Технологическая карта урока обществознания в 8 классе " Отклоняющееся поведение"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Самсонова Оксана Александровна

Технологическая карта урока по обществознанию для 8 класса. Урок разработан как результат прохождения курсов повышения в качестве педагога - собитолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otklonyayushcheesya_povedenie_8_klass.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование у детей  представлений о социальных нормах, существующих в обществе

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2022. Рабочая тетрадь к учебнику, учебные видеоролики

План урока

  1. Отклоняющее поведение
  2. Алкоголизм и наркомания
  3. Причины отклоняющегося поведения

Личностно значимая проблема

Как найти баланс между личной свободой и социальными нормами, чтобы избежать негативных последствий отклоняющегося поведения?" 


Методы и формы
обучения

Методы: словесный (беседа, объяснение), демонстрационный (наглядно-иллюстрированный), проблемно-поисковый, практический, опросные (соцопрос), изучение документальных источников, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, социальный контроль, девиантное поведение девиация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме,

составляя опорную схему и кластер (таблицу);

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром. Развивать умение работать в парах, группах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия.

Компоненты культурно-компетентностного опыта/Приобретенная  компетентность.

Формы

контроля

I.

Мотива-ция

к учеб-

ной

деятель-ности

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

Демонстрирует видеоролик. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Смотрят видеоролик, слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Информационная компетенция при помощи реальных объектов информационных технологий (видеозапись) формируются умения самостоятельно анализировать и отбирать необходимую информацию.

II.

Актуализация

знаний

5

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа в ходе которой учащиеся  пытаются определить основное содержание данной темы.

- Что в вашем понимание  норма?

- Сформулируйте  понятие социальной нормы?

- Как воздействуют социальные нормы на поведение людей ?

 - Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение.

- Каковы функции социальной нормы?

- Существует ли социальный контроль?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Предлагают версии.

Называют тему.

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативная компетентность: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Предметная компетентность

сравнивают, сопоставляют, рассуждают Целостно-смысловая компетенция

вступают в речевое общение, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, умеют работать с книгой.

Устные ответы

Работа

в тетради

III.

Изучение

нового

материала

15

Практическая работа.

Беседа с учащимися

Деление класса

на группы по рядам) Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 140-144.

Даёт устные и письменные задание ребятам.

- Откройте учебник  на стр. 145, проанализируйте  текст первого абзаца, дайте  определение понятия «отклоняющееся поведение».

- Выполните задание № 1 в рабочей тетради, запишите определение понятия «отклоняющееся поведение».

- Проанализируйте  текст учебника на стр. 145 и определите виды отклоняющегося  поведения.

- Выполните задание № 2 в рабочей тетради, заполните пропуски в схеме «Виды отклоняющегося поведения».

- Проиллюстрируйте примерами каждый вид указанного вами отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства.

Личность

Социальная группа

Государство

Учащиеся в группах получают задание.

Группа № 1. Причины отклоняющегося поведения Группа № 2 Алкоголизм

Группа № 2. Наркомания

Учащиеся получают и выполняют задания устные и письменные. Делают записи:

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, называется отклоняющимся поведением.

Учащиеся приводят примеры и заполняют кластер на   доске и в тетради:

Личность: преступления, правонарушения, аморальные поступки.

Социальная группа: Деформации, нарушения нормальных взаимоотно-шений (раздор).

  Государство: бюрократизм,    

  волокита, коррупция

Группа (ряд) № 1.

Задание.

Определите почему возникает  отклоняющегося поведение

Группа (ряд) № 2. Задание Определить содержание понятия «алкоголизм».

Почему люди принимают алкоголь? Какой вред приносит алкоголь человеку, окружающим его людям и обществу?

Группа (ряд) № 3. Задание. Определить содержание понятия «наркомания».

Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

Индивидуальная работа

Работа в парах

Работа в группах

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно   обнаруживают и формулируют выводы, делают записи в тетрадях.

ИКТ-компетентность:

избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, участвует в обсуждении при заполнении кластера на мультимедийной  доске, умеет использовать компьютерные инструменты.

 Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативная компетенция: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное.

Целостно-смысловая компетенция

вступают в речевое общение, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, умеют работать с книгой.

Устные ответы

Записи в тетради.

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.145

Проводится беседа по вопросам:

1. Что такое «отклоняющееся поведение»?

2. Что может стать причинами отклоняющегося поведения?

3. О каких особенностях отклоняющегося поведения вы узнали?

4. Можно ли избавить общество от отклонений? Как?

5. Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существенных норм? 6. Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, делают выводы.

 

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради 

Целостно-смысловая компетенция

вступают в речевое общение, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, умеют работать с книгой, документами. Предметная компетенция: сравнивают,сопоставляют, рассуждают.

Проверка выполне-ния заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

10

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Выделите три подхода к решению проблемы девиантного поведения.

1. Ужесточить наказания

2. Воспитывать правовую грамотность населения.

3. Вовлекать молодёжь в общественнозначимую деятельность.

- Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ.

Анализирует знания, подготовку мышления

учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

Организуется Рефлексия  и самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке, намечаются цели дальнейшей деятельности.

Цветовой показатель:

Красный – мне трудно выполнять работу.

Желтый – у меня были небольшие затруднения.

Зелёный – я легко справился с работой.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работ

Работа в парах

Рефлексия. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности на уроке, соотносят цель и результаты поэтапной работы, намечают перспективу  последующей работы.

Личностные: понимают значение знаний для человека  и  принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Предметная компетенция: сравнивают, сопоставляют, рассуждают.

Учебно-познавательная компетенция:

обосновывают суждения, приводят доказательства; умеют работать в группах, выполнять творческие задания, дают оценку своей деятельности.

Коммуникативная компетенция: умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

компетенции: владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личного самосовершенство-вания:  проявляют самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности, развитие навыков критического отношения к результатам..

ИКТ-компетентность:

использует компьютерные инструменты, создает диаграммы, взаимодействует с партнёрами с использованием возможностей Интернета, использует различные приёмы поиска информациив Интернете в ходе учебной деятельности

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание с элементами творческой деятельности.

Домашнее задание: §  16 , учить термины, выполнить задания в рабочей тетради,

Записывают домашнее задание

Индивидуальная  работа

Работа в парах

Информационная компетенция при помощи информацион-ных технологий (Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организ-овывать, преобразовывать ее сохранять и передавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...