрасли российского права.

    12

    Гражданское право.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры.

    2.

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

    Защита прав граждан.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

    Трудовое право и трудовые правоотношения.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

    2.

    Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

    3.

    Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

    Административное право.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    1.

    Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

    Уголовное право.

    Содержание учебного материала.

    1

    2

    1.

    Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

    Практическая работа.

    Проведение анализа нормативно- правовых источников.

    Решение правовых задач и выполнение индивидуальных заданий.

    Самостоятельная работа

    Написание рефератов по предложенным темам.

    Составление кроссвордов по предложенным темам.

    Работа с учебной и справочной литературой.

    Написание эссе по предложенным темам.

    Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Основы конституционного права РФ».

    Составление кластера «Гражданство».

    Составление схемы «Ветви государственной власти в России».

    Составить схему «Полномочия Президента», «Полномочия Федерального собрания», «Полномочия Государственной думы», «Процесс принятия законов».

    Составление синквейна и таблицы «Условия вступления в брак».

    Составить синквейн «Преступление», схему «Виды преступлений», словарик темы.

    Составление сравнительной таблицы «Конституции других стран».

    Заполнение таблицы «Достоинства и недостатки Конституции»

    Составление схемы «Источники трудового права», «Виды рабочего времени».

    Составление таблицы «Этапы привлечения к уголовной ответственности».

    Контрольная работа по разделу 6 «Право»

    1

    Дифференцированный зачет

    2

    ВСЕГО

    171

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. Ознакомленный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
    2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
    3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»

    Оборудование учебного кабинета:

    - посадочные места по количеству студентов;

    - рабочее место преподавателя;

    - комплект учебных схем;

    - комплект заданий для тестирования и контрольных работ;

    Технические средства обучения:

    - компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    - мультимедиа проектор;

    - интерактивная доска.

    4.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Для студентов

    Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2016.

    Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2015.

    Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2018.

    Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2018.

    Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2017.

    Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. — М., 2017.

    Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2017.

    Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.

    Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2015.

    Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

    Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовыйуровень. — М., 2013.

    Для преподавателей

    Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

    Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)

    Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994

    • 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996

    • 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001

    • 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006

    • 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

    Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //

    СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

    Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

    Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

    Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —

    • 15. — Ст. 766.

    Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //

    Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

    Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.

    Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

    Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

    Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

    Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

    Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.

    Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»

    Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

    Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

    • ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

    Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня2016 г. №2/16-з).

    Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.

    Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.

    Интернет-ресурсы

    www.openclass.ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

    www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

    www.festival.1september.ru(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

    www.base.garant.ru(«ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

    www.istrodina.com(Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

    4.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

    В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

    Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (тестирование) по соответствующим темам разделов.

    Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины.


    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

    - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

    - извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,  научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

    - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты мнения, аргументы и выводы;

    - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

    Самостоятельная работа;

    Экспертная оценка самостоятельной работы.

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

         - особенности социально-гуманитарного познания.

    Тестирование;

    Дифференцированный зачет;

    Экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ"

    Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 История родного края (Саратовской области), 2018

    Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края (Саратовской области)» предназначена для изучения истории Саратовского края в профессиональных образовательных организациях, реал...

    Рабочая программа учебной дисциплины УД.02 История родного края (Саратовской области), 2018

    Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края (Саратовской области)» предназначена для изучения истории родного края в профессиональных образовательных организациях, реализующ...

    Рабочая программа ОУД.010.Обществознание (включая экономику и право), 2018

    Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта ср...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

    Программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендуемая для освоения студентами, отнесенными по результатам медицинского осмотра к основной медицинской и подготовительной медицин...