Устный зачёт по обществознанию по итогам года. 8 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8 класс)

Калёнова Наталья Александровна

Материалы для проведения устного зачёта. Вопросы для билетов и тексты , как вариант одного из заданий для подготовки к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_8_klass_zachyot_po_biletam.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы

Оценочные материалы для проведения проверки

знаний по итогам полугодия

Предмет: обществознание

Класс:  8

Сроки  проведения: 4 четверть –  май месяц

Время проведения:  40 минут  включая подготовку к ответу (на 1 ученика)

Форма проведения:  устный зачёт

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на  зачёте по обществознанию

Код

контролируемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Человек и общество

1.1

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

1.2

Взаимодействие общества и природы

2

1.3

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

3

1.4

Биологическое и социальное в человеке

4

1.5

Личность. Особенности подросткового возраста

5

1.6

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

6

1.7

Человек   и   его   ближайшее   окружение. Межличностные отношения. Общение

7,8

1.8

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

9,10

Сфера духовной культуры

2.1

Сфера духовной культуры и ее особенности

6

2.2

Наука в жизни современного общества

9

2.3

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

13

2.4

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

19

2.5

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

21

Экономика

3.1

Экономика, ее роль в жизни общества

11

3.2

Товары  и услуги, ресурсы  и  потребности, ограниченность ресурсов

12

3.3

Экономические системы и собственность

13

3.4

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

14

3.5

Обмен, торговля

15

3.6

Рынок и рыночный механизм

16

3.7

Предпринимательство.      Малое      предпринимательство и фермерское хозяйство

17

3.8

Деньги

18

3.9

Заработная плата и стимулирование труда

19

3.10

Неравенство   доходов   и   экономические   меры социальной поддержки

20

3.11

Налоги, уплачиваемые гражданами

21

3.12

Экономические цели и функции государства

22

Социальная сфера

4.1

Социальная структура общества

17,18,19,20,21,22

4.2

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

13,14,15,16

4.3

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

11,12

4.4

Социальные ценности и нормы

7,8,10

4.5

Отклоняющееся     поведение.     Опасность     наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4,5

4.6

Социальный конфликт и пути его решения

3

4.7

Межнациональные отношения

1,2

Разделы «Право» и «Политика» изучаются в 9 классе.

        Комплект  билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного)  общего образования; составлен на основе учебника Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. М.: «Просвещение», 2019-2021

Число билетов – 22.  Каждый билет включает два  вопроса и задачу. Первый, второй вопрос  носят теоретический характер, третий вопрос  - практический. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 8 класса в соответствии с требованиями образовательного стандарта, заложенные в кодификаторе предмета.

Предлагаемые билеты содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с фрагментами документов.

Первые, вторые вопросы направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки учащихся.

Третьи вопросы   даны в виде фрагментов документов. Задание предполагает подготовку к заданию второй части ОГЭ: работа с текстом. Проверяется умение работать с текстом: внимательно читать, выделять смысловые части (составление плана), отвечать по тексту, используя слова автора.

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по обществознанию

Код контролируемого

требования

Требования к уровню подготовки

Знать/понимать:

1.1

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

1.2

сущность общества как формы совместной деятельности людей

1.3

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

1.4

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

Уметь:

2.1

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.2

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.3

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.4

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2.5

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.6

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

2.7

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

Рекомендации по подготовке к ответу

На подготовку выпускника к ответу  отводится  примерно 40-50 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

При ответах по билетам для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:

•     Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод. Дал ответы на интересующие вопросы экзаменатора Правильно выполнил 3 задание.

•     Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно,  есть недочеты в выполненном письменном задании №3.

•     Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения. Возникли сложности по выполнению одного из зданий, или задание не выполнено вообще, не приведены примеры, дан только устный теоретический ответ.

•     Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не справился с письменным заданием, примеров не привел, на теоретический вопрос ответил с помощью экзаменатора или не ответил вообще, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ. Не выполнил задание №3.

Вопросы по обществознанию для 8 класса.

Билет №1

  1. Общество как форма жизнедеятельности людей (раскрыть понятие общество в узком и широком смысле, общественные отношения и их виды);
  2. Что такое межнациональные отношения. Приведите примеры (не менее 2-х) межнациональных отношений (межнационального сотрудничества и межнационального конфликта);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №2

  1. Взаимодействие общества и природы (раскрыть понятие природы в узком и широком смысле слова, раскрыть понятие общество в узком и широком смысле, раскрыть взаимосвязь общества и природы, указать виды взаимосвязи на конкретных примерах, как изменялась взаимосвязь общества и природы с развитием общества);
  2. Что такое межнациональный конфликт. Приведите на конкретных примерах пути решения межнациональных конфликтов (не менее 2-х);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №3

  1. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь (дать определение, назвать основные сферы общества, привести пример каждой из них, показать, как осуществляется их взаимосвязь);
  2. Что такое социальный конфликт. Приведите на конкретных примерах виды социального конфликта (не менее 2-х);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №4

  1. Биологическое и социальное в человеке (дайте определение термину человек, докажите, что человек- это биосоциальное существо, назовите основные черты отличия человека от животного и основные признаки, характеризующие человека);
  2. Что такое здоровый образ жизни. Что является основными составляющими здорового образа жизни.
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №5

  1. Личность. Особенности подросткового возраста (дайте определение понятию личность, история возникновения этого понятия, назовите качества личности, факторы, способствующие развитию личности, назовите границы подросткового возраста, основные особенности этого возраста);
  2. Что такое отклоняющееся поведение. Назовите примеры такого поведения (не менее 2-х), в чем выражается их опасность для человека;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №6

  1. Деятельность человека. Ее основные формы (дайте определение понятию деятельность, раскройте структуру деятельности, расскажите о классификации деятельности, виды потребностей человека, их взаимосвязь, основные формы деятельности, такие как труд, игра, учение);
  2. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Привести примеры;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №7

  1. Человек. Способности человека (дайте определение понятию человек, способности человека, расскажите об особенностях  и условиях развития способностей, назовите виды способностей, их уровни);
  2. Что такое социальные нормы. Назовите примеры политических и эстетических социальных норм (не менее 2-х);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №8

  1. Человек и его ближайшее окружение (что такое малая группа, назовите ее основные признаки, классификация малых социальных групп, групповая динамика, статус, роль, лидер, групповые нормы, воздействие малой группы на человека, способы реагирования человека на давление группы);
  2. Что такое социальные нормы. Назовите примеры моральных и правовых социальных норм (не менее 2-х);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №9

  1. Межличностные отношения. Общение  (что такое межличностные отношения, система взаимосвязи, виды и формы межличностных отношений, что такое общение, структура, виды, функции общения, культура общения);
  2. Что такое наука. Формы научного познания (привести примеры не менее 2-х). Лауреаты Нобелевской премии в науке (примеры);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №10

  1. Межличностные конфликты, их конструктивное решение (что такое межличностный конфликт, назовите причины их возникновения, виды и фазы конфликтов);
  2. Назовите способы регулирования поведения людей социальными нормами, приведите примеры (дозволение, предписание, запрет – к каждому способу по 1 примеру);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №11

  1. Экономика и ее роль в жизни общества (что такое экономика, производство, уровни производства, принципы распределения производства, роль экономики в жизни общества);
  2. Что такое социальная роль. Приведите примеры социальных ролей человека в обществе (не менее 2-х);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №12

  1. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов (что такое товар и услуга, их характеристики, ресурсы, и их виды, факторы производства, взаимосвязь потребностей и ресурсов, их сравнительная характеристика);
  2. Назовите особенности, влияющие на изменение социальных ролей подростка, и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №13

  1. Экономические системы и собственность (главные вопросы экономики, что такое экономическая система, типы экономических систем и их характеристики, примеры, формы собственности, формы собственности в РФ (по Конституции РФ), место собственности в системе общественных отношений, способы прекращения и приобретения права собственности);
  2. Образование. Виды образования в РФ. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №14

  1. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация (что такое производство, система общественного производства, основные факторы роста производительности труда, разделение труда, уровни разделения труда, специализация, типы и уровни специализации);
  2. Понятие семейного долга. Назовите виды семейного долга, каждый из них проиллюстрируйте примером;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №15

  1. Обмен, торговля (что такое обмен, условия и разновидности обмена, торговля, как одна из разновидностей обмена);
  2. Назовите функции семьи, приведите примеры (не менее 2-х);
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №16

  1. Рынок и рыночный механизм (условия возникновения рынка, рыночный механизм, признаки рынка, классификация рынков, черты рыночной экономики);
  2. Назовите типы семьи, охарактеризуйте их, приведите примеры каждой из них;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №17

  1. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство (что такое предпринимательство, его черты, объекты и субъекты предпринимательства, организационные формы предпринимательства и принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность, малое предпринимательство: субъекты и функции, достоинства и недостатки, государственная поддержка малого предпринимательства, фермерское хозяйство, его характеристика);
  2. Что такое социальные группы, приведите примеры религиозных и социально-классовых социальных групп, проиллюстрируйте каждую из них примером;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №18

  1. Деньги (что такое деньги, функции денег, виды  денег, что такое инфляция, ее причины и последствия);
  2. Что такое социальные группы, приведите примеры профессиональных и социально-этнических социальных групп, проиллюстрируйте каждую из них примером;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №19

  1. Заработная плата и стимулирование труда (что такое заработная плата, структура, формы, виды и факторы, влияющие на величину заработной платы, прожиточный минимум, что такое стимулирование труда, виды, функции, основные требования и способы к организации стимулирования труда);
  2. Религия, религиозные организации и объединения. Формы и виды религии;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №20

  1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки (что такое доход, причины неравенства доходов, меры социальной поддержки);
  2. Что такое социальная стратификация. Назовите виды расслоения общества, проиллюстрируйте каждый из них примером;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №21

  1. Налоги, уплачиваемые гражданами (что такое налог, признаки и виды налогов, налогообложение в РФ, налоговая декларация);
  2. Мораль. Моральные ценности. Золотое правило морали. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность – дать определения;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Билет №22

  1. Экономические цели и функции государства. Государственный долг;
  2. Назовите типы обществ и раскройте их основную характеристику, приведите примеры;
  3. Выполните задание по предложенному тексту.

Приложение №1 к экзаменационным билетам по обществознанию 8 класс (вопрос №3)

Текст №1

Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

(По А. Печчеи) 

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки).

Текст №2

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность. 

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

 На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

(По П. Смелзеру)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?

Текст №3

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

(По Н. Смелзеру)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.

Текст №4

Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

(По П. А. Сорокину)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие пять видов расслоения общества названы в тексте?

Текст №5

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.

Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.

Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен. 

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие три показателя экономического развития рассмотрены в тексте?

Текст №6

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?

Текст №7

Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь — сохранение товарного вида и потребительских свойств.

(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?

Текст №8

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

 (По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

Текст №9

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 (По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

Текст №10

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

(По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158—159)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Текст №11

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

Текст №12

Задатки и способности

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

(Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1998. С. 222)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Как автор определяет природные задатки человека? Приведите два примера природных задатков.

Текст №13

Как развивалось государственное вмешательство в экономику

В 50—70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран.

В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.

В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».

Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.

(По материалам сайта: http://nauka.relis.ru)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие цели преследовала макроэкономическая политика в указанный период? Назовите две цели.

Текст №14

Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

Текст №15

Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в

коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.

Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.

Первое — целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

Второе — ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т. д.

Речь — о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.

Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.

(Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Назовите два фактора, которые, по мнению Н. Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей.

Текст №16

Человеческие качества

«Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи её предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развёртыванию промышленной, научной и технической революций. <...> Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной лёгкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперёд, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Набирая всё новые и новые силы, цивилизация неуклонно распространяется по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние.

Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу. Её нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, всё равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. <...> А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворять всё новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках всё той же господствующей цивилизации.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее.

Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь <...> судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний».

(А. Печчеи)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.

Текст №17

Если цена какого-либо товара соответствует издержкам затраченным при добыче, обработке и доставке его на рынок, то товар этот продаётся по его естественной цене. Фактическая цена, за которую обычно продаётся товар, называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже её, или же в точности совпадать с нею.

Издержки производства товара не включают в себя прибыль лица, продающего его. Всё же, если оно продаёт товар по цене, не дающей ему прибыли, оно теряет от такой торговой сделки; затратив свой капитал каким-либо иным образом, оно могло бы получить прибыль. Эта прибыль, кроме того, составляет его доход, фонд, из которого он черпает средства для своего существования.

Рыночная цена каждого отдельного товара определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену. Эти лица могут быть названы действительными покупателями, а их спрос — кдействительным спросом, так как этот спрос достаточен для того, чтобы вызвать доставку товара на рынок.

Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительного спроса, то лица, соглашающиеся заплатить полную стоимость, чтобы товар был доставлен на рынок, не могут получить то количество товара, которое им нужно. Не желая совсем остаться без него, некоторые из них предпочитают в таком случае заплатить за него больше.

Рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценою в зависимости от недостатка предложения товара, богатства и расточительности покупателей. Если количество товара, доставленного на рынок, превышает действительный спрос, то он не может быть полностью продан. Рыночная цена падает сравнительно с уровнем естественной цены в зависимости от того, насколько избыток предложения товара обостряет конкуренцию между продавцами, или в зависимости от того, насколько им необходимо немедленно сбыть с рук этот товар.

(По А. Смиту)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Соотношением между какими факторами определяется, по мнению автора, рыночная цена товара? Назовите два фактора.

Текст №18

По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

(Волков Ю.ГДобренькое В.И. и др.)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.

Текст №19

Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.

В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.

Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов,

а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какие типы экономических систем перечислены автором текста? Укажите любые две из них и характерный признак каждой.

Текст №20

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Укажите две функции, которые выполняли, по мнению авторов, социальные нормы в первобытном обществе.

Текст №21

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона – человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, – это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар – сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно – для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие

ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какой фундаментальный закон отметили авторы? Как они обосновали действие этого закона?

Текст №22

«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.

Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.

Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны

различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.

Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.

(по П. Бергеру)

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них;
  2. Какой смысл автор вкладывает в понятие «социальный контроль»? Какие два больших круга социального контроля названы в тексте?


Приложение №2 к экзаменационным билетам по обществознанию 8 класс.  Критерии ответов к вопросу №3

Текст №1

Вопрос 1.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:

1) наступление человека на основные виды растений и животных;

2) рост потребностей человеческого общества;

3) научно-техническая революция.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Автор оценивает состояние различных компонентов природной среды следующим образом:

1. «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья»;

2. «Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд»;

3. «Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы».

Текст №2

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;

2) социальные нормы и ожидания окружающих;

3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;

4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: автор характеризует социализацию какдвусторонний, разнонаправленный процесс, в ходе которого усваиваются и развиваются определённые качества личности;

2) ответ на второй вопрос: методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше.

Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках.

Текст №3

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;

4) школа и формирование личности ребёнка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Могут быть указаны следующие факторы по тексту:

1) возраст;

2) интеллектуальный уровень;

3) пол;

4) вес;

5) окружающая среда;

6) культура;

7) СМИ,

8) школа.

Факторы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

Указание иных, отсутствующих в тексте факторов, не может быть основанием положительной оценки ответа (поскольку требование задания не выполнено).

Текст №4

 Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:

1) близость между людьми, говорящими на одном языке;

2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп;

3) корпоративная солидарность людей одной профессии;

4) расслоение по степени богатства.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

В тексте названы следующие 5 видов расслоения общества:

1) языковое;

2) государственное;

3) расовое;

4) профессиональное;

5) имущественное.

Может быть дано другое объяснение.

Текст №5

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) понятие национальной экономики;

2) показатели экономического состояния (развития) государства:

а) отраслевая структура национальной экономики как

показатель экономического состояния государства;

б) общая характеристика ВВП;

в) уровень и качество жизни населения как показатель экономического развития государства;

3) национальная экономика как сложная система.

Вопрос 2

В правильном ответе должны быть названы следующие показатели экономического развития:

1) отраслевая структура национальной экономики;

2) ВВП;

3) уровень и качество жизни населения.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Текст №6

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

1) роль конкуренции в рыночной экономике;

2) способы соперничества;

3) конкуренция как стимул для создания продуктов улучшенного качества;

4) отличие рыночной экономики от других экономических систем.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Могут быть указаны следующие проявления:

1) конкуренция побуждает фирмы эффективно вести дела;

2) конкуренция побуждает учитывать запросы потребителей;

3) конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества;

4) конкуренция заставляет внедрять более дешёвые способы производства;

5) конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми, их идеи должны выдержать «проверку реальностью».

Проявления могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №7

Вопрос  1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) рост популярности дистанционной торговли;

2) дистанционный способ продажи товаров;

3) полнота информации о товаре как важное условие дистанционной покупки;

4) риски дистанционных покупок;

5) условия возврата товара, купленного дистанционно.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения;

2) ответ на второй вопрос: ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон,телевидение и т. п.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №8

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) условия существования рыночной экономики;

2) рынок и его основные ресурсы;

3) плюсы и минусы рыночной системы.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В ответе должны быть указаны следующие признаки:

1) свободное ценообразование;

2) конкуренция;

3) равновесие спроса и предложения.

Текст №9

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) зависимость стереотипа поведения этноса от его уровня развития;

2) нормы взаимоотношений внутри этноса;

3) факторы, влияющие на формирование отдельных этносов;

4) динамика изменения поведения этноса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В ответе должны быть указаны:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Текст №10

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) фрикционная безработица;

2) циклическая и структурная безработица;

3) естественный уровень безработицы;

4) роль безработицы в экономике.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе должны быть названы три вида:

1) фрикционная;

2) структурная;

3) циклическая.

Виды могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №11

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) социальная структура в современном западном обществе;

2) богатство — один из критериев различия между людьми;

3) роль высшего класса;

4) состав среднего и низшего классов;

5) снижение роли классовых различий в современном обществе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе должны быть указаны следующие составляющие богатства:

1) дом, землю, то есть недвижимость;

2) к нему относятся также сбережения, акции;

3) доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Текст №12

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) роль задатков в развитии способностей;

2) условия развития способностей;

3) влияние социального окружения на развитие способностей.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе могут быть указаны:

1. «...а с задатками, т. е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.»

Могут быть приведены следующие примеры:

1) наблюдательность;

2) память;

3) внимательность.

Могут быть приведены и иные примеры.

Текст №13

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) причины государственного вмешательства в экономику в 50—70 гг. XX в.;

2) возникновение значительного государственного сектора;

3) причины роста государственного вмешательства в экономику;

4) роль макроэкономической политики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе могут быть указаны следующие цели:

1) стабилизировать экономику;

2) избавить ее от кризисов и инфляции;

3) поддержать высокие темпы роста и занятости.

Текст №14

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) понятие социального статуса;

2) наличие у человека различных социальных статусов;

3) статусный набор;

4) главный статус.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе должны быть указаны:

1. «Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.»

Могут быть приведены следующие примеры:

1) учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год;

2) ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Он имеет право на качественное получение знаний.

Могут быть приведены и иные примеры.

Текст №15

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) чему люди должны посвятить свои коллективные усилия;

2) противоречие между условиями жизни и сознанием людей;

3) пути преодоления сложившихся противоречий;

4) что будет определять потребности общества в современных условиях.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В правильном ответе должны быть названы два фактора:

1) произведённый продукт;

2) использование природосберегающих технологий.

Факторы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №16

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Триумфальное распространение западной цивилизации по планете.

2. Трудности и стимулы развития цивилизации.

3. Важнейшая проблема современной цивилизации — проблема ограниченности ресурсов.

4. Обострение противоречий между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами.

5. Возрастающее влияние НТР на развитие цивилизации.

6. Судьба цивилизации - в руках нынешнего поколения. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

МОГУТ быть указаны следующие проблемы:

• демографическая:

• экологическая:

• международный терроризм:

• СПИД, наркомания, алкоголизм и др. Могут быть приведены другие уместные примеры

Текст №17

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) естественная и фактическая цена

2) прибыль и издержки производства

3) рыночная цена и действительный спрос

4) колебания рыночной цены

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Количество товара, фактически доставленного на рынок.

2. Спрос на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену.

Текст №18

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) превращение подростков в реальную социальную категорию

2) содержание подросткового периода

3) проблемы несформировавшейся личности

4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) Специальные юридические уложения

2) прекращения выполнения детьми значимой экономической функции

3) обязательно посещение школы

4) законы о детском труде

Текст №19

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Типы экономических систем и их особенности.

2. Основные черты смешанной экономики.

3. Экономические функции государства.

4. Положительные результаты функционирования моделей смешанной экономики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) типы экономических систем:

− традиционная;

− командно-административная;

− рыночная;

− смешанная;

2) признак:

− традиционная – натуральное хозяйство;

− кoманднo-административная − жёсткое централизованное планирование и управление хозяйством;

− рыночная – экономическая свобода.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №20

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Общественный порядок первобытного общества поддерживался нормами – образцами, запретами.

2. Факторы, обусловившие необходимость осмысления социальных норм.

3. Усложнение роли социальных норм в обществе.

4. Социальные нормы современного общества являются способом сотрудничества людей.

5. В развитых обществах социальные нормы становятся мерой человеческого в человеке.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Посредством этих норм (образцов)

1) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей;

2) осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №21

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) ограниченность экономических ресурсов;

2) проблема экономического выбора;

3) стимулы для производителей;

4) альтернативная стоимость «бесплатных» благ.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) закон: человечество испытывает и будет испытывать дефицит;

2) обоснование: ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Текст №22

Вопрос 1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые

фрагменты:

1) сущность социального контроля;

2) несколько «кругов» контроля;

3) социальный контроль в профессиональной сфере;

4) социальный контроль в ближайшем окружении человека.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Вопрос 2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов;

2) два круга:

— политико-юридическая система;

— мораль, обычаи и нравы.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачёту в 7 классе"

Данная методическая разработка включает список устных тем к зачёту и заданий, направленных на их отработку....

Вопросы к устному зачёту по физике за 7 класс

В документе представлены вопросы к устному зачёту по физике за курс 7 класса. Вопросы продублированы, расположены в два столбика для удобной печати....

Вопросы к устному зачёту по билетам. История, профиль, 11 класс.

Билеты для ответов по темам истории России с 1861 по 1941 г....

Устный зачёт ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (10 класс)

Устный зачёт по обществознанию ( Параграф 1-22)...

Административная контрольная работа по обществознанию по итогам года. 6 класс

Административная контрольная работа по обществознанию по итогам года Содержит все необходимые данные для контроля и анализа знаний учащихся....

Административная контрольная работа по обществознанию по итогам года. 7 класс

Административная контрольная работа по обществознанию по итогам года. Содержит все необходимые данные для контроля и анализа знаний учащихся....

Административная контрольная работа по обществознанию по итогам года. 8 класс

Административная контрольная работа по обществознанию по итогам года. 8 класс Содержит все необходимые данные для контроля и анализа знаний учащихся....