Методическая разработка урока по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов по теме «КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)
Методическая разработка урока по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов по теме «КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа»
Тетюшского муниципального района РТ
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
для учащихся 10-11 классов по теме:
«КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
Автор:
Лукина Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «ТТТСОШ»
Тетюши, 2021
Аннотация
Тема | «КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ: А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?» |
Цель урока | Формирование знаний и умений по выявлению положительных и отрицательных факторов, влияющих на кредитную историю человека; развитие умения использовать полученную информацию с целью сохранения и повышения уровня личного финансового благосостояния. |
Задачи урока | Рассмотреть понятие «кредитная история», определить факторы, влияющие на кредитную историю; Развитие умения работать в малой группы, высказывать свою точку зрения; Формировать сознательное понимание ответственности за свои действия и их последствия при исполнении ролей заёмщика, кредитора; Развивать культуру экономического мышления; |
Используемые методы и приемы | Вербальный: фронтальная беседа, работа в парах Наглядный: инсценировка, просмотр видеоролика Интерактивный: демонстрация слайдов презентации, работа с программой Coggle Практический: кейс-технологии, составление ментальной карты в программе Coggle. |
Результативность урока | Результаты обучения: 1. Личностные: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни; - осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. 2. Метапредметные: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; 3. Предметные: - умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, заемщика). - анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов. |
Глоссарий
Банк– коммерческая или государственная финансово-кредитная организация, осуществляющая различные операции с деньгами и ценными бумагами.
Бюро Кредитных Историй– юридическое лицо, оказывающее услуги по сбору информации, формированию, хранению и обработке кредитных историй. Бюро кредитных историй предоставляет отчеты о кредитной истории по запросу пользователей кредитных историй
Кредитный договор– договор между кредитором и заемщиком, о предоставлении кредитором денежных средств заемщику, и об обязательствах заемщика по возврату полученных денежных средств на указанных условиях.
Должник – лицо, носитель гражданских прав и обязанностей, обязанное возместить ущерб или выполнить требования по какому-либо договору
Заемщик– физическое или юридическое лицо, получающее кредит или займ, и принимающий на себя обязательства по его возврату
Кредит– деньги, предоставляемый в виде ссуды или займа. Среди основных видов кредитования представлены потребительский кредит, целевой кредит, бизнес-кредит, ипотека, кредитная линия, овердрафт, кредитные карты.
Кредитная история – досье, содержащее сведения о добросовестности заемщика при исполнении кредитных обязательств : информация о своевременности внесения платежей и отсутствии непогашенных кредитов; сведения о достоверности предоставленных данных; о количестве обращений в кредитные организации и решениях принятых по поданным заявкам
Кредитор – займодавец или ссудодатель — физическое или юридическое лицо, предоставляющее заемщику денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности. Т.е. полученная заемщиком ссуда должна быть возвращена в определенный срок, и с выполнением прочих условий по кредитному договору
Неустойка– сумма, которую должник должен уплатить кредитору за нарушение условий кредитного обязательства. Неустойка определяется условиями кредитного договора или действующим законодательством. Может быть в виде фиксированной суммы или в процентах от неуплаченной части кредита.
Просрочка– нарушение срока исполнения какого-либо обязательства. В кредитных отношениях — нарушение срока внесения очередного платежа
Скоринг– процесс обработки данных потенциального заемщика с помощью специальной компьютерной программы для оценки рисков по кредитованию[1]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к освоению новых знаний | Приветствует обучающихся и настраивает их на продуктивную совместную деятельность | Приветствие педагога, демонстрация готовности к уроку |
Актуализация знаний | Определение темы (проблемная ситуация на основе эксклюзивного интервью Человека в маске) Прослушивание историй 3 человек (по примеру телешоу «Маска»), заранее подготовленных Постановка цели урока | Организует и корректирует диалог с обучающимися. Направляет ход дискуссии: - что объединяет интервью? - является ли проблема отказа в кредитовании актуальной? Приведите личные примеры. - что помешало взять кредит нашим героям? Фиксирует на доске сформулированную совместно с детьми тему занятия, цель, задачи и его план | Просмотр и анализ интервью (3 интервью об отказах в выдаче кредитов банками. Приложение 1) Предлагают ответы на проблемный вопрос, участвуют в дискуссии, формулирую т тему и план занятие. |
Освоение новых знаний | Знакомство, раскрытие сути и содержания понятия «Кредитная история» 1) Работа с кейсом «Кредитная история». Учащиеся знакомятся через теоретическую часть кейса с понятием «Кредитная история». (Приложение 2) Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос: назвать как можно больше положительных и отрицательных факторов, влияющих на кредитную историю человека. Каждый верно определённый фактор даёт команде (группе) 1 балл Представление и анализ результатов работы команд | Определяет совместно с обучающимися состав рабочих групп (4 человека). Поясняет задания, выполняемые обучающимися Управляет работой команд, оказывает необходимую помощь Руководит защитой проектов команд. Совместно с обучающимися проводит оценку результатов (неверный фактор вычёркивается из бланка, в конце определяется сумма верных факторов) | Воспринимают информацию о правилах работы с кейсом. Работают с текстом. Знакомятся через теоретическую часть кейса с понятием «Кредитная история». Ищут ответ на поставленный вопрос. Формулируют ответы и фиксируют результат работы в виде списка факторов. Каждая команда через представителя демонстрирует и поясняет результаты работы (объявляет перечень факторов, вывешивая бланк ответов на доске) Фронтальное обсуждение и оценка результатов работы групп |
Закрепление полученных знаний через создание ментальной карты в программе Coggle Обучающимся предлагается сформировать ментальную карту «Кредитная история», заполнив пробелы, используя опорные понятия, символы По итогам работы демонстрируется готовая ментальная карта | Демонстрирует ментальную карту понятия «Кредитная история» В ходе фронтальной беседы руководит анализом и процессом создания ментальной карты. Проводит корректировку | Анализируют, подбирают компоненты для создания ментальной карты через фронтальную беседу. Готовая карта фиксируется в рабочих тетрадях. | |
Подведение итогов урока |
1 вариант «Кредитная история – враг» 2 вариант «Кредитная история – помощник» | Создает условия для личной рефлексии. Показывает слайд с соответствующими вопросами: что нового узнали, что показалось интересным, достигли ли своей цели? На карточках, написать, что было не понятно, трудно, что показалось неинтересным, цель не достигнута Подводит итоги, результаты работы группы | Задают вопросы на понимание или не понимание. Обсуждая в группах итоги урока, результаты работы команды. Эмоциональный отклик Объявляют общее количество баллов команд, заработанных на уроке, рассказывают о впечатлениях об уроке. Записывают на карточках, что было непонятным и трудным |
Приложение 1
Примерное содержание интервью из шоу «Маска»:
Интервью 1.
Героиня Анна: мне 42 года, мой доход – 20 000 руб. в месяц. Я снимаю квартиру, у меня нет собственного жилья, 3 года назад развелась с мужем. У меня на содержании трое несовершеннолетних детей. Ранее кредитов не имела. Обратилась в банк с целью получить кредит в 500тыс. руб. на приобретение автомобиля. Мне отказали.
Интервью 2.
Герой Игорь: мне 21 год, я учусь в авиастроительном колледже., мой среднемесячный доход примерно 14 000 руб. я не женат, у меня нет детей. официально нигде не работаю, подрабатываю по срочным договорам где придётся. 2 года назад я брал потребительский кредит, который погашал несвоевременно, систематически нарушая условия договора, но в итоге расплатился без серьёзных конфликтов с кредитной организацией. Неделю назад я получил отказ в кредите на 30 000 руб. на приобретение ноутбука.
Интервью 3.
Герой Сергей: мне 54 года, бывший сотрудник Государственной противопожарной службы на пенсии по выслуге лет. Размер моей пенсии – 16 000 руб. На данный работу я работаю, получаю 26 000 руб в месяц. Женат, имею двух совершеннолетних детей. На текущий момент являются поручителем по двум кредитам на общую сумму 2,6 млн. руб. Собственных кредитов у меня нет. Сегодня отказ в получении кредита на приобретение земельного участка в размере 1,5 млн.рублей, сроком на 16 лет.
Приложение 2
Кейс «Кредитная история»
Проанализируйте ситуацию и выполните задание: назвать как можно больше положительных и отрицательных факторов, влияющих на кредитную историю человека. Каждый верно определённый фактор даёт команде (группе) 1 балл.
Результат работы оформите на специальных бланках.
Кредитная история (КИ) — это информация о ваших кредитных обязательствах. Она показывает, в какие банки, микрофинансовые организации (МФО) или кредитные потребительские кооперативы(КПК) вы обращались за кредитами и займами. Когда это было и какие суммы вы брали. Были ли вы созаемщиком или поручителем по чужим кредитам. Платили ли аккуратно или задерживали платежи. Эта информация хранится в специальных организациях — бюро кредитных историй (БКИ). Их несколько, и каждый банк, МФО и КПК вправе выбрать любое бюро, в которое он будет передавать информацию о своих заемщиках.
Понятие КИ закреплено законом № 218-ФЗ.
Данные, отражающиеся в досье, имеют разновидности обязательств:
1. По кредитным договорам.
2. По уплате коммунальных услуг.
3. По внесению платы за жилое помещение.
4. По выплате алиментов.
5. По оплате услуг связи и пр.
Неоплаченные коммунальные платежи могут стать поводом для банка отказать в кредите. Обычно это касается злостных неплательщиков за ЖКУ.
Титульная часть КИ содержит:
1) фамилия, имя, отчество. Эти данные берутся из паспорта;
2) данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заемщика; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (если заемщик предоставил его и разрешил занести в кредитную историю);
3) страховой номер свидетельства обязательного пенсионного страхования (если заемщик предоставил его и разрешил занести в кредитную историю).
Основная часть КИ содержит:
1) сведения о самом заемщике:
2) место регистрации и фактическое место жительства;
3) сведения о регистрации заемщика как индивидуального предпринимателя;
4) сведения о предыдущих кредитах заемщика (по каждому кредиту):
5) сумма, написанная в кредитном договоре и дата его заключения;
6) срок исполнения обязательств заемщика, т.е. срок уплаты всего кредита полностью);
7) срок уплаты процентов по кредиту;
8) изменялся ли кредитный договор и какие-либо сроки;
9) дата и сумма фактически исполненных обязательств заемщика в полном и (или) неполном размере, т.е. когда и сколько выплатил);
10) о погашении кредита за счет обеспечения по кредиту (залогового имущества при ипотеке) в случае, если заемщик не мог или отказывался платить, т.е. за счет какого обеспечения погасили кредит).
11) о фактах судебных разбирательств и о их результатах.
12) другая официальная информация.
Заключительная (дополнительная) часть КИ содержит:
- сведения об организациях, подававших сведения и данные по кредитам заемщика;
- кто и когда запрашивал кредитную историю заемщика.
Кредитная история влияет на выдачу заемщику кредита!
Хранится КИ не менее 10-15 лет со дня последних изменений в кредитном досье. Чтобы получить сведения из кредитной истории следует обратиться именно в то бюро, куда ранее были поданы банком данные о заемщике.
Выдается документ (КИ)исключительно по официальному запросу и только при наличии письменного согласия его хозяина. Третье лицо получить чужую КИ не сможет. Узнать свой кредитный рейтинг имеет право каждый заемщик. Делается это один раз в год бесплатно и многократное количество раз – за определенную плату!
Ссылка на видео «Почему не дают кредиты» https://www.youtube.com/watch?v=JK2zBixONxI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»
Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство
Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
Методическая разработка по теме: Виды финансовых мошенничеств. Риски. Материал может быть использован как урок, элемент урока, классного часа, семинара для любого возраста. Цель занятия:1.от...

Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы
Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы...
Методическая разработка урока по финансовой грамотности в качестве модуля предмета "Английский язык" для учащихся 5 класса "Cash Vs Card: Pros and Cons" ("Наличные деньги или карта: за и против")
Проблема экономического воспитания актуальна применительно к школьному возрасту. Так, дети, начиная с шести лет, вправе совершать мелкие бытовые сделки. Постепенно они приобретают навык наличных и без...

