Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Материалы, представленные на сайте не являются авторскими. В помощь коллегам при подготовке обучающихся к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_obshchestvo_2.docx | 322.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек и общество № 4
1. Виктор Петрович – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Виктора Петровича много друзей; он общительный, энергичный человек. Все эти качества характеризуют Виктора Петровича, прежде всего, как
1) руководителя 2) личность 3) работника 4) индивида
2. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие
1) индивидуальность 2) индивид 3) личность 4) темперамент
3. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие
1) талант 2) индивид 3) личность 4) способности
4. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека? 1) талант 2) индивид 3) личность 4) темперамент
5. Виолетта учится на "отлично", она готовится к экзамену и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен 2) учебник 3) подготовка 4) ученица
6. Виолетта учится на отлично, она готовится к экзамену и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен 2) учебник 3) отметка 4) увлечение музыкой
7. Виталий готовится к экзамену и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является 1) экзамен 2) учебник 3) подготовка 4) учитель
8. Значимое отличие человека от любого другого живого существа – это
1) инстинкты 2) сознание 3) рефлексы 4) адаптация
9. Наличие таких черт характера, как самостоятельность и ответственность за свои поступки, характеризует человека, прежде всего, как 1) личность 2) индивида 3) производителя 4) индивидуальность
10. В процессе социальной жизни человек усваивает культуру данного общества и становится
1) индивидом 2) производителем 3) личностью 4) индивидуальностью
11. Анатолий работает на заводе. Он — хороший отец и друг. Его хобби — футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Всё это характеризует Анатолия как
1) индивида 2) личность 3) спортсмена 4) работника
12. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием 1) личность 2) гражданин 3) индивид 4) работник
13. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется в общении с окружающими.
Б. Личность обладает определёнными качествами, которые общество признаёт важными, необходимыми.
14. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в 1) самопознании 2) самореализации 3) продолжении рода 4) достижении определённого положения в обществе
15. Верны ли следующие суждения о развитии человека?
А. Человека формируют как природная среда, так и социальные отношения.
Б. На формирование личности влияют культурные традиции и ценности.
16. В отличие от животного человек 1) способен к продолжению рода 2) умеет проявлять эмоции
3) умеет находить пропитание 4) способен к самооценке своего поведения
17. Верны ли следующие суждения о личности?
А. В понятие «личность», прежде всего, включают характеристики, обусловленные биологической сущностью человека.
Б. Развитие личности продолжается в течение всей жизни человека.
18. Ученики с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и посадили там деревья и кустарники. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность
1) игровую 2) трудовую 3) учебную 4) познавательную
19. Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает
1) преобразование природной среды 2) наличие воображаемой обстановки
3) передачу определенной информации 4) общение с другими людьми
20. Игра, в отличие от иных форм деятельности, предполагает
1) преобразование природной среды 2) наличие воображаемой обстановки
3) создание материальных благ 4) приобретение новых знаний
21. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется в общении с окружающими людьми.
Б. Личность – результат процесса воспитания и самовоспитания.
22. Наталья работает медсестрой в поликлинике. Она вежливый и ответственный человек. В свободное время она изучает иностранный язык и занимается на курсах вождения автомобиля. Всё это характеризует Наталью, прежде всего, как 1) водителя 2) индивида 3) личность 4) работника
23. Для общения, в отличие от игры и труда, всегда необходимо 1) специально созданные условия
2) наличие партнера 3) наличие одинаковой цели 4) следование определенным правилам и нормам
24. Открытие новых видов топлива представляет собой результат деятельности
1) прогностической 2) научной 3) учебной 4) управленческой
25. Верны ли следующие суждения о деятельности людей?
А. Деятельность людей всегда носит творческий характер.
Б. Деятельность людей может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
26. Игра, в отличие от иных форм деятельности, предполагает
1) передачу определённой информации 2) наличие воображаемой обстановки
3) преобразование природной среды 4) получение нового знания
27. Хозяйка готовит борщ на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является
1) хозяйка 2) обед 3) борщ 4) семья
28. Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) посредничество 2) сотрудничество 3) уход от конфликта 4) арбитраж
29. Какой пример иллюстрирует официальные межличностные отношения?
1) Врач дал ключи от своей квартиры соседям. 2) Врач пригласил родственников пожить у него на даче.
3) Врач встретился со своими бывшими однокурсниками.
4) Врач вызвал родственников пациента для разговора о его лечении.
30. Взаимные отношения, деловую или дружескую связь между людьми, направленную на обмен информацией, обозначают понятием 1) деятельность 2) творчество 3) свобода 4) общение
31. Верны ли следующие суждения о духовной сфере общества?
А. Духовная сфера жизни общества охватывает религию, искусство, нравственность.
Б. Духовная сфера взаимодействует с другими сферами общества.
32. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Формирование личности завершается к совершеннолетию человека.
Б. Формирование личности связано с освоением человеком различных социальных ролей и норм.
33. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) В стране Z учёные опросили граждан о том, как глобальные проблемы отражаются в их повседневной жизни. (Б) Оказалось, что более половины опрошенных ощущают проявления экологических проблем и готовы принимать участие в их решении. (В) Жаль, что пока этих людей не так много, как хотелось бы. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения 34. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Ежедневно на работе каждый из нас вступает в разнообразные межличностные отношения. (Б) В зависимости от ситуации они могут быть официальными и неофициальными. (В) Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения |
35. Какой пример иллюстрирует, прежде всего, трудовую деятельность человека?
1) участие в школьном турнире по настольному теннису 2) чтение книги о географических открытиях
3) поступление в вуз 4) проведение школьного урока учителем
36. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде 2) способность к творчеству 3) наличие органов чувств 4) наличие сознания
37. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Общество изменяет, преобразует естественную среду.
Б. Природные условия влияют на хозяйство, быт, характер людей.
38. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1) обучение 2) свобода 3) творчество 4) общение
39. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
40. К какой сфере общественной жизни относится создание материальных благ?
1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
41. К политической сфере жизни общества непосредственно относится
1) проведение фестиваля народной музыки 2) увеличение доли молодёжи в структуре населения страны
3) переход предприятий из рук государства в частные 4) принятие поправок к Закону о выборах депутатов парламента
42. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования проголодались и решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Какие потребности реализовали пассажиры? 1) социальные 2) духовные 3) физиологические 4) престижные
43. Артём и Сергей узнали, что Маша пригласила на свой день рождения всех одноклассников, кроме них. Артём просто прекратил всякое общение с Машей, а Сергей попытался через друзей узнать у Маши о причинах её поступка.
Сравните два способа поведения в межличностном конфликте – уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) осознание противоречия интересов 2) поиск пути выхода из конфликта
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов 4) участие третьей стороны
44. Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила.
Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) осознание противоречия интересов 2) поиск пути выхода из конфликта
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов 4) участие третьей стороны
45. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника
46. Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые схожи у человека и животных, и черты, которые отличают человека от животных.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) способность к выдвижению целей и задач деятельности 2) адаптация к условиям окружающей среды
3) инстинкты и рефлексы 4) сознание и речь
47. В свободное от учёбы время десятиклассник работает курьером. Данный пример иллюстрирует деятельность 1) учебную 2) трудовую 3) политическую 4) научную
48. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
49. Ученица 4-го класса Ульяна готовится к диктанту по русскому языку, а её трехлетний брат играет с машинкой. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания, – учебу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) контроль учителей и родителей за результатами деятельности 2) использование различных предметов
3) целенаправленное получение информации 4) возможность общения в процессе деятельности
49. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании 2) питании 3) самосохранении 4) самореализации
50. Учитель с утра провёл уроки, а вечером у него запланирована встреча с друзьями. Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условии задания, – официальные и неофициальные.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) обмен информацией между людьми 2) способ взаимодействия людей
3) соблюдение формальных правил в общении 4) личная привязанность, симпатия – основа возникновения общения
51. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы?
1) мораль, наука 2) власть, партия 3) собственность, доход 4) род, племя
52. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Воздействие общества на природу имеет только негативный характер.
53. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в
1) самореализации 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении
54. Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества?
1) достижения науки в разработке современных лекарств 2) развитие национальных систем образования
3) сокращение разнообразия растений и животных 4) быстрота передачи информации по компьютерным сетям
55. Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества?
1) достижения науки в разработке современных лекарств 2) интеграция системы образования
3) сокращение разнообразия растений и животных
4) увеличение скорости передачи информации по компьютерным сетям
56. Человек, в отличие от других представителей животного мира, 1) укрывается от холода
2) заботится о своем потомстве 3) осознает цели своей деятельности
4) строит жилища из природных материалов
57. Что из перечисленного ниже свойственно только человеку?
1) действие механизмов наследственности 2) работа органов чувств
3) создание орудия труда 4) обменные процессы организма
58. И деятельность человека, и поведение животного характеризуются
1) обоснование гипотезы 2) следованием собственным убеждениям
3) удовлетворением потребностей 4) способностью оценивать свои действия
59. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самопознании 2) самореализации 3) питании 4) достижении определённого положения в обществе
60. Примером трудовой деятельности является 1) осмотр выставки картин 2) игра на компьютере 3) общение с друзьями 4) приготовление обеда
61. Примером трудовой деятельности является 1) осмотр выставки картин
2) посещение музея 3) общение с друзьями 4) установка мастером системы видеонаблюдения
62. Что является примером трудовой деятельности человека?
1) участие в школьном турнире по настольному теннису 2) беседа подруг о модных прическах
3) посещение семьей циркового представления 4) проведение школьного урока учителем
63. Что является примером трудовой деятельности человека?
1) участие в школьном турнире по настольному теннису 2) поездка в общественном транспорте
3) посещение семьёй циркового представления 4) проведение школьного урока учителем
Текст № 1
1. Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.
Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.
Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своём преобразовательном рвении, то, в конечном счёте, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.
В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.
(По материалам интернет-издания)
- Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
- Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
- Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
- Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров.
2. Социологические службы опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали этот вопрос тем же самым опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
1) Граждане страны Z мало читают.
2) Среди опрошенных преобладали те, кто плохо учился в школе.
3) По мере взросления опрошенные стали более высоко оценивать роль семьи в процессе
формирования личности.
4) С возрастом люди начинают больше доверять своим друзьям.
5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основным фактором развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают только влияние друзей.
2) Основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.
3) Каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, в качестве основного фактора развития личности называет школу.
4) Бóльшая доля 20-летних, по сравнению с 40-летними, считают наследственность основным фактором развития личности.
5) Одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признает основным фактором развития личности деятельность СМИ.
3. В стране Z социологические службы провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
1) Все опрошенные не ощущают влияния глобальных проблем на свою повседневную жизнь.
2) Среди обеих групп опрошенных доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
3) Менее трети опрошенных обеих групп сталкиваются с проявлением глобальных проблем ежедневно.
4) Пятая часть 20-летних считает, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
5) Среди 40-летних тех, кто ежедневно ощущают проявления глобальных проблем в своей жизни, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экологические проблемы не волнуют людей.
2) Люди имеют разные точки зрения относительно влияния глобальных проблем на их жизнь.
3) Некоторые люди считают, что глобальные проблемы их не коснутся.
4) В стране Z популярны экологические движения.
5) В стране Z сложная экологическая ситуация.
2. . Есть люди, для которых соблюдение точного, сложного и многогранного режима – своего рода хобби. Они всегда знают, что им надлежит делать в следующий момент, у них всё расписано. Другие поступают так по необходимости, из-за большого числа разнообразных нагрузок. Но для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств. Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше. Неожиданно зашедший в гости приятель, телефонный звонок или интересная телепередача легко могут разрушить даже самые благие намерения.
При составлении режима необходимо прежде всего считаться с реальностью внешнего мира. Но не забудем ещё и реальность внутреннего. Люди различаются не только своим сознательным отношением к режиму, но и, если можно так выразиться, способностями к нему.
Некоторым людям режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях, он будто сам собой вытекает из их натуры. Я называю таких людей «ритмиками». Не берусь утверждать, что главное
в возникновении этого типа: рано и прочно выработанная привычка или прирождённая психофизиоло-гическая скоординированность. Другой полюс – дизритмики. Мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы. Это два крайних полюса. Обычный человек находится где-то между тем и другим.
Нечего и говорить, что в обычном режиме трудового дня ритмикам живётся хорошо, полуритмикам средне, а дизритмик оказывается в положении хронической катастрофы. Если он подчиняется ритмам среды, он плохо себя чувствует. Если не подчиняется – тоже плохо, ибо никто ему этого не прощает. Относительно жёсткого режима, принятого обществом, их внутренняя организация, конечно, неудачна, но это не значит, что они не представляют собой более совершенный тип по каким-то другим критериям.
Если вы в течение ряда лет честно выдерживали режимы и перепробовали несколько вариантов с достаточной длительностью, но всё равно ничего не получалось, то вы, скорее всего, дизритмик. Не требуйте от себя высокой продуктивности в те часы и дни, когда организм её не даёт, подлавливайте хорошее время и полноценно выкладывайтесь. Возможно, изучив себя, вам удастся и в неправильных колебаниях вашего состояния уловить кое-какие закономерности. Кроме того, всё меняется: со временем, быть может, изменятся и ритмы вашего организма; возможно, они упростятся и скоординируются.
(По В. Леви)
Какую работу, сферу деятельности Вы могли бы рекомендовать представителю каждого из названных автором типов людей? Используя содержание текста и обществоведческие знания, кратко поясните каждую свою рекомендацию.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Что, по мнению автора, мешает составлению чёткого расписания? Какой главнейший принцип составления расписания предложил автор?
- В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Всё больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома, в любом другом комфортном месте, лишь изредка собираясь в офисе для обсуждения планов. Какие преимущества даёт работникам такая форма организации труда? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите три преимущества.)
- Объясните, зачем каждому человеку нужно изучать себя, выяснять особенности своей психофизической организации. (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.)
- Какие типы людей по способности к соблюдению режима выделил автор?
(Используя содержание текста, назовите три типа и дайте краткую характеристику любых двух типов.)
3. Социологические службы провели опрос групп 25-летних и 60-летних граждан страны Z. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
| 25-летние | 60-летние | |||||||||||||||
Противоборство | 40% | 15% | |||||||||||||||
Уступка | 20% | 20% | |||||||||||||||
Уход из ситуации | 15% | 20% | |||||||||||||||
Сотрудничество | 25% | 45% | |||||||||||||||
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Текст № 3
- Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.
Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.
Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.
Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.
(По П. Бергеру)
- Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей.
- В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.
- Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения?
- Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом).
Текст № 4.
Человек – житель двух удивительных миров. В первом из них он рождается и существует в своём физическом облике. Этот мир дарует ему тело с многообразными свойствами и возможностями; определяет среду, в которой ему предстоит расти, стареть и умирать. Имена этого мира – Земля, Эпоха, Страна. Второй мир каждый из нас постепенно открывает в себе самом и затем развивает, совершенствует, расширяет его границы. Это внутренний мир, душа, мир по имени «Я».
Нет смысла задаваться вопросом о том, какой из миров важнее, значительнее. Каждый миг мы пребываем в уникальном пространстве, где они встречаются, пересекаются, дополняют и определяют друг друга. Порой создаётся впечатление, что я, лично я, веду себя так, как считаю нужным.
А на самом деле это природные свойства тела – особенности нервной системы, обмена веществ, физической конституции – влияют на наши реакции, их силу, продолжительность, возможности.
Внутренний мир так же влияет на внешний. Человек старается организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям, желаниям, ценностям.
Внутренний мир человека доступен для познания, понимания и изменения. Но внутренний мир – тайна, принадлежащая одному человеку. Человек может поведать о собственном внутреннем мире другим людям, приоткрыть завесу тайны. Так делают писатели и поэты, художники и композиторы в процессе творчества. Так поступают по отношению друг к другу влюблённые, друзья и все те, кто чувствует душевную близость, духовное родство. Общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью, мы обнаруживаем новые стороны собственной души.
(По материалам энциклопедии для школьников)
- Автор пишет, что внутренний мир человека доступен для познания. Каково значение самопознания человека? Почему необходимо познавать внутренний мир других людей?
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Объясните связь искусства с жизнью человека в каждом из «двух удивительных миров». Опираясь на знания обществоведческого курса, личный социальный опыт, приведите два объяснения.
- Автор отмечает, что человек старается организовать окружающее его внешнее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям, желаниям, ценностям. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три примера, иллюстрирующих эту деятельность.
- Автор пишет, что «внутренний мир – тайна, принадлежащая одному человеку». Объясните эту фразу. Какие права (свободы) человека гарантируют эту тайну? (Укажите любые два права (свободы).)
- Как автор определяет первый и второй миры, в которых живёт человек?
Текст № 5.
Социологические службы опросили группы 20-летних и 40-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В качестве основного фактора развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста указали семью.
2) Бóльшая доля 20-летних, по сравнению с 40-летними, считают наследственность основным фактором развития личности.
3) Одинаковые доли опрошенных независимо от возраста признают основным фактором развития личности деятельность СМИ.
4) Основным фактором развития личности наибольшая доля 20-летних опрошенных признала школу.
5) Каждый четвёртый опрошенный независимо от возраста в качестве основного фактора развития личности назвал наследственность.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С возрастом люди начинают больше доверять своим друзьям.
2) Среди опрошенных преобладали те, кто плохо учился в школе.
3) Граждане страны Z мало читают.
4) По мере взросления опрошенные более высоко оценивают роль семьи в процессе формирования личности.
5) Личность формируется под влиянием многих факторов.
Текст № 6
Учёные опросили две группы жителей страны Z: со средним и высшим образованием. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. |
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Независимо от уровня образования люди высоко оценивают роль социальных факторов в развитии способностей человека.
2) Люди с высшим образованием более самоуверенны, рассчитывают только на свои силы.
3) Люди с высшим образованием более осторожны в своих оценках.
4) Опрошенные из обеих групп предвзято относятся к талантливым людям.
5) Опрошенным не чужды размышления о развитии личности.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных в каждой группе считают, что природные задатки влияют на развитие способностей.
2) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах считают, что каждый случай уникален.
3) Процент тех, кто считает, что развитие способностей зависит от образования, воспитания в целом, среди опрошенных с высшим образованием ниже, чем среди опрошенных со средним образованием.
4) Процент тех, кто считает, что способности определяются природой, среди опрошенных с высшим образованием ниже, чем среди опрошенных со средним образованием.
5) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились с ответом на вопрос.
Текст № 7
Социологические службы опросили жителей страны Z и страны Y. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Ответы опрошенных | Страна Z | Страна Y |
Используем экономичные бытовые электроприборы | 15 | 5 |
Участвуем в экологических акциях | 10 | 10 |
Участвуем в очистке парков и дворов от мусора | 15 | 15 |
Участвуем в озеленении своего населённого пункта | 25 | 30 |
Сортируем бытовой мусор / выбрасываем мусор в строго отведённых местах | 10 | 10 |
Экономим воду, следим за исправностью водопроводных кранов | 20 | 15 |
Не могу сказать, что моя семья участвует в сохранении природной среды | 5 | 15 |
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z производятся экономичные бытовые электроприборы.
2) Жители страны Y мало информированы о способах участия в сохранении природной среды.
3) Жители обеих стран имеют много возможностей участия в сохранении природной среды.
4) Жители страны Y в большей степени, чем жители страны Z, осознают необходимость участвовать в сохранении природной среды.
5) Для многих жителей обеих стран сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди жителей страны Z доля тех, кто участвует в экологических акциях, выше доли тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта.
2) Среди жителей страны Y доля тех, кто экономит воду, следит за исправностью водопроводных кранов, ниже доли тех, кто сортирует бытовой мусор.
3) Среди тех, кто рассматривает использование экономичных бытовых приборов как способ сохранения природной среды, доля жителей страны Z в 3 раза выше доли жителей страны Y.
4) Равные доли опрошенных каждой из стран участвуют в экологических акциях.
5) В стране Y, по сравнению со страной Z, бóльшая часть опрошенных не могут сказать, что участвуют в сохранении природной среды.
Текст № 8
Учёные опросили две группы жителей страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах считают, что каждый случай уникален.
2) Около четверти опрошенных в каждой группе считают, что природные задатки влияют на развитие способностей.
3) Процент тех, кто считает, что способности определяются природой, выше среди опрошенных со средним образованием, чем среди опрошенных с высшим образованием.
4) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились с ответом на вопрос.
5) Процент тех, кто считает, что на развитие способностей влияет образование, воспитание в целом, среди опрошенных со средним образованием ниже, чем среди опрошенных с высшим образованием.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Независимо от уровня образования люди высоко оценивают роль социальных факторов в развитии способностей человека.
2) Опрошенные с высшим образованием более самоуверенны, рассчитывают только на свои силы.
3) Люди со средним образованием более осторожны в своих оценках.
4) Опрошенные из обеих групп предвзято относятся к талантливым людям.
5) Представление о соотношении биологических и социальных факторов в развитии способностей человека зависит от уровня образования опрошенных.
Текст № 9
Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.
Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.
Первое – целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.
Второе – ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т.д. Речь – о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.
Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.
(Н.Н. Моисеев, текст адаптирован)
- Назовите два фактора, которые, по мнению Н.Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей.
- В современном мире действуют международные организации по охране природы («Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др.), известные массовыми акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения конкретных государств (выскажите два предположения).
- О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к гибельным последствиям.
- Для выживания человечества, по мнению Н.Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не упомянутые в тексте) глобальные проблемы.
Текст № 10
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил:
1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечи-ваете себе спокойное отступление с достоинством.
(Д.С. Лихачёв)
- Какие три ключевых этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Школьники обсуждали, заслуживает ли уважения человек, уступающий противнику в споре. Некоторые считали, что заслуживает, другие – нет, третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений.
- Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.
- Какие приёмы спора автор считает недозволенными? Укажите три приёма и объясните, в чём состоит «недозволенность» одного любого из них.
- Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.
Текст № 11
Социологические службы опросили жителей страны Z и страны Y. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жители обеих стран имеют много возможностей участия в сохранении природной среды.
2) Для многих жителей обеих стран сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора.
3) В стране Z популярность экономичных бытовых приборов постоянно растёт.
4) В обеих странах обострились экологические проблемы
5) Жители страны Y мало информированы о способах участия в сохранении природной среды.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди жителей страны Z доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, выше доли тех, кто участвует в экологических акциях.
2) Среди жителей страны Y процент тех, кто сортирует бытовой мусор ниже доли тех, кто экономит воду, следит за исправностью водопроводных кранов.
3) Среди тех, кто рассматривает использование экономичных бытовых приборов как способ сохранения природной среды, доля жителей
страны Y в 3 раза ниже доли жителей страны Z.
4) Одинаковые части опрошенных каждой из стран участвуют в озеленении своего населённого пункта.
5) В стране Z, по сравнению со страной Y, бóльшая часть людей не может сказать, что участвует в сохранении природной среды.
Текст № 12
В 2005 г. правительство страны Z предприняло ряд мер по улучшению экологической ситуации. В 2005 и 2015 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В опросе 2005 г. доля тех, кто участвовал в экологических акциях, была ниже доли тех, кто участвовал в озеленении своего населённого пункта.
2) В опросе 2015 г. доля тех, кто экономит воду, следит за исправностью водопроводных кранов, ниже доли тех, кто сортирует бытовой мусор.
3) За 10 лет люди чаще стали участвовать в очистке парков и дворов от мусора.
4) Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в экологических акциях.
5) Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, увеличилась.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За 10 лет удалось стабилизировать экологическую ситуацию в стране Z.
2) Жители страны Z мало информированы о способах участия в сохранении природной среды.
3) Для многих жителей страны Z сохранение природной среды связано с решением бытовых проблем.
4) Посадка деревьев, разбивка газонов остаётся важнейшим направлением экологической деятельности населения.
5) В стране Z развивается гражданское общество.
Текст № 13
В 2005 г. правительство страны Z предприняло ряд мер по улучшению экологической ситуации. В 2005 и 2015 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В опросе 2005 г. доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, была ниже доли тех, кто участвует в экологических акциях. 2) В опросе 2015 г. процент тех, кто экономит воду, следит за исправностью водопроводных кранов, выше процента тех, кто сортирует бытовой мусор. 3) За десять лет люди стали реже участвовать в очистке парков и дворов от мусора. 4) Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в экологических акциях. 5) Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась втрое. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) За десять лет в мире обострились экологические проблемы. 2) Для многих жителей страны Z сохранение природной среды связано с организацией быта. 3) Жители страны Z мало информированы о способах участия в сохранении природной среды. 4) В стране Z развивается гражданское общество. 5) Посадка деревьев, разбивка газонов остаётся важнейшим направлением экологической деятельности населения. |
Текст № 14. Социологические службы провели опрос группы граждан страны Z. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта Вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уход из ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп.
2) Противоборство девушки выбирают реже, чем юноши.
3) У девушек уход из ситуации менее популярен, чем сотрудничество.
4) Уступку выбрали в 2 раза больше девушек, чем юношей.
5) У юношей уступка более популярна, чем сотрудничество.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.
2) При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия между юношами и девушками.
3) Девушки в меньшей степени, чем юноши, склонны открыто бороться за свои интересы.
4) Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.
5) Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.
Текст № 15.
Социологические службы провели опрос 18-летних и 40-летних граждан страны Z. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта Вы считаете наиболее эффективным?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современная молодёжь отличается повышенной толерантностью.
2) Бóльшая часть опрошенных не понимают, что такое толерантность.
3) Молодёжь в большей степени, чем люди среднего возраста, склонна открыто бороться за свои интересы.
4) При выборе способа разрешения конфликта проявляются возрастные различия.
5) Люди среднего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уход из ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп.
2) Одинаковая доля опрошенных обеих групп отмечают уступку как наиболее эффективный способ разрешения межличностного конфликта.
3) Среди 40-летних сотрудничество менее популярно, чем уступка.
4) Противоборство 40-летние выбирают реже, чем 18-летние.
5) Среди 40-летних больше тех, кто выбирает сотрудничество, чем тех, кто выбирает уход из ситуации.
Текст 16.
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью – производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
- В течение XX-начале XXI вв население Земли росло быстрыми темпами, к 2016 году оно достигло примерно 7,3 млрд человек, за год рост составил 1,08%. В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?
- В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в ХХ веке и кратко поясните свой выбор.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.
- Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.
- Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.)
Текст № 17
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
- Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».
- Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? (Используя текст, укажите любые четыре фактора.)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- 12-летний Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто смотрит телевизионные ток-шоу, не соответствующие его возрастной категории, которые усилили такие представления. Какой фрагмент текста объясняет подобное влияние СМИ? Приведите свой аргумент, который поможет переубедить Юрия.
- Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.
- Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения.)
Текст № 18
ХХ век ознаменовался использованием новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, роль которого в жизни человека всё время увеличивается. Телефон – техническое изобретение, и сначала он мыслился как способ оперативной деловой связи. Однако очень скоро он стал обслуживать и потребность межличностного общения. Это изобретение практически уничтожило написание писем, и эта утрата, по-видимому, невосполнима.
Другие технические изобретения – прежде всего радио – имели скорее положительное влияние на культуру – хотя бы тем, что сделали доступным предметом культурного потребления музыку и отчасти литературу в её живом звучании.
Возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения нередко вызывало опасения, не заменит ли телевизор собой книгу. Нечто в этом духе действительно произошло, но постепенно выяснилось, что в основном телевизор и книга вполне могут ужиться. Некоторое беспокойство вызывает, правда, новое распределение времени
у подрастающего поколения в ущерб книге в сравнении с телевидением.
Другое дело – изобретение и проникновение в частную повседневную жизнь такого явления, как компьютер. Компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых. В общем, компьютер обеспечивает возможность неисчерпаемого и интересного контакта со своим пользователем.
Что является результатом подобной ситуации? Очень неприятным последствием компьютеризации становится смещение в сознании пользователя реальности «настоящей» и реальности виртуальной (неразличение мира вымышленного и мира реального). Но проблема ещё усугубляется характером компьютерных игр: очень многое основано на агрессии, жестокости (пока ещё это символические, условные убийства, но кто может поручиться, что в сознании игрока, особенно подросткового возраста, условность не смешается с реальностью?). Также виртуальный мир становится заменителем мира реального.
(По А.Б. Есину)
- Существует мнение, что некоторые преимущества «живого» общения людей теряются при использовании технических средств. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Объясните смысл термина «средства коммуникации». Почему радио относится к средствам коммуникации?
- Предположите, какие потребности человека обслуживает телевидение. Укажите любые две потребности и проиллюстрируйте обслуживание каждой из них конкретным примером.
- Правомерно ли сказать, что автор оценивает влияние новых средств коммуникации на человека и общество в целом как противоречивое? Используя текст, приведите два подтверждения своего ответа.
- Какие четыре технических изобретения рассмотрены автором?
Текст № 19
Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформулировать общую теорию относительности, теорию расширяющейся Вселенной, открыть секрет происхождения элементов. Другие тем временем изобретали чрезвычайно сложное оборудование, обеспечивающее экспериментальную проверку этих теорий.
Человек теперь может бороться с многими болезнями и побеждать их, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изобрёл технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду построил дороги, создал города, прорыл шахты.
Почувствовав хрупкость и слабость собственного мозга, человек изобрёл компьютер – верного электронного слугу, возможности и скорость операций которого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. Человек пытается овладеть огромной энергией материи, «оседлав» ядерную энергию; распространить свои владения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав приборы более детально исследовать Солнечную систему, и наконец, изменить самого себя с помощью манипулирования с генетическим материалом.
Так или иначе, но из всего этого вытекает один непреложный и существенно новый факт. С оборонительных позиций, где он был полностью подчинён альтернативам самой Природы, человек стремительно перешёл на позиции властелина и диктатора. Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он оказался теперь наделённым невиданной, огромной ответственностью и обречён на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь.
(По А. Печчеи)
- Автор пишет о том, что человек повсюду построил дороги и города. Укажите любые два позитивных и два негативных последствия этих фактов.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Какие научно-технические открытия и достижения человечества отметил автор? (Используя текст, укажите любые шесть достижений.)
- Объясните мысль автора об огромной ответственности человека за будущее планеты. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения.
- Как, по мнению автора, изменилась позиция человека в отношениях с Природой? Какую новую роль на планете играет современный человек?
- Средняя продолжительность жизни в России и странах Западной Европы в начале ХХ в. составляла около 32 лет, а уже в начале 1970-х гг. она увеличилась до 64 лет. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах мира – около 80 лет.
Какая фраза текста содержит объяснение причин роста продолжительности жизни людей?
Предположите, как увеличение средней продолжительности жизни человека влияет на развитие экономики и социальной сферы.
Текст № 20
Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с другими видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации деятельности.
<…>в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности.
Ведущей для психического развития личности подростка оказывается общественно-полезная деятельность<...> В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развёрнута. Основная психологическая потребность подростка – овладение формами общения – выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать своё общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирование у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, то есть предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста – выработкой жизненных планов, поиском средств их реализации.
Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается её воздействие на психическое развитие растущего человека. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребёнок выполняет какую-то деятельность, и не её чисто внешняя организация, а такое задание деятельности, которое способствует формированию необходимых для данного возраста личностных качеств.
(Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна)
- Назовите ведущий тип деятельности а) младшего школьника; б) подростка; в) старшего школьника. Чем, по Вашему мнению, объясняется изменение ведущего типа деятельности школьника?
- В обществе бытует мнение, что ведущий тип деятельности во многом определяется личностными характеристиками человека. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение данного мнения.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- В чём, по мнению автора, заключается основная задача старшего школьного возраста? Приведите три примера влияния этой задачи на учебную деятельность.
- Пётр учится в 8 классе. Его родители расстроены по поводу того, что он стал меньше интересоваться учёбой, зато больше внимания стал уделять общению с друзьями и знакомыми. Родители обратились за советом к школьному психологу.
- Как, по вашему мнению, школьный психолог объяснил родителям Петра эту ситуацию? Приведите фрагмент текста, помогающий в объяснении.
- Какой тип деятельности автор называет ведущим? Почему необходимо выделять и изучать ведущие типы деятельности для каждого периода детства?
Текст № 21
В наше время на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Один из исследователей, делая обзор научных работ, посвящённых личности, составил список из пятидесяти определений этого понятия. Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, а становятся. Для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками.
При этом надо иметь в виду следующее. Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает кроме общих для всех людей только этому человеку присущие психологические и биологические качества.
Существует и ещё одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность — это личность в её своеобразии.
Надо сделать ещё одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.
(По материалам энциклопедии для школьников.)
- Предположите, какие проблемы могут являться «проблемами развития личности». Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите любые две проблемы и поясните каждую из них.
- Ученик на уроке высказал мнение, что негативные качества человека (например, нечестность, ленность) не относятся к чертам его личности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
- Автор анализирует связь слов «личность» и «личина». Используя содержание текста, укажите черту сходства и черту отличия этих понятий.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- На уроке обществознания среди учеников возник спор о том, можно ли говорить о личности ребёнка. Объясните, почему некоторые ученики сомневаются в правильности словосочетания «личность ребёнка». Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
- Какие четыре общие понятия характеризуют совокупность человеческих качеств? Используя содержание текста, назовите эти понятия и кратко поясните смысл каждого из них.
Текст № 22
У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведён до минимума.
В самом деле. В маленьких целях доля возможной неудачи всегда большая. Поставили себе целью чисто бытовую задачу – купить хорошие вещи, а достались вам вещи второго сорта. Такое случается часто. Если эта маленькая задача была для вас главной, вы будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас была «попутной» и вы осознавали её как «попутную» и «небольшую», вы даже не очень обратите внимание на свою «неудачу».
Поставьте себе задачу побольше. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше.
Ну, а если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить свою большую жизненную задачу? К выполнению её можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? «Нулевой результат» и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать успех, то и счастье вам будет обеспечено. Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь, и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их. Последнее особенно трудно, но не недостижимо. И вот об этом последнем хочется рассказать как можно яснее.
В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.
(По Д.С. Лихачёву)
- Опираясь на содержание текста, объясните связь целей и результатов деятельности человека. (Приведите два объяснения.)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Нередко в военных конфликтах люди жертвуют своими жизнями, семейным благополучием, имуществом во имя родной страны. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
- Какие три вида жизненных целей человека рассмотрел Д.С. Лихачёв?
- Д.С. Лихачёв пишет: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь, и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их». На конкретных примерах покажите каждый из этих двух видов помощи людям.
- Объясните, почему помогать людям «издали», по мнению автора, «особенно трудно, но не недостижимо».
- Существует мнение, что современному человеку не нужно ставить никаких надличностных целей, важно реализовать себя, преуспеть в карьере и росте благосостояния. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Текст № 23
Самопознание – сложный, многоступенчатый процесс. Психологи нередко выделяют в нём два уровня.
На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми. Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты. Основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На этом уровне человека обычно занимают вопросы: какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие?
При самонаблюдении вектор внимания направлен на самого себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроения, увлечения и пристрастия, ценности, представления о жизни, как проявляется темперамент и характер в разных ситуациях, как развиваются способности и т.п. При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир.
Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит на второй уровень самопознания – углублённое самоисследование. Теперь становятся важны вопросы, развёртывающиеся в плоскости «Я и Я», а не в плоскости «Я и другой человек». Человек словно рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин. Он действительно исследует себя подобно учёному, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознаёт и интегрирует в одно целое всё, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними.
(Кислица Г., Николаева Т., текст адаптирован)
- Какие два уровня самопознания выделены в тексте?
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Используя текст, назовите любые три черты, которые сближают исследование человеком самого себя с деятельностью учёного.
- Считается, что самопознание помогает человеку в жизни. Приведите два обоснования (аргумента) в поддержку этого мнения.
- Наташа сравнивает себя со своими одноклассницами: «Лена всегда задумчивая, а я весёлая», «Марина хорошо решает задачи по математике, а я нет» и т.п. Какому уровню самопознания свойственны подобные суждения? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
- Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три различия между двумя уровнями самопознания.
Текст № 24
Когда только начинались исследования личности, психологам казалось, что это будут достаточно простые исследования. Но оказалось, что описать личность с помощью перечисления её качеств очень трудно. Чрезвычайно трудно оказалось определить, присущи ли те или иные качества тому или иному человеку. Например, одного и того же человека можно назвать расчётливым или добросовестным, серьёзным или легкомысленным в зависимости от того, с кем мы этого человека сравниваем или в каких ситуациях наблюдаем.
Личность исследовали величайшие психологи XX века. Один из них, А. Маслоу (1908-1970), считал основной потребностью человека самоактуализацию, то есть стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализирующиеся люди преданы своему делу, они стремятся к реализации высших ценностей (добра, истины, порядочности, красоты, справедливости, совершенства). Эти ценности становятся для них жизненно важными потребностями.
От чего зависит успешность личности? Уровень успешности определяется степенью развитости её эмоций и воли, познавательных способностей, отношением к своему Я, мерой доверия к себе и миру, характером, системой оценок и самооценок, уровнем притязаний, коммуникативными навыками, уверенностью в себе, способностью к самоутверждению.
Кроме того, крайне важно, каково направление локуса контроля у личности. Слово «локус» в переводе с латинского языка означает «место». Направление локуса контроля — это склонность человека видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде, либо в себе самом. Если человек принимает на себя ответственность за бóльшую часть успехов и неуспехов, происходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то данный человек обладает внутренним контролем. Если человек склонен видеть причины своих успехов или неуспехов в других людях, в окружающей среде, в судьбе, случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля. (По материалам энциклопедии для школьников.)
- Учёные считают изучение проблем личности чрезвычайно важным. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение мнения учёных.
- Что такое самоактуализация личности? Используя содержание текста, укажите любые два её проявления.
- При обсуждении личности исторического деятеля учениками были указаны её противоречивые характеристики. Объясните причину противоречий в оценке личности исторического деятеля. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении причины.
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Что автор текста понимает под «локусом контроля» личности? Какие два направления локуса контроля названы в тексте? Как локус контроля связан с деятельностью человека?
- От чего, по мнению автора, зависит успешность личности? Используя содержание текста, назовите любые три фактора и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу Экономика...
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу "Человек и общество"...
Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)
Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания по экономике....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Экономика.
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Экономика...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Право.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Право....