Конспект урока по обществознанию на тему "Свобода и необходимость в деятельности человека" (10 класс)
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Князева Татьяна Александровна

Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 10

Тема урока:   «Свобода  и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие: создать  условия для формирования у учащихся  представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы.  

Развивающие:  продолжать работу по развитию  понятийного мышления, критического мышления,  умения работать с текстовой информацией,   систематизировать ее, умения  сравнивать, анализировать делать выводы

 Воспитательные: формирование мировоззрения,  главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы,  ответственности,  уважения прав и свобод других

Тип урока: урок  освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование  с элементами технологии критического мышления

 Оборудование: персональный компьютер, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент

- Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

- Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.  Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)  Свобода ( если не смогут ответить, показываем другие изображения). Что объединяет эти  изображения?  Свобода.

- Как вы думаете, о чем будем говорить на данном уроке? (Тема урока- свобода и необходимость в деятельности человека). Запись темы в тетрадь.

3. Актуализация знаний

- Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?

                                                       Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.»

Какие  вопросы необходимо рассмотреть?

1.        Что такое свобода?

2.        Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека.

4. Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

  1. Что такое свобода?

Работа с источниками (разные понимания и трактовки понятия «свобода»).

1.Впервые понятие свобода  как философскую категорию  ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен  человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится  их жертвой».

2.В ХХ веке  Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет  « Человек  есть  царь и раб. Я вижу три состояния  человека… которые  можно обозначит  как «господин», «раб»  и «свободный». Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же  существует  сам   по себе…  Мир  рабства есть мир отчужденного  от себя духа». Свобода  не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

 3. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

4. В философии:  

  • Свобо́да — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.
  • Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);
  • Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

5. В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

-  Что общего в определениях?

 (Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность)

- Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы, которые будем вносить в интеллект карту, заполняя схему.

2. Признаки свободы

- Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного,  тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений ).

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Что нас ограничивает в этом мире? (Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки)        

- Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора.

Буриданов осел (аудиофрагмент)

В чем смысл услышанного?

Притча

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

        И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми.        И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

- Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

- Чего они попросили?

- Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан  с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.)

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.  Основа выбора  - ответственность.

3.Свобода и ответственность

Работа с учебником стр.74-75

Выполнение задания в интеллект карте:

- Что такое ответственность? (объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.)

-Какие стороны ответственности бывают? (внутренняя и внешняя). Какая имеет первостепенное значение.

4. Свобода есть осознанная необходимость.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях.

Как же соотносятся свобода и необходимость? Есть разные подходы к этой проблеме.

Работа с источниками и заполнение таблицы

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм

Волюнтаризм

Немецкая классическая философия (Гегель, Энгельс )

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

 

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Документ.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей — старая философская проблема. Чаще всего эта проблема сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Божьим промыслом, неизбежными обстоятельствами, законами природы и общества). Есть две противоположные точки зрения на свободу человеческой воли:

1)фатализм-представление о предопределенности всего происходящего (судьба, обстоятельства…)

2)волюнтаризм-представление о том, человек принимая решения, руководствуется лишь своими оценками и желаниями, пренебрегая объективными обстоятельствами

Сегодня большинство философов признают свободу воли, но не считают ее абсолютной, так как, по их мнению, свободу воли ограничивает необходимость.

Не существует абсолютной свободы, она всегда относительна. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон может быть шире или уже, но он всегда существует. Опыт показывает, что любые поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Эту позицию можно выразить словами Ф.Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»

Таким образом, трактовка свободы как осознанной необходимости предполагает осознание и учет человеком пределов своей деятельности.

5. Свободное общество

Опережающее задание:

- Ребята на прошлом уроке я попросила вас ответить на такой вопрос: возможна ли абсолютная свобода человека? (спросить 2-3 человек).

Вывод: абсолютной свободы не бывает.

5. Закрепление материала

Закончить схему «признаки свободы» (альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность,  активность, выбор, ответственность, независимость) и сформулировать определение понятия свобода.

Свобода  - это возможность сознательного  выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями,  создание условий для самореализации.

Рефлексия

Домашнее задание: параграф 7;

Написать   эссе: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зенос Фрудакис

Слайд 3

Свобода и необходимость в деятельности человека

Слайд 4

Эпиграф урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и для чего?» Фридрих Ницше

Слайд 5

План урока: Что такое свобода? Признаки свободы. Свобода и ответственность. Необходимость в деятельности человека

Слайд 6

СВОБОДА

Слайд 7

Зенос Фрудакис

Слайд 9

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Слайд 10

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Слайд 11

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Слайд 12

СВОБОДА Осознан-ность Возмож-ность Воля Альтернати-ва Ответствен-ность Независи-мость Необходи-мость Выбор

Слайд 13

Свобода - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Слайд 14

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? инстинктивное решение осознание ответственности аффективное действие осознанная необходимость приспособленчество возможность выбора №1

Слайд 15

Вставьте пропущенное слово: внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие; то, что обязательно должно произойти в данных условиях №2

Слайд 16

Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам. б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны №3

Слайд 17

Фатализм утверждает, что: каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости человек, принимая решение, руководствуется лишь своими оценками и желаниями всё происходящее предопределено №4

Слайд 18

Домашнее задание: 1. Параграф 7 2. Написать эссе на тему: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)

Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...

План конспект урока по обществознанию "Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ" 9 класс.

План конспект урока может использоваться в курсе "Обществознания" 9 класс, в рамках темы "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ". Материал позволяет сформировать представл...

Конспект урока по обществознанию: Человек и его деятельность 6 класс

План урока: 1.«Птицу узнают по полету, а человека по работе». 2.«Пчела мала, да и та работает». 3.Жизнь человека многогранна. ...

Свобода и необходимость в деятельности человека

Презентация представлена документами и иллюстрациями, которые помогают понять тему свободы....