Главные вкладки
Методическая разработка урока по теме: «Курение, его влияние на здоровье человека»
методическая разработка по обж на тему
Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Курение, его влияние на здоровье человека»
Цель:
1. Дать учащимся понятие о курении.
2. Развитие умения учащихся самостоятельно оценивать обстановку и принимать решение.
3. Воспитание у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи:
- 1. Учебная:
- познакомить учащихся с понятием курение.
- познакомить учащихся с влиянием курения на здоровье человека.
- 2. Развивающая: развить кругозор учащихся, логическое мышление и творческие способности учащихся путем решения проблемного вопроса.
- 3. Воспитательная: воспитание у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный.
Место: Кабинет ОБЖ.
Материально-техническое обеспечение:
- Плакат «Курение, его влияние на здоровье человека».
Литература:
1. Учебник для 10 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев, Москва, «Просвещение», 2007 г.
2. Краткая медицинская энциклопедия, Москва, «Просвещение», 1991 г.
Межпредметные связи: биология.
Квалификационные требования:
Учащиеся должны знать:
- понятие курение,
- влияние курения на здоровье человека.
План-конспект занятия
Структурная часть | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Цели |
1. Организационный момент — 1 мин. | Приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих. | Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих. | Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм. |
2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся — 4 мин. | А сейчас давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке.
| Учащиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы. | Выяснение степени усвоения, задаваемого на дом материала, определение пробелов в знаниях и их коррекция. Используется метод контроля фронтальный опрос. |
3.Мотивация учебной деятельности — 1мин. | Итак, ребята, мы с вами вспомнили алкоголь какое воздействие он оказывает на здоровье человека. А сегодня мы рассмотрим курение и его влияние на здоровье человека. | Учащиеся внимательно слушают преподавателя. | Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала. |
4. Изучение нового материала — 25 мин. | Итак, тема нашего занятия: «Курение, его влияние на здоровье человека». Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, что такое курение и каково его влияние на здоровье человека? Я надеюсь, ответит на этот вопрос вы узнаете в ходе изучения этой темы. «Ребята, скажите какое вредное воздействие табак оказывает на организм человека?» Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых. Его листья, специальным образом обработанные, служат сырьем для табачной промышленности. Чумой XX века стали называть курение многие врачи. В табачных листьях содержится множество органических веществ – никотин, органические кислоты, протеиновые вещества, эфирные масла, жиры, древесные волокна и другие (до 257 канцерогенных веществ). Акт курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его тление, и продукты горения вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Температура тлеющего табака составляет около 3000С, при затяжках доходит до 1100 о С, что приводит к вдыханию горячего дыма (50-600 С). В этих условиях происходит пиролиз табака и папирусной бумаги, так называемая сухая перегонка, при которой образуется табачный дым с выделением вредных веществ: их известно около 4000! Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии и содержит: никотин, угарный газ, синильную кислоту, муравьиную кислоту, сероводород, аммиак, табачный деготь, канцерогены, окислы азота, соединения мышьяка, меди, железа, свинца, радиоактивный полоний, цезий, стронций, ацетон и другие. Это целый справочник по ядовитым веществам. «Ребята, а какие последствия табакокурения?» Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет (ежедневно на 15 минут); • по данным ВОЗ, каждый третий умирающий в мире – жертва алкоголя, а каждый пятый – жертва табака; • в России курит половина мужчин и десятая часть женщин.
«Ребята, а каков состав и действие составляющих табака?» Основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза – 1 мг на 1 кг массы тела. Ядовитые свойства никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащий никотин. Угарный газ, при вдохе попадая в кровь, легко соединяется с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из акта нормального дыхания, делает его неспособным переносить кислород. Еще коварнее действие синильной кислоты. Легко проникая в кровь она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови, приводящее к кислородному голоданию клеток. Это сильный яд, действующий на центральную нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, вызывает слезоточение, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям, в том числе и туберкулезу. Табачный деготь, являясь концентратом жидких и твердых веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь и в альвеолах, приводя к злокачественным новообразованиям. При вдыхании паров ацетона происходит кислородное голодание мозга. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута приводит к расстройству сна и аппетита, нарушая деятельность желудка и кишечника. Пирен хорошо растворим в человеческой крови, связывается с глобулином, что приводит к судорогам, спазмам дыхательных путей, парезам конечностей. Также вызывает головную боль, слабость, нарушения функции печени. «Ребята, а каково влияние табачного дыма на организм человека?» Тепло – единственный физический агент курения – первым начинает разрушительное воздействие на организм. При курении курильщик вдыхает горячий дым и холодный воздух, что приводит к микроскопическим трещинкам на зубной эмали. В дальнейшем там откладывается табачный деготь, вследствие чего поверхность зубов приобретает желтоватый цвет, а зубы начинают издавать специфический табачный запах. Температура дыма оказывает влияние на слизистые рта и носоглотки. Капиллярные сосуды расширяются, слизистая оболочка щек, неба, десен, подвергаясь хроническому раздражению, воспаляется. | Учащиеся записывают название темы занятия. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради определение курения. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради последствия табакокурения. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради состав и действие составляющих табака. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради влияние табачного дыма на организм человека. | Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала. Изучение нового материала начинается с вопроса: «Какое вредное воздействие табак оказывает на организм человека?» Преподаватель обращает внимание на последствия табакокурения. Преподаватель обращает внимание на состав и действие составляющих табака. Преподаватель обращает внимание на влияние табачного дыма на организм человека. |
Ребята, сейчас вы будете работать с раздаточным материалом и наглядным пособием. | Учащиеся самостоятельно работают со справочным раздаточным материалом и наглядным пособием. | Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются справочный раздаточный материал и наглядное пособие для эффективного восприятия нового материала. | |
5. Закрепление изучаемого материала — 8 мин.. | Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала. Ребята, ответьте на вопросы теста.
| Учащиеся работают со своими тетрадями и отвечают на вопросы теста. | Самостоятельная работа с тетрадями. Самостоятельная работа с тетрадями. Используется метод контроля (письменная проверка знаний) |
6. Обобщение и систематизация изучаемого материала — 2 мин. | Предлагает рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке. | Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу. | |
7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся — 3 мин. | Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Что такое курение и каково его влияние на здоровье человека?». Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак,
Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке. | Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу. Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы. | Решение проблемного вопроса. Рефлексия |
8. Выдача домашнего задания — 1 мин. | Подготовить сообщение на тему «Курение и его влияние на здоровье человека». | Учащиеся записывают домашнее задание. | Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

Под действием спиртного у подростков нарушается работа ритма сердца, выработка ферментов в печени, нарушается фильтрующая функция почек, ухудшается память и мышление....
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

Методическая разработка урока по теме: «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»...

Методическая разработка урока по теме:«Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека»...

Курение-вредно для здоровья. Цель исследовательской работы: изучение вредного воздействия табачной продукции на жизнедеятельность человека. Данная проблема является актуальной для современно...
Для использования на уроке...