Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме: «Курение, его влияние на здоровье человека»
    методическая разработка по обж на тему

    Кадыров Эрик Табрирович

    Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_12_tema_kurenie.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Курение, его влияние на здоровье человека»

    Цель:

    1.   Дать учащимся понятие о курении.

    2.   Развитие умения учащихся самостоятельно оценивать обстановку и принимать решение.

              3.   Воспитание у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

    Задачи:

    1. 1. Учебная:
    • познакомить учащихся с  понятием курение.
    • познакомить учащихся с  влиянием курения на здоровье человека.
    1. 2. Развивающая: развить кругозор учащихся, логическое мышление и творческие способности учащихся путем решения проблемного вопроса.
    2. 3. Воспитательная: воспитание у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

    Тип урока: комбинированный.

    Место: Кабинет ОБЖ.

    Материально-техническое обеспечение:

    1. Плакат «Курение, его влияние на здоровье человека».

    Литература: 

    1. Учебник для 10 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев, Москва, «Просвещение», 2007 г.

    2.  Краткая медицинская энциклопедия, Москва, «Просвещение», 1991 г.

    Межпредметные связи: биология.

    Квалификационные требования:

    Учащиеся должны знать:

    • понятие курение,
    • влияние курения на здоровье человека.

    План-конспект занятия

    Структурная часть

    Деятельность преподавателя

    Деятельность учащихся

    Цели

    1. Организационный момент — 1 мин.

    Приветствует учащихся, отмечает  в журнале отсутствующих.

    Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих.

    Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм.

    2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся — 4 мин.

    А сейчас давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке.

    1.  Как называлась тема?

    1. Что такое алкоголь?

    1. Какое влияние алкоголь оказывает на здоровье человека.?

    Учащиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.

    Выяснение степени усвоения, задаваемого на дом материала, определение пробелов в знаниях и их коррекция.

    Используется метод контроля фронтальный опрос.

    3.Мотивация учебной деятельности — 1мин.

      Итак, ребята, мы с вами вспомнили алкоголь какое воздействие он оказывает на здоровье человека.

      А сегодня мы рассмотрим курение и его влияние на здоровье человека.

    Учащиеся внимательно слушают преподавателя.

    Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала.

    4. Изучение нового материала — 25 мин.

     Итак, тема нашего занятия: «Курение, его влияние на здоровье человека».

     Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться,  что такое курение и каково его влияние на здоровье человека?

      Я надеюсь,  ответит на этот вопрос вы узнаете в ходе изучения этой темы.

     «Ребята, скажите какое вредное воздействие табак оказывает  на организм человека?»

      Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых. Его листья, специальным образом обработанные, служат сырьем для табачной промышленности. Чумой XX века стали называть курение многие врачи.

      В табачных листьях содержится множество органических веществ – никотин, органические кислоты, протеиновые вещества, эфирные масла, жиры, древесные волокна и другие (до 257 канцерогенных веществ).

    Акт курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его тление, и продукты горения вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Температура тлеющего табака составляет около 3000С, при затяжках доходит до 1100 о С, что приводит к вдыханию горячего дыма (50-600 С). В этих условиях происходит пиролиз табака и папирусной бумаги, так называемая сухая перегонка, при которой образуется табачный дым с выделением вредных веществ: их известно около 4000! Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии и содержит: никотин, угарный газ, синильную кислоту, муравьиную кислоту, сероводород, аммиак, табачный деготь, канцерогены, окислы азота, соединения мышьяка, меди, железа, свинца, радиоактивный полоний, цезий, стронций, ацетон и другие. Это целый справочник по ядовитым веществам.

    «Ребята, а какие последствия табакокурения?»

     Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет (ежедневно на 15 минут);

    • по данным ВОЗ, каждый третий умирающий в мире – жертва алкоголя, а каждый пятый – жертва табака;

    • в России курит половина мужчин и десятая часть женщин.

     

     «Ребята, а каков состав и  действие составляющих табака?»

      Основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза – 1 мг на

    1 кг массы тела. Ядовитые свойства никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащий никотин.

    Угарный газ, при вдохе попадая в кровь, легко соединяется с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из акта нормального дыхания, делает его неспособным переносить кислород.

    Еще коварнее действие синильной кислоты. Легко проникая в кровь она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови, приводящее к кислородному голоданию клеток. Это сильный яд, действующий на центральную нервную систему.

    Аммиак раздражает слизистые оболочки, вызывает слезоточение, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям, в том числе и туберкулезу.

    Табачный деготь, являясь концентратом жидких и твердых веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь и в альвеолах, приводя к злокачественным новообразованиям.

    При вдыхании паров ацетона происходит кислородное голодание мозга.

    Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута приводит к расстройству сна и аппетита, нарушая деятельность желудка и кишечника.

    Пирен хорошо растворим в человеческой крови, связывается с глобулином, что приводит к судорогам, спазмам дыхательных путей, парезам конечностей. Также вызывает головную боль, слабость, нарушения функции печени.

    «Ребята, а каково влияние табачного дыма на организм человека?»

     Тепло – единственный физический агент курения – первым начинает разрушительное воздействие на организм. При курении курильщик вдыхает горячий дым и холодный воздух, что приводит к микроскопическим трещинкам на зубной эмали. В дальнейшем там откладывается табачный деготь, вследствие чего поверхность зубов приобретает желтоватый цвет, а зубы начинают издавать специфический табачный запах. Температура дыма оказывает влияние на слизистые рта и носоглотки. Капиллярные сосуды расширяются, слизистая оболочка щек, неба, десен, подвергаясь хроническому раздражению, воспаляется.

    Учащиеся записывают название темы занятия.

    Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

    Учащиеся записывают в тетради определение курения.

    Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

    Учащиеся записывают в тетради последствия табакокурения.

      Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

    Учащиеся записывают в тетради состав и  действие  составляющих табака.

    Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

    Учащиеся записывают в тетради влияние табачного дыма на организм человека.

    Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала.

    Изучение нового материала начинается с вопроса: «Какое вредное воздействие табак оказывает  на организм человека?»

    Преподаватель обращает внимание на последствия табакокурения.

    Преподаватель обращает внимание на состав и  действие составляющих  табака.

    Преподаватель обращает внимание на влияние табачного дыма на организм человека.

    Ребята, сейчас вы будете работать с раздаточным материалом и наглядным пособием.

    Учащиеся  самостоятельно работают со справочным раздаточным материалом и наглядным пособием.

    Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются справочный раздаточный материал и наглядное  пособие для эффективного восприятия нового материала.

    5. Закрепление изучаемого материала — 8 мин..

     Итак, давайте закрепим материал нашей темы.

     Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.

     Ребята, ответьте на вопросы теста.

     

    Учащиеся работают со своими тетрадями и отвечают на вопросы теста.

    Самостоятельная работа с тетрадями.

    Самостоятельная работа с тетрадями.

    Используется метод контроля (письменная проверка знаний)

    6. Обобщение и систематизация изучаемого материала — 2 мин.

    Предлагает рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке.

    Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу.

    7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся — 3 мин.

       Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Что такое курение и  каково его влияние на здоровье человека?».

      Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос.

     Итак,

    1. Какова цель нашего занятия?
    2. Достигли ли мы ее?
    3. Что нового вы сегодня узнали?
    4. Вам понравилось  занятие?

      Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся.

      Знакомит с оценками за работу на уроке.

    Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу.

    Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

    Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы.

    Решение проблемного вопроса.

    Рефлексия

    8.  Выдача домашнего задания — 1 мин.

    Подготовить сообщение на тему «Курение и его влияние на здоровье человека».

    Учащиеся записывают домашнее задание.

    Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»

    Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

    Методическая разработка урока по теме: «Алкоголь, его влияние на здоровье человека»

    Под действием спиртного у подростков нарушается работа ритма сердца, выработка ферментов в печени, нарушается фильтрующая функция почек, ухудшается память и мышление....

    Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс

    Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

    Методическая разработка урока по теме: «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»

    Методическая разработка урока по теме: «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»...

    Методическая разработка урока по теме:«Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека»

    Методическая разработка урока по теме:«Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека»...

    Курение, его влияние на здоровье человека

    Курение-вредно для здоровья. Цель исследовательской работы: изучение вредного воздействия табачной продукции на жизнедеятельность человека. Данная проблема является актуальной для современно...