Методическая разработка урока по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов по теме «КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Татьяна Викторовна Лукина

Методическая разработка урока по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов  по теме «КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Тетюшская татарская  средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района РТ

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

для учащихся 10-11 классов по теме:

«КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

                                                                                                     Автор:

                                                                                                                                         Лукина Татьяна Викторовна,

учитель истории и обществознания

                                                                                                                        МБОУ «ТТТСОШ»

Тетюши, 2021

Аннотация

Тема

«КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

Цель урока

Формирование знаний и  умений по выявлению положительных и отрицательных факторов, влияющих на кредитную историю человека; развитие умения использовать полученную информацию с целью сохранения и повышения уровня личного финансового благосостояния.

Задачи урока

Рассмотреть понятие «кредитная история», определить факторы, влияющие на кредитную историю;

Развитие умения  работать в малой группы, высказывать свою точку зрения;

Формировать сознательное понимание ответственности за свои действия и их последствия при исполнении ролей заёмщика, кредитора;

Развивать культуру экономического мышления;

Используемые методы и приемы

Вербальный: фронтальная беседа, работа в парах

Наглядный: инсценировка, просмотр видеоролика

Интерактивный: демонстрация слайдов презентации, работа с программой Coggle

Практический: кейс-технологии, составление ментальной карты в программе Coggle.

Результативность урока

Результаты обучения:

1. Личностные:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни; 

- осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

2. Метапредметные:

-  искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

3. Предметные:

- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,  заемщика).

- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов.

Глоссарий

Банк– коммерческая или государственная финансово-кредитная организация, осуществляющая различные операции с деньгами и ценными бумагами.

Бюро Кредитных Историй– юридическое лицо, оказывающее услуги по сбору информации, формированию, хранению и обработке кредитных историй. Бюро кредитных историй предоставляет отчеты о кредитной истории по запросу пользователей кредитных историй

Кредитный договор– договор между кредитором и заемщиком, о предоставлении кредитором денежных средств заемщику, и об обязательствах заемщика по возврату полученных денежных средств на указанных условиях.

Должник – лицо, носитель гражданских прав и обязанностей, обязанное возместить ущерб или выполнить требования по какому-либо договору

Заемщик– физическое или юридическое лицо, получающее кредит или займ, и принимающий на себя обязательства по его возврату

Кредит– деньги, предоставляемый в виде ссуды или займа. Среди основных видов кредитования представлены потребительский кредит, целевой кредит, бизнес-кредит, ипотека, кредитная линия, овердрафт, кредитные карты.

Кредитная история – досье, содержащее сведения о добросовестности заемщика при исполнении кредитных обязательств : информация о своевременности внесения платежей и отсутствии непогашенных кредитов; сведения о достоверности предоставленных данных; о количестве обращений в кредитные организации и решениях принятых по поданным заявкам

Кредитор – займодавец или ссудодатель — физическое или юридическое лицо, предоставляющее заемщику денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности. Т.е. полученная заемщиком ссуда должна быть возвращена в определенный срок, и с выполнением прочих условий по кредитному договору

Неустойка– сумма, которую должник должен уплатить кредитору за нарушение условий кредитного обязательства. Неустойка определяется условиями кредитного договора или действующим законодательством. Может быть в виде фиксированной суммы или в процентах от неуплаченной части кредита.

Просрочка– нарушение срока исполнения какого-либо обязательства. В кредитных отношениях — нарушение срока внесения очередного платежа

Скоринг– процесс обработки данных потенциального заемщика с помощью специальной компьютерной программы для оценки рисков по кредитованию[1]

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к освоению новых знаний

Приветствует обучающихся и настраивает их на продуктивную совместную деятельность

Приветствие педагога, демонстрация готовности к уроку

Актуализация знаний

Определение темы (проблемная ситуация на основе эксклюзивного интервью Человека в маске)

Прослушивание историй 3 человек (по примеру телешоу «Маска»), заранее подготовленных

Постановка цели урока

Организует и корректирует диалог с обучающимися. Направляет ход дискуссии:

- что объединяет интервью?

- является ли проблема отказа в кредитовании актуальной? Приведите личные примеры.

- что помешало взять кредит нашим героям?

 Фиксирует на доске сформулированную совместно с детьми тему занятия, цель, задачи и его план

Просмотр и анализ интервью (3 интервью об отказах в выдаче кредитов банками. Приложение 1)

Предлагают ответы на проблемный вопрос, участвуют в дискуссии, формулирую т тему и план занятие.

Освоение новых знаний

Знакомство, раскрытие сути и содержания понятия «Кредитная история»

1) Работа с кейсом «Кредитная история». Учащиеся  знакомятся через теоретическую часть кейса с понятием «Кредитная история». (Приложение 2)

 Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос: назвать как можно больше положительных и отрицательных факторов, влияющих на кредитную историю человека. Каждый верно определённый фактор даёт команде (группе) 1 балл

 Представление и анализ результатов работы команд

Определяет совместно с обучающимися состав рабочих групп (4  человека). Поясняет задания, выполняемые обучающимися

 Управляет работой команд, оказывает необходимую помощь

Руководит защитой проектов команд. Совместно с обучающимися проводит оценку результатов (неверный фактор вычёркивается из бланка, в конце определяется сумма верных факторов)

Воспринимают информацию о правилах работы с кейсом. Работают с текстом. Знакомятся через теоретическую часть кейса с понятием «Кредитная история».

Ищут ответ на поставленный вопрос. Формулируют ответы и фиксируют результат работы в виде списка факторов.

Каждая команда через представителя демонстрирует и поясняет результаты работы (объявляет перечень факторов, вывешивая бланк ответов на доске)

Фронтальное обсуждение и оценка результатов работы групп

 Закрепление полученных знаний через создание  ментальной карты в программе Coggle

Обучающимся предлагается сформировать ментальную карту «Кредитная история», заполнив пробелы, используя опорные понятия, символы

По итогам работы демонстрируется готовая ментальная карта

Демонстрирует ментальную карту понятия «Кредитная история»

В ходе фронтальной беседы руководит анализом и процессом создания  ментальной карты. Проводит корректировку

Анализируют, подбирают компоненты для создания ментальной карты через фронтальную беседу. Готовая карта фиксируется в рабочих тетрадях.

Подведение итогов урока

  1. Рефлексия «Билетик на выход»

  1. Домашнее задание: подготовиться к перекрестной дискуссии:

1 вариант «Кредитная история – враг»

            2 вариант «Кредитная история – помощник»

Создает условия для личной рефлексии. Показывает слайд с соответствующими вопросами: что нового узнали, что показалось интересным, достигли ли своей цели? На карточках, написать, что было не понятно, трудно, что показалось неинтересным, цель не достигнута

Подводит итоги, результаты работы группы

Задают вопросы на понимание или не понимание. Обсуждая в группах итоги урока, результаты работы команды.

Эмоциональный отклик

Объявляют общее количество баллов команд, заработанных на уроке, рассказывают о впечатлениях об уроке. Записывают на карточках, что было непонятным и трудным

Приложение 1

Примерное содержание интервью из шоу «Маска»:

Интервью 1.

Героиня Анна: мне 42 года, мой доход – 20 000 руб. в месяц. Я снимаю квартиру, у меня нет   собственного жилья, 3 года назад развелась с мужем. У меня на содержании трое несовершеннолетних детей. Ранее кредитов не имела. Обратилась в банк с целью получить кредит в 500тыс. руб. на приобретение автомобиля. Мне отказали.

Интервью 2.

Герой Игорь: мне 21 год, я учусь в авиастроительном колледже., мой  среднемесячный доход примерно 14 000 руб. я не женат, у меня нет детей. официально нигде не работаю, подрабатываю по срочным договорам где придётся. 2 года назад я  брал потребительский кредит, который погашал несвоевременно, систематически нарушая условия договора, но в итоге расплатился без серьёзных конфликтов с кредитной организацией. Неделю назад я получил отказ в кредите на 30 000 руб. на приобретение ноутбука.

Интервью 3.

Герой Сергей: мне 54 года, бывший сотрудник Государственной противопожарной службы на пенсии по выслуге лет. Размер моей  пенсии – 16 000 руб. На данный  работу я работаю, получаю 26 000 руб в месяц. Женат, имею двух совершеннолетних детей. На текущий момент являются поручителем по двум кредитам на общую сумму 2,6 млн. руб. Собственных кредитов у меня нет. Сегодня  отказ в получении кредита на приобретение земельного участка в размере 1,5 млн.рублей, сроком на 16 лет.


Приложение 2

Кейс «Кредитная история»

Проанализируйте ситуацию и выполните задание: назвать как можно больше положительных и отрицательных факторов, влияющих на кредитную историю человека. Каждый верно определённый фактор даёт команде (группе) 1 балл.

Результат работы оформите на специальных бланках.

Кредитная история (КИ) — это информация о ваших кредитных обязательствах. Она показывает, в какие банкимикрофинансовые организации (МФО) или кредитные потребительские кооперативы(КПК) вы обращались за кредитами и займами. Когда это было и какие суммы вы брали. Были ли вы созаемщиком или поручителем по чужим кредитам. Платили ли аккуратно или задерживали платежи. Эта информация хранится в специальных организациях — бюро кредитных историй (БКИ). Их несколько, и каждый банк, МФО и КПК вправе выбрать любое бюро, в которое он будет передавать информацию о своих заемщиках. 

Понятие КИ закреплено законом № 218-ФЗ.

Данные, отражающиеся в досье, имеют разновидности обязательств:

 1. По кредитным договорам.

 2. По уплате коммунальных услуг.

 3. По внесению платы за жилое помещение.

 4. По выплате алиментов.

 5. По оплате услуг связи и пр.

Неоплаченные коммунальные платежи могут стать поводом для банка отказать в кредите. Обычно это касается злостных неплательщиков за ЖКУ.

Титульная часть КИ содержит:

1) фамилия, имя, отчество. Эти данные берутся из паспорта;

2) данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заемщика; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (если заемщик предоставил его и разрешил занести в кредитную историю);

3) страховой номер свидетельства обязательного пенсионного страхования (если заемщик предоставил его и разрешил занести в кредитную историю).

Основная часть КИ содержит:

1) сведения о самом заемщике:

2) место регистрации и фактическое место жительства;

3) сведения о регистрации заемщика как индивидуального предпринимателя;

4) сведения о предыдущих кредитах заемщика (по каждому кредиту):

5) сумма, написанная в кредитном договоре и дата его заключения;

6) срок исполнения обязательств заемщика, т.е. срок уплаты всего кредита полностью);

7) срок уплаты процентов по кредиту;

8) изменялся ли кредитный договор и какие-либо сроки;

9) дата и сумма фактически исполненных обязательств заемщика в полном и (или) неполном размере, т.е. когда и сколько выплатил);

10) о погашении кредита за счет обеспечения по кредиту (залогового имущества при ипотеке) в случае, если заемщик не мог или отказывался платить, т.е. за счет какого обеспечения погасили кредит).

11) о фактах судебных разбирательств и о их результатах.

12) другая официальная информация.

Заключительная (дополнительная) часть КИ содержит:

- сведения об организациях, подававших сведения и данные по кредитам заемщика;

- кто и когда запрашивал кредитную историю заемщика.

 

Кредитная история влияет на выдачу заемщику кредита!

Хранится КИ не менее 10-15 лет со дня последних изменений в кредитном досье. Чтобы получить сведения из кредитной истории следует обратиться именно в то бюро, куда ранее были поданы банком данные о заемщике.  

Выдается документ (КИ)исключительно по официальному запросу и только при наличии письменного согласия его хозяина.  Третье лицо получить чужую КИ не сможет.  Узнать свой кредитный рейтинг имеет право каждый заемщик. Делается это один раз в год бесплатно и многократное количество раз – за определенную плату!

Ссылка на видео  «Почему не дают кредиты» https://www.youtube.com/watch?v=JK2zBixONxI



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»

Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство

Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

Методическая разработка по теме: Виды финансовых мошенничеств. Риски. Материал может быть использован как урок, элемент урока, классного часа, семинара для любого возраста. Цель занятия:1.от...

Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы

Диплом 1 степени   номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников  основной школы...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности в качестве модуля предмета "Английский язык" для учащихся 5 класса "Cash Vs Card: Pros and Cons" ("Наличные деньги или карта: за и против")

Проблема экономического воспитания актуальна применительно к школьному возрасту. Так, дети, начиная с шести лет, вправе совершать мелкие бытовые сделки. Постепенно они приобретают навык наличных и без...