Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Сандак Людмила Александровна

Материалы, представленные на сайте не являются авторскими. В помощь коллегам при подготовке обучающихся к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие общества

Существует несколько понятий «общество».

В узком смысле общество:

1) группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество:

3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения;

4) динамическая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент – далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие  в ее создании.

Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:

  1. экономическая  (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);
  2. социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);
  3. политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);
  4. духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).

Все сферы взаимосвязаны друг с другом

Развитие знаний об обществе. Общественные науки

(социология, политология, культурология, история, религиоведение, экономика, обществознание и др.)

Этапы развития знаний об обществе.

  1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).

Основные идеи:

  • Идея сотворения мира;
  • Идея дальнейшего развития

  1. Философские учения древности об обществе и общественном развитии:
  • древнеиндийские Веды (взаимодействие между человеком, Землей и Космосом);
  • даосская школа, даосизм («следуй заведенному порядку», натурализм, примитивная диалектика, достижение единства с первоосновой мира – Дао и достижение бессмертия при помощи алхимии и психофизических упражнений);
  • конфуцианство («жизнь для блага государства и общества, уважение к старшим, самоограничение, важность знаний, темное и светлое начала в природе и в обществе»);
  • буддизм («не вреди, не воруй, не лги, не пьянствуй и т.п.»);
  • учения Платона («человек для справедливого государства, со справедливым и умным руководителем во главе») и Аристотеля (+ к учению Платона важность института селения, семьи, но за ограничение частной собственности, теория естественного права).

Обществознание в средние века и в новое время

К анализу тенденций общественного развития, а также критике негативных сторон государственности обращается в своем теологическом трактате «О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный. Большой вклад в развитие обществознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества.

Договорная теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то - договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 -18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство - результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие - Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

 

Социалисты-утописты XVIII — начала XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием. Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное накопление и усложнение знаний об обществе. К XIX веку обществознание окончательно дифференцируется, определяя ряд направлений в изучении общества, которые представлены современными общественными науками.

Ш. Фурье    «300 семейств поселян, соединившись в ассоциацию, имели бы один прекрасный сарай, вместо 300 никуда не годных, — одно хорошее заведение для выделки вина, вместо 300 плохих» и т. д. Не меньшую выгоду представит введение во все отрасли крупной системы производства пользование лучшими машинами, обработка земли согласно почвенным условиям. Самый труд будет значительно продуктивнее благодаря энтузиазму и соревнованию, которые охватят членов ассоциации, — тем более, что конкуренция здесь не исчезнет, а только потеряет свой острый характер, который придаёт ей противоречие интересов. Дело в том, что все работы здесь будут распределены между «страстными сериями»; каждый без различия пола и возраста избирает себе то занятие, которое его больше всего привлекает, и имеет право в один и тот же день переменить несколько серий; здесь для всех найдутся любимые занятия, и никто не захочет предаваться безделью. Результаты труда всех членов фаланги будут стекаться в её общие хранилища, и отсюда они могут получать всё необходимое: таким образом, не будет нужды ни в каких посредниках при обмене товаров, и сама внутренняя торговля исчезнет. Вместе с тем, однако, в фаланге сохраняются частная собственность и неравенство состояний. Каждый будет иметь отдельное помещение сообразно не только своим склонностям, но и состоянию, питаться и одеваться, как кто захочет и сможет.

Коммунизма здесь нет и следа: каждый будет владельцем продуктов своей работы, начиная с детей 4,5 лет, и, несмотря на общность жизни и труда в страстных сериях, деятельность каждого будет оплачиваться по количеству затраченного труда, по свойству работы, по силе его таланта и по величине вложенного в предприятие капитала. Общий доход фаланги будет разделяться на двенадцать частей, из которых четыре придутся на долю капитала, пять — труда, три — таланта, теоретических и практических знаний. Мало того: для более правильной оценки все работы будут распределены по степени привлекательности, по степени трудности и полезности, и в зависимости от этих свойств оплачиваться. Только тут, в распределении продуктов, полученных фалангой, Фурье и не допускал индивидуальной свободы; во всём остальном она является верховным принципом.

Обществознание XX века:

  • Теория ценностей Макса Вебера (в происхождении капитализма решающая роль протестантизма)
  • Технократизм Уолта Ростоу (теория «стадий экономического развития»: традиционная => переходящая => стадия сдвига => стадия зрелости => эра массового потребления);
  • Экзистенциализм (человеческое существование) Николая Александровича Бердяева и др. (противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости, т.е. рабству, злу, страданию)
  • Большевизм Владимира Ильича Ленина
  • Ревизионизм Эдуарда  Бернштейна (пересмотр марксизма)

Теория ценностей Макса Вебера 

(в происхождении капитализма решающая роль протестантизма)

Ввел понятие «отнесение к ценности»; ценности делятся на теоретические (истина), политические (справедливость), нравственные (добро), эстетические (красота) и другие. Они имеют значимость для всех изучаемых субъектов во все периоды развития общества, то есть являются надсубъективными.

Ценность - как норма, способ бытия, которая является значимой для субъекта, на основе ценностей основано и объяснение социального действия индивида

в происхождении капитализма         видел решающую роль         протестантизма  (бережливость, поощрение торговли и т.п.)

Социальный исследователь должен выделять не общее, а значимое, т.е. ЦЕННОСТИ (осознанные интересы)

«Ценности задаются эпохой»

Технократизм Уолта Ростоу 

(теория «стадий экономического развития»: традиционная => переходящая => стадия сдвига => стадия зрелости => эра массового потребления);

Предлагая свою теорию в качестве альтернативы марксовой концепции формационного развития, Ростоу выделил пять стадий экономического роста: 1) «традиционное общество»; 2) подготовка условий для «сдвига», или «переходное общество»; 3) «переход к самоподдерживающему росту»; 4) «движение к зрелости», 5) стадия «массового потребления». Природа и характер каждой стадии определяется многими факторами — от технико-экономических и производственных до политических, идеологических и психологических. «Хотя стадии экономического роста, — писал ученый, — представляют собой способ экономического исследования всего общества, он ни в коем случае не означает, что мир политики, социальной организации и культуры является лишь надстройкой, возведенной над экономикой и определяемой исключительно ею. Хотя мы признаем, что экономические изменения имеют политические и социальные последствия, экономические изменения сами по себе рассматриваются здесь в качестве результата воздействия как политических и социальных, так и чисто экономических сил».

Экзистенциализм Николая Александровича Бердяева и др. (противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости, т.е. рабству, злу, страданию)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование);

основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть;

человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

Большевизм

Большевизм возник в 1903 при расколе Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальную (большевики) и умеренную (меньшевики) фракции. Лидером большевиков стал В. И. Ленин. Поводом для выделения фракций стала полемика между Лениным и Ю. О. Мартовым по вопросу о втором пункте устава РСДРП на ее II съезде в Лондоне (1903). Ленин настаивал на более сплоченной, централизованной организации и на постоянном участии членов партии в работе одной из организаций (вместо содействия РСДРП под руководством одной из организаций, как предлагал Мартов). Съезд поддержал формулировку Мартова, но при выборах центрального комитета победили сторонники Ленина и Г. В. Плеханова, со II съезда сторонники Ленина стали называться большевиками, Мартова — меньшевиками

В условиях меняющейся обстановки Ленин выступил за более радикальную трактовку марксизма, чем это было принято в международном социалистическом движении. Он доказывал, что лидирующей силой, гегемоном буржуазно-демократической революции становится пролетариат и его партия, которая может прийти к власти в союзе с крестьянством без буржуазии.

 К 1912 большевизм выделился в отдельную партию РСДРП (б). Ее отличало от других социал-демократических организаций жесткая дисциплина, подчинение членов партии партийному руководству, стремление к скорейшему достижению социализма и коммунизма. Большевики были настроены непримиримо в отношении самодержавия, выступали за поражение своего правительства в Первой мировой войне и, по выражению Ленина, за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

Под социализмом большевики понимали общество без частной собственности и рынка, не разделенное на классы, управляемое из единого центра, которое развивается по единому плану. Несмотря на то, что вслед за Марксом формально большевики выступали за отмирание государства в будущем, стремление к созданию общества, управляемого из единого центра, на деле вело к усилению государственных структур вплоть до формирования тоталитарного режима. При этом большевики брали на вооружение радикальные лозунги, пользовавшиеся массовой поддержкой, даже если они расходились со стратегическим планами большевизма, такие как «Фабрики – рабочим!» и «Земля – крестьянам!». Большевики также выступали за отмену смертной казни и соблюдение гражданских свобод. Но после их прихода к власти выяснилось, что они защищали свободу для себя, а их политика ничего общего с демократией не имела.

Ревизионизм Бернштейна (пересмотр марксизма)

Бернштейн подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание катаклизма не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущей постепенно к социализации общественного строя (между прочим — через муниципализацию). Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации.

Фабричное законодательство, демократизация общинного самоуправления, освобождение коалиций от всяких законодательных стеснений — это все ступени общественного развития. Если в Германии думают не об освобождении, а о стеснении права коалиции, то это свидетельствует не о том, что она достигла высокого уровня развития, а только об её политической отсталости. Борьба классов существует, но она — не единственное содержание истории, так как рядом с ней есть и сотрудничество классов. Отсюда Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод, что вся практическая программа партии должна быть пересмотрена; в частности следует отказаться от тезиса, что пролетарий не имеет отечества — и, следовательно, от интернационализма. Этот тезис был верен раньше, нынче же он с каждым днем теряет значение; пролетарий все больше становится гражданином. «Полное уничтожение национальностей есть мечта, и притом некрасивая»; даже армия, поэтому, не является таким институтом, который безусловно и во что бы то ни стало подлежит уничтожению. «Пора наконец социал-демократии эмансипироваться от власти фразы и стать открыто тем, чем она уже является в действительности: демократическо-социалистическою партией реформы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию

Тесты к разделу "Человек и общество"...

Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)

Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания  по экономике....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Экономика.

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.  Экономика...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок  Социальные отношения....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Право.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок  Право....