Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания» 6 класс
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Конспект комбинированного урока по ОБЖ, с приложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района

Конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

«Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания»

6 класс

 

Преподаватель - организатор ОБЖ

Киселёва Л.Е.

        2012

Тема урока: «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания»

Цели урока:

- Формирование представлений об основных источниках напряжения человека при вынужденном автономном существовании.

- Развитие умений и навыков преодоления факторов, мешающих справиться с экстремальной ситуацией.

- Воспитание у учащихся психологической готовности к экстремальной ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: иллюстрации с изображением леса, учебник, тестовые задания.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала
  1. Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации;
  2. Способы преодоления стрессоров выживания.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

Этап урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие педагога

Проверка домашнего задания

(5 мин.)

Учитель задаёт учащимся вопросы:

- О чём говорили на предыдущем уроке?

- Дайте определение понятию «автономное существование».

- Каким образом человек может оказаться в автономном существовании?

- Приведите примеры вынужденного и добровольного существования?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

На прошлом занятии изучалась тема автономное существование и факторы выживания в природных условиях.

Автономное существование – это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

Добровольно или вынужденно

-вынужденное:  

авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники,    геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности  (блуждание)

-прогнозируемое (добровольное):

путешественники, охотники – промысловики, ученые -  исследователи, религиозные отшельники

Изучение нового материала

(25 мин.)

Изучение новой темы учитель начинает с притчи: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

- Как вы понимаете эту притчу?

Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель располагает на доске поочередно две иллюстрации с изображением леса.

- Какие ассоциации у вас возникают?

Таким образом, в лесу мы можем не только наслаждаться прекрасным, но и можем оказаться в опасной ситуации.

Учащиеся высказывают свои ассоциации.

Лес – это красота, отдых, поход, природа.

Лес – это страх, тревога, растерянность, усталость, одиночество.

Справиться с этой ситуацией мешают т.н. стрессоры выживания – т.е. источники напряжения человека.

Тема нашего урока посвящена именно им (Учитель просит записать тему в тетрадь).

Записывают тему урока в тетради.

Учитель задает вопрос

- Предположите, какие факторы могут мешать справиться с ситуацией?

Учащиеся высказывают свои предположения: одиночество, страх, уныние, голод, жажда, жара, холод, физическая боль, переутомление.

Составляют в тетради схему.

Физкультминутка

(1 мин.)

Дежурный по классу показывает 5 упражнений, остальные учащиеся повторяют их

На основе учебника (Глава 1, пункт 1.3) учащимся предлагается охарактеризовать каждый из указанных выше факторов.

Работа в парах.

Читают материал учебника и выступают с характеристикой.

- Перечислите по степени значимости стрессоры выживания для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.

Высказывают свои предположения.

- Приведите примеры о преодолении людьми, попавшими в экстремальные ситуации, стрессоров выживания?

Учитель приводит свой пример[1].

Приводят примеры.

Закрепление

(7 мин.)

Учитель раздает индивидуальные тестовые задания по теме[2]

Выполняют тест, проводят взаимопроверку с помощью ключа

Подведение итогов урока, выставление оценок

(При наличии времени, учащиеся оценивают свою работу на уроке)

Рефлексия

(3 мин.)

Используется рефлексия «Все  в  твоих  руках»[3]

Домашнее задание

(2 мин.)

Учебник: Глава 1, пункт 1.3

Составьте «буриме» с любым понятием по теме.  

Приложение № 1

Почти у каждого народа есть сказка о том, как злодей заводит якобы по грибы – ягоды в лес маленьких детей и оставляет их там, на верную гибель. Но дети сказочным образом находят дорогу домой, и все кончается благополучно. В Вологодской области похожая на сказку история приключилась на самом деле. Двое девятилетних мальчишек пошли в лес с 56 – летним дедушкой. Но в лесу дедушка скончался от сердечного приступа. Дети пробыли в почти непроходимом болотистом лесу с волками, медведями и ядовитыми грибами и ягодами десять дней, но остались живы.

«Мы около двух дня до зимовки добрели, там сели отдохнуть, - тихо вспоминает Артем про любимого деда. – Ему видно плохо стало, он нам сказал, что прямо нужно все время идти – мы к дому тогда выйдем. А потом полегчало, наверно, дальше отправились. Он впереди шел, вдруг упал, закашлял сильно. Подбежали, а он уже не дышит. Это около трех дня было. Мы тогда раза три к нему возвращались, вдруг бы он встал. Испугались, конечно, и видно, не в ту сторону побежали. Кирилл предлагал в разные стороны пойти, но я не дал, сказал, что скучно будет порознь. В первую ночь страшно ночевать в лесу было, шорохи, запахи, сырость да грязь. Но ничего, раз переночевали, а там привыкли. В лесу мы ели ягоды: смородину, малину, голубику, чернику. Кирюша раз пытался волчью ягоду съесть, а я не дал. Она же ядовитая! А вдруг бы он насмерть отравился. А вот воду пили из болота. Дожди лили, так что водичка не застоявшаяся была, чистенькая можно сказать. И приспособились хорошо: кепкой черпали, а через козырек, как через носик у лейки, пили. Грибы не ели, что мы ненормальные, сырыми – нельзя. А чтобы не скучно было, представляли как будто на тропинке то батон колбасы, а еще лучше два батона и хлебушек появятся или, например, вареная картошка, а еще лучше жареная или даже целый арбуз!

Мы ночевали под елками – они самые пушистые деревья в лесу: под ними дождь не страшен, а вот лапник не догадались постелить, поэтому спали прямо на траве. Только друг к другу поплотнее прижмешься, тепло сразу становится. Из живности лося видели, он нас не тронул. А глухаря поймать не смогли, улетел».

Через 9 дней вышли ребята на местного жителя соседней деревни. Вернее вышел только Артем, сильно ослабевшего Кирилла вынесли к машине спасатели.

Приложение № 2

Тестирование

  1. Что такое автономное существование?

А) Нахождение человека в сложных природных условиях, когда отсутствует возможность помощи от людей.

Б) Самостоятельное нахождение человека в природных условиях в процессе отдыха

В) Одиночество человека в природной или социальной среде

  1. Из перечисленных   вариантов выберите те, которые вызывают  стресс при автономном существовании,  обведите их кружочком.

А) физическая боль;         Б) травма;                             В) обморожение;

Г) укус змеи;                     Д) отравление пищей;         Е) холод;

Ж) переутомление;           З) одиночество;                    И) голод;

К) инфекция.

  1. Выберите и обведите кружочком только те варианты, которые необходимы для повышения выживаемости человека в экстремальной ситуации  необходимо.

А) Повышать  уровень подготовки специалистов;

Б) Закончить среднюю школу;

В) Улучшать работу техники и оборудования;

Г) Повышать уровень психической и физической выносливости;

Д) Уметь плавать

Е) Учиться правильному поведению в экстремальных ситуациях

Ж) Быть дисциплинированным;

З) Уметь пользоваться противогазом.

  1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях и обведите их кружочком.

А) потеря части продуктов питания;

Б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;

В) потеря ориентировки на местности во время похода;

Г) потеря компаса;

Д) авария транспортных средств в условиях природной среды;

Е) крупный лесной пожар;

Ж) отсутствие средств связи;

  1. Выживание - это

А) условия проживания, когда исключена возможность использования технических и других достижений;

Б) активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;

В) нахождение человека в определенных условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи.

Приложение № 3

РЕФЛЕКСИЯ

«Все  в  твоих  руках»

На листе бумаги обводится  левая рука. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение   по отношению к уроку.

Большой – я сегодня работал ……………… (активно, не очень активно, могу лучше)

Указательный – я сегодня узнал…………………………………………………

Средний – самым трудным было………………………………………………....

Безымянный – мне было …………………..(интересно, скучно, трудно, увлекательно, необычно)

Мизинец –  меня было недостаточно……………(понятно, времени, практики, и т.д.)


[1] См.: Приложение № 1

[2] См.: Приложение № 2

[3] См.: Приложение № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.

В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....

Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"

Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...

План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».

Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...

Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...

Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...

Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях

Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях...