Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока ОБЖ. Урок–суд . Тема «Курение и его влияние на состояние здоровья»
    методическая разработка по обж на тему

    Колигаев Николай Вячеславович

    Материал представляет собой конспект открытого урока-ролевой игры. Урок-суд.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Колигаев Н.В., преподаватель ОБЖ, БЖ ГБПОУ «Академия управления городской средой, градостроительства и печати», г. Санкт-Петербург

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ОБЖ.  УРОК–СУД.  

    ТЕМА «КУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ»

    Дисциплины: ОБЖ

    Тема учебного занятия: Курение и его влияние на состояние здоровья

    Продолжительность урока: 45 минут

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: нетрадиционный урок

    Формы урока: урок-ролевая игра

    Преподаватель: Колигаев Николай Вячеславович

    Ведущие методы и приёмы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, словесная передача и восприятие информации (беседа), метод контроля (фронтальный опрос, самостоятельная работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал» (приём из технологии РКМЧиП), синквейнами.  

    Формы организации деятельности студентов: индивидуальная (опережающее дифференцированное задание), работа групп (историки, математики, медики, социологи, биологи и химики), самостоятельная, фронтальная работы.

    Технологии: проектное обучение с элементами технологий: развитие критического мышления через чтение и письмо (таблица «Знаю», «Узнал»), дифференцированное обучение (индивидуальные опережающие задания), игровая технология.

    Методическая цель: показать методику проведения урока в форме ролевой игры с применением технологии проектного обучения.

    Опережающее задание: объединение в малые учебные группы (5 исследовательских групп); ознакомиться с материалом учебника и Интернет-ресурсами по данной теме; подобрать теоретический и практический материал для защиты проектов;         составить мультимедийную презентацию, буклеты по теме урока.

    Оборудование:  авторская презентация «Курение и его влияние на состояние здоровья»; отрывок мультфильма «Остров сокровищ», химоборудование для опытов, эпиграф к уроку: "Этот порок будут осуждать, и всегда к нему будут тянуться" Бернардино Рамазини, «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» Оноре де Бальзак; таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»; результаты анкетирования; медали с изображением «жёлтых зубов курильщика», медали-смайлики;  памятки «Справочная информация о никотине», «Способы избавления от вредной привычки»; голое дерево; кленовые листочки, песня из мультфильма «Остров сокровищ» о вреде курения.

    Этот порок будут осуждать,

     и всегда к нему будут тянуться.

     Бернардино Рамазини

    Табак приносит вред телу,

     разрушает разум,

    отупляет целые нации.

    Оноре де Бальзак

    Цель урока:

    - формирование представлений о том, какой вред организму наносит табакокурение;

    - формирование негативного отношения к табакокурению, представлений о последствиях вредных привычек для человека;

    - выработка навыков и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов;

    - развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её;

    - воспитание умений слушать, поддерживать чужое мнение, работать в группе;

    - привитие активных жизненных позиций негативного отношения к курению;

    - разработка электронного учебно-наглядного пособия.

    Задачи урока:

    - выявить причины вредной привычки;

    - систематизировать знания по ранее изученной теме, дополнив их новыми сведениями;

    - доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких;

    - доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом;

    - формировать навыки анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

    - способствовать развитию творческих и коммуникативных умений и навыков;

    - стимулировать развитие способностей к самообразованию.

    Подготовительная работа: объединение детей в малые учебные группы, распределение заданий, определение путей реализации заданий, выполнение заданий, подготовка элементов презентации проекта, выполнение буклетов.      

    Исследовательские группы:

    1 группа – историки:  готовят исследовательский  материал по истории возникновения табакокурения.

    2 группа – социологи: проводят социологический опрос.

    3 группа – химики и биологи: выявляют состав табачного дыма и его негативное воздействие на организм.

    4 группа – медики: готовят материал о заболеваниях органов нашего организма в результате курения.

    5 группа – математики: собирают  статистические данные о вреде курения.

    Сценарий урока:

    Действующие лица:  судья, прокурор (обвинение),  адвокат (защита),  обвиняемая,  секретарь,  свидетель, помощники защиты.

    Продолжительность урока 45 минут.

    Тип урока - комбинированный

    Форма урока – ролевая игра «Урок-суд».

    Доминирующая в проекте деятельность – исследовательская и ролевая.

    Предметно-содержательная область – междисциплинарный проект.

    Характер контактов – среди студентов одной группы.

    Количество участников проекта – 25 человек

    Продолжительность проекта – 1 час

    Критерии оценивания ответов студентов:

    Критерии оценки результата

     

    Отметка о выполнении

    1) полное изложение изученного материала, правильное определение языковых понятий;

    2) понимание материала, обоснование своих суждений, применение знаний  на практике, самостоятельное составление примеров своих и из учебника;

    3) изложение материала последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Обнаружение знаний и понимания основных положений данной темы, но:

    1) изложение материала неполно с неточностями в определении понятий или формулировке правил;

    2)неумелое обоснование своих суждений и примеров;

    3) изложение материала непоследовательно с ошибками в языковом оформлении излагаемого

    1. обнаружение незнаний большей части соответствующего раздела изучаемого материала;
    2. допуск ошибок в формулировке определений и правил, искажающих смысл, беспорядочное и неуверенное изложение материала. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    Ход урока:

    Расстановка мебели в кабинете напоминает помещение зала судебных заседаний.

    Преподаватель: Здравствуйте. Сегодня занятие пройдёт в нетрадиционной форме, в форме ролевой игры «Урок-суд» по теме, а вот какой, вы узнаете после просмотра отрывка из мультфильма «Остров сокровищ» (Слайд № 1). 

    Итак, тема урока (Слайд № 2) «Курение и его влияние на состояние здоровья», а проведут её ребята, которые работали над мультимедийными презентациями, используя метод проектов.

     В процессе игры постараемся  выяснить, почему курение вредит здоровью, чем оно опасно, как распространилось, узнаете историю возникновения табакокурения, почему многим трудно избавиться от этой вредной привычки. Присутствующие в зале суда должны быть активными слушателями, полученную информацию по мере поступления фиксировать в таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал», заполнять которую вы начнёте прямо сейчас. Заполните в форме тезисов первые две колонки таблицы «Знаю – Хочу знать», в течение урока заполняйте последнюю колонку «Узнал», в конце урока поделитесь полученной на уроке информацией, составите по результатам своих записей синквейны, которые вместе с заполненной вами таблицей  помогут присяжным вынести приговор. В конце урока выразите своё эмоциональное состояние с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах, выбрав один из предложенных, прикрепите на самолёт.

    Судья: Слушается дело о вредной привычке, разрушающей растущий организм. На скамье подсудимых  Сигарета.

    Подсудимая, встаньте. Общество обвиняет вас в измене традициям здорового образа жизни.

    В компетенции суда: (Слайд № 3)
    1. Признать, либо не признать правомерность действий Сигареты
    .
    2. Выявить причины появления вредной привычки.

    3. Доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких.

    4. Доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом.

    5. Способствовать развитию творческих и коммуникативных умений и навыков.

    6. Стимулировать развитие способностей к самообразованию.

    7. Вынести приговор, решающий дальнейшую судьбу сигареты.

    Защиту подсудимых представляет (__________),  защиту обвинения (__________), секретарь суда…(_______________).

    Прошу доложить секретаря о готовности.

    Секретарь: Ваша честь, в зале судебного заседания присутствует 25 человек. Проходящий по данному делу свидетель Табак находятся в зале суда. Все аудио и видеоматериалы следствия переданы суду. Все необходимые материалы для плодотворной работы суда находятся в зале (на столах слушателей), по окончании судебного заседания будут переданы судье для возбуждения дела. Суд присяжных находится в зале в полном составе, им необходимо выслушать все стороны и прийти к общему мнению: виновны – невиновны.

    Судья: Заседание суда прошу считать открытым.

    Обвинение, прошу вас пояснить присутствующим, что такое  Сигарета.

    Обвинение: Прошу обратить внимание на слайд. На слайде вы видите иллюстрацию «Сигарета с её вредоносными элементами из таблицы Менделеева». Я думаю, вам всем стало понятно, почему она сегодня находится в зале суда на месте подсудимой. (Слайд № 4). 

    Судья: Т.е., с помощью данной иллюстрации вы хотите сказать, что Сигарета является носителем тех химических элементов, которые влияют на организм человека и дружба с ней превращается во вредную привычку, от которой трудно избавиться?

    Обвинение: Да.

         

    Судья: Защита, прошу вас прокомментировать факт появления табакокурения в нашем обществе.

    Защита:  Полную информацию по данному вопросу нам предоставят мои помощники – группа №1 Историки. Они подготовили материал «Из истории табака».

    Судья: слово предоставляется помощникам защиты – группе Историков.

    Помощники защиты (Историки): «Из истории табака» (Слайд №5 - 11)

    Колумб объявляет открытую землю собственностью Испании.

    Колумб объявляет открытую землю собственностью Испании.

    В течение многих веков народы Европы не знали о табаке, обходились без курения. И только после открытия Америки в 1942 году стал проникать в Европу.

    Х. Колумб вспоминает «Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головёшками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали её. Затем каждый делал из неё 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри».

    Туземцы угощали путешественников табаком, причём сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

    На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.

    Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

    Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завёз табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровали в стену.

    В России долгое время употребление табака не поощрялось. Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати. При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям. Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: «чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали». За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся «урезанием» носа.

    В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против «богомерзкого зелья».

    В Соборном Уложении (1649) существовала тридцатая  глава, предусматривавшая за курение тяжелое наказание: «… а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам (т.е. в застенке или публично на площади)…  Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем… чинить наказание без пощады, под смертною казнею…».

    В феврале-апреле 1697 г. серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося  образа жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки.

    В апреле 1705 года был обнародован Указ о казенной продаже табака через бурмистров и целовальников, а также через выборных, рассылаемых в села, деревни и ярмарки. Одновременно учреждались две табачные фабрики: в Петербурге и Ахтырке (Украина).

    К середине XVIII века табак получил в Петербурге повсеместное распространение. Без обильного его употребления не обходилась ни одна ассамблея, ни одно празднество.

    Время правления Екатерины было отмечено бурным ростом российского предпринимательства и оказалось весьма благоприятным для табачной торговли. В своем Указе от 31 июля 1762 года императрица восстановила свободную продажу табака

    Первые табачные мастерские в Петербурге открыли иностранцы. Они производили крошеный курительный табак в незначительных количествах. К 1812 году число таких производств возросло до шести, и все они работали на привозном сырье.

    Наряду с курительным табаком широкое хождение получил нюхательный табак. В екатерининскую эпоху, да и много позднее, многие петербуржцы отдавали предпочтение привозному нюхательному табаку: гишпанскому, французскому или немецкому. Но уже тогда, во второй половине XVIII века, с ним начал успешно конкурировать и местный табак. Главным среди местных сортов был аммерсфордский табак, – в России его назвали махоркой. До Октябрьской революции нюхательный табак достаточно регулярно поставлялся в столичные магазины.

    Судья: Спасибо защите за предоставленную информацию. Защита, у вас есть ещё информация по данному вопросу?

    Защита: Да. Прошу пригласить свидетеля по данному делу – близкого друга Сигареты - Табака.

    Судья: кем вы являетесь подсудимой Сигарете.

    Табак: другом.

    Судья: поясните суду, почему вы решили остаться в России.

     

    Табак: всё очень просто:  Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

    Судья: вы хотите сказать, что табакокурение обладает лечебным свойством и его необходимо  применять в медицине?

    Табак: Да.

    Судья: защита,  вы согласны с ответом вашего свидетеля?

    Защита: да.

    Судья: обвинение,  вы согласны с мнением защиты?

    Обвинение: Нет. Прокомментировать мой ответ могут помощники – группа № 2 Медики.

    Судья: слово предоставляется помощникам защиты - группе Медиков.

    Помощники защиты (Медики):

    Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до сорока лет. Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко заканчивающиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

    Обвинение: Ваша честь, прошу предоставить слово группе Математиков, которые подготовили статистические данные по рассматриваемому вопросу.  

    Группа математиков:  (Слайд № 12 - 15) Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,5 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то сокращает свою жизнь на 5,5 лет; если выкуренных 20-39 сигарет – на 6,2 года.

    Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз – раком лёгких.

    От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…

    Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире.

    Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.

    До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…

    Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек.

    Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

    Судья: Спасибо группе математиков за предоставленную информацию.

    Судья: Есть ли что  табаку сказать в защиту?

    Табак: Нет, Ваша честь.

    Судья: Слово для обвинения табакокурения предоставляется группе медиков. Ведь именно они назвали курение - чумой XX века.

    Группа медиков:  Курение – одна из наиболее распространенных привычек, наносящих урон здоровью человека и целому обществу. У курящего человека  ухудшается память, внимание, почерк, глазомер. Страдают все внутренние органы.

    Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак. (Слайд № 16)

    Картинка 21 из 2562

    Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.

    В медицине известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень,  оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.

    Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей.

    Легкие у курильщика пепельно-серого цвета, местами обугленные. Провели опыт.  Кроликам  в уши втирали экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.

    Врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала ХХ века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись!

    Нет такого органа, который не поражался бы табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень. (Слайд № 17)

    http://bgconv.com/pars_docs/refs/77/76598/76598_html_m2453dbf2.jpg                  woman

    Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков – полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных 2-3 сигарет из-за резкого отравления жизненно-важных центров,  результате которого наступала остановка сердца, прекращалось дыхание.

    От курения могут возникнуть атеросклероз сосудов, инфаркт миокарда, инсульт, ослабление иммунитета, страдает эндокринная система, а также происходит преждевременное старение организма.

    К тому же последствием курения является импотенция. Довольно много мужчин страдают импотенцией из-за курения, а женщины зарабатывают бесплодие или рождают детей с отклонениями. От курения происходит сужение сосудов, а также начинает нарушаться и кровообращение во всех органах, в том числе и в конечностях, руках и ногах. В конечном результате это может привести к гангрене.

    Курение заметно сокращает жизнь человека (от 3 до 8 лет). Курение вызывает  склероз  сосудов и становится одним из важнейших   факторов, повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний  артерий  сердечной мышцы и мозга.

    Не  удивительно, что у курящих резко повышена частота заболеваний дыхательных  путей  -  хронического  бронхита  и  эмфиземы - болезненного расширения ткани легких.  Эти  болезни  ежегодно  убивают  десятки  тысяч  и калечат еще большее  число  людей.  Число  случаев  смерти  от  хронического бронхита и эмфиземы в среде курящих в 5 раз больше, чем некурящих.

    Табачный деготь  - скопище канцерогенных веществ. Если регулярно смазывать им кожу животных, то  у  95%  из  них  вскоре  образуются  раковые  опухоли. Поскольку  табачный   деготь   попадает   в   дыхательные   пути   человека, естественно, что у значительной  части  курящих  он  также  он  также  может вызвать  злокачественный  рост  тканей.  И  действительно,  как   показывает статистика, 100  выкуренных  сигарет  равняются  году  работы  с  токсичными веществами, способными вызвать рак, а  в  течение  года  в  легкие  заядлого курильщика попадает около  килограмма табачного дегтя. Первопричиной рака легких у курящих может являться наличие в табачном дегте одного из активных элементов полония.

    Существует яркий параллелизм между потреблением табака  и  раком  легких. Рак легких, бывший в  начале  века  по  частоте  на  последнем  месте  среди опухолевых заболеваний, занял у мужчин второе  место,  уступая  только  раку желудка. Курильщики,  употребляющие  больше  одной  пачки  сигарет  в  день, заболевают раком легких в 20 раз чаще, чем некурящие.

    Итак, самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких. 90% всех установленных случаев рака легких приходится на долю курящих.  Но  опасность курения  не  ограничивается  только   злокачественным   поражением   органов дыхания. У хронических курильщиков  уязвимыми  для  рака  становятся,  кроме легких, и другие органы и ткани: полость рта,  глотки  и  гортани,  пищевод, поджелудочная железа, мочевой пузырь, почки, желудок. 

    Сердечно - сосудистые  болезни  играют  ведущую  роль  в  заболеваемости  и смертности  населения,  особенно  в  развитых  странах.  Причины  их   роста различны, но одним из важнейших факторов является курение, которое  в  связи с этим называют фактором риска. Это значит, что риск заболеть и  умереть  от болезни  сердца  и  сосудов  (гипертония,  стенокардия,  инфаркт   миокарда, инсульт) выше, если человек курит.

    Никотин в первой фазе своего  действия  возбуждает  сосудодвигательный  и дыхательный центры, во второй фазе, наоборот, угнетает  их.  Если  прощупать пульс  курящего  человека,  то  можно  заметить,  что  при  первой   затяжке происходит его замедление,  а  затем  сердце  начинает  биться  в  учащенном ритме. Одновременно с этим происходит повышение артериального давления,  что обусловлено сужением периферических сосудов. К этому следует  добавить,  что оксид  углерода  (II),   поступающий   из   сигарет,   повышает   содержание холестерина в крови и  вызывает  развитие  атеросклероза.  (Слайд № 18)

    При коронарной болезни страдает кровоснабжение сердца,  а  доставка  к  нему  кислорода  снижается.  Оксид  углерода  (II)   усугубляет ситуацию, т.к. препятствует переносу  кислорода  из  крови  в  ткани.  Таким образом, воздействие оксида углерода (II) (а возможно, и вдыхание  никотина) повышает вероятность инфаркта миокарда у лиц с коронарной  недостаточностью. Систематическое поступление в организм  оксида  углерода  (II)  способствует развитию атеросклероза,  а  также  других  поражений  сосудов,  в  частности артерий ног.

    Облитерирующий  эндартериит  —  поражение  кровеносных   сосудов   нижних конечностей. Решающую роль  в  его  возникновении  принадлежит  никотину.  В устах народа такая патология отмечена  выражением  «ноги  курильщика».  Суть заболевания   заключается   в   сужении   и   заращении   просвета   артерии (облитерация), нарушении питания тканей и их омертвении (гангрена). (Слайд № 19)

    post-4634-1176757796

    В начальной стадии болезнь проявляется такими неопределенными симптомами, как зябкость ног,  побледнение  кожи,  чувство  онемения  в  пальцах.  Затем наступает так называемая перемежающаяся  хромота,  которая  возникает  из-за недостаточного кровоснабжения  ног.  Именно  тогда  уже  четко  определяется отсутствие  биения  пульса  на  артерии,   которая   проходит   по   тыльной поверхности стопы  от  передней  части  голеностопного  сустава  к  большому пальцу. При поднимании ноги  из-за  плохого  кровоснабжения  кожа  на  стопе резко бледнеет, а при опускании становится синюшной, что  свидетельствует  о недостаточности венозного оттока.

    Большинство хирургов утверждают, что главной причиной  этого  заболевания является никотин. Без прекращения курения лечение не дает никакого  эффекта, а если бросить курить на ранней стадии заболевания, то  можно  надеяться  на его благоприятный исход.

    Для человека, пристрастившегося к табаку, выкурить сигарету - все  равно, что  утолить  жажду  или  пообедать.  Заядлому  курильщику  обед   покажется неполным, если после еды он не  закурит.  Хроническое  отравление  никотином вызывает расстройство деятельности вегетативной нервной системы,  следствием чего является  нарушение  нормального  функционирования  желудочно-кишечного тракта.

    Каждый  раз  после  выкуренной  сигареты  возникают  симптомы   гастрита: уменьшается,  а  при   определенной   дозе,   наоборот,   резко   возрастает двигательная активность  желудка,  тормозится  продукция  желудочного  сока, вследствие чего падает аппетит. Меняется  и  кислотность  желудочного  сока. Именно поэтому курящие считают, что табак утоляет чувство голода. (Слайд № 20)

    7d8a50991ffd           1244291495_zozhalk8

    Все эти гастритические явления влекут за собой спазматическое  сокращение мышечных  слоев  стенки  желудка,  из-за  чего  пища  в  нем  задерживается, возникают боли в животе, тошнота, а иногда и рвота.  Курение,  как  правило, ведет к  сужению  кровеносных  сосудов,  нарушая  кровоснабжение  внутренних органов, создавая тем  самым  благоприятные  условия  изъязвления  слизистых оболочек желудка и двенадцатиперстной  кишки.  В  большинстве  случаев  язвы этих органов возникают  в  связи  с  курением.  В  дальнейшем,  с  развитием язвенного процесса, курение приводит к задержке рубцевания язвы.  У  курящих язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в  2-3  раза чаще, чем у некурящих. Смертность от этих заболеваний у  курящих  в  4  раза выше, чем у некурящих.

    Нарушения работы внутренних органов объясняются тем,  что  никотин,  дым, частички табака во время курения вместе  со  слюной  попадают  в  желудок  и оказывают  постоянное  раздражающее  действие  на  его  нейросекреторную   и моторную активность. Наш желудочно-кишечный тракт  привык  к  периодическому поступлению пищи, определенной  ритмичности  работы.  Поступление  табачного яда нарушает ритм деятельности желудочно-кишечного тракта. Поскольку  вместе с никотином в желудок поступают и канцерогенные вещества, нередко  появление злокачественных опухолей.

    Давно известна связь заболеваний  печени  с  курением.  Экспериментальные доказательства  этой  связи  получены  на  кроликах.  У  животных,   которых регулярно окуривали дымом, возникали изменения клеток  печени,  напоминающие картину цирроза (сморщивания) печени у человека. У курящих  нередко  (30-40% случаев) регистрируется расстройство  двигательных  функций  желчных  путей, что  приводит  к  застою  желчи.  Особенно  сильно   это   проявляется   при одновременном злоупотреблении табаком и алкоголем.

    352277_3

    Доказано влияние никотина на половые железы. Если самцу кролика вводить в организм никотин, то у него уменьшается размер яичек,  происходят  нарушения в сперматозоидах. Подобные же явления могут наблюдаться у длительно  курящих мужчин, ощущающих преждевременное угасание половой функции.

    По наблюдениям специалистов, не менее чем 10% случаев  причиной  полового бессилия оказывается курение. Прекращение никотиновой интоксикации  ведет  к восстановлению половой функции.

    Курящие  женщины,  как  правило,  рано  стареют,  у  них   преждевременно наступает половое увядание. Табак влияет и на течение беременности.

    Влияние  никотина  на  плод  легко  заметить,  если  проследить  за   его сердцебиением после курения матери. У будущего ребенка  сразу  же  наступает учащение пульса. Естественно,  что  подобная  же  реакция  может  быть  и  в случае, если курят в присутствии беременной женщины.

    Вредное воздействие никотина на плод обусловлено тем,  что  он  уменьшает плацентарный кровоток и снижает поступление  кислорода  к  тканям  растущего организма. У курящих женщин выкидыши и мертворождения детей встречаются в 2- 3 раза чаще, чем у некурящих.

    Способность никотина проникать  через  плаценту  и  переходить  из  крови матери в кровь  плода  дает  право  утверждать,  что  курящая  мать  еще  до рождения своего ребенка отравляет  его  никотином.  Отсюда  самопроизвольные аборты, рождения мертвых детей, различные аномалии развития.

    Обследования показали, что дети отцов, выкуривающих пачку сигарет в день, в среднем весят на  125 г  меньше,  чем  дети  некурящих  отцов.  У  курящих матерей новорожденные весят на 230 г меньше, чем у здоровых рожениц, но это не так страшно, как новорождённый уродец, от которого потом мама, которой очень в своё время хотелось покурить,  отказывается.

    Судья:  т.е. вы хотите сказать, что не надо начинать курить! А если куришь – надо бросить, потому что, (обращаемся к эпиграфу) как говорил Оноре де Бальзак «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

    Группа медиков: да.

    Судья: Почему же так происходит?

    Группа медиков: При курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется около 1200 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак,  азот, окись углерода и различные эфирные масла, среди которых особенно опасен бензидин – 100% - ый канцероген. Главный яд – никотин. По своей токсичности он не уступает синильной кислоте. (Слайд № 21)

    Запомнить наизусть все вредные вещества нереально. Но самые основные группы токсинов надо знать.  

    Первая группа - это смола. Она содержит в себе сильнейшие канцерогенные вещества, которые сильно раздражают ткани бронхов, а также и лёгких.  Как известно, канцерогены - это вещества, способствующие развитию рака. По статистике 85 % заболеваний раком лёгких вызвано именно курением. Также курением вызвана большая часть раковых заболеваний полости рта и гортани. Смола также и есть самая главная причина кашля и хронических бронхитов у курильщиков.

    Ко второй группе относится сам никотин. Никотин - это наркотическое вещество, которое оказывает стимулирующее действие. Никотин, также как и любое другое наркотическое вещество, вызывает привыкание, перерастающее в зависимость. Частота сердечных сокращений увеличивается, артериальное давление повышается, и всё это из-за никотина. После стимуляции мозга, наступает период значительного спада, доходящий до депрессии, из-за чего появляется желание повысить дозу никотина. Всем подобным наркотическим стимуляторам принадлежит некий двухступенчатый механизм, вначале он возбуждает, а потом истощает. Когда человек отказывается от курения, у него возникает некий синдром отмены, который будет длиться около 2-3 недель. Часто встречающимися признаками отмены никотина, как правило, являются чрезмерная раздражительность, могут быть нарушения сна, сильное беспокойство, а также сильное снижение общего тонуса. Все признаки абсолютно никакой опасности не представляют для здоровья. Со временем они постепенно будут уменьшаться, а после пройдут совсем. Поступление никотина в организм после большого перерыва быстрыми темпами восстановит прежнюю зависимость.

    К третьей группе вредных веществ относят токсичные газы, а именно цианистый водород, азот, окись углерода и другие. Самый главный ядовитый компонент, содержащийся в табачном дыму, - это, конечно, окись углерода, которую ещё называют угарным газом. Он, как известно, образует с гемоглобином очень прочную связь, из-за чего происходит так, что количество гемоглобина, способного переносить кислород, уменьшается, что приводит к кислородному голоданию. По этой причине большое количество курильщиков мучаются постоянным кислородным голоданием. Это отчётливо ощущается ими при физических нагрузках. Особенно это заметно курильщикам при подъёме по лестнице или на пробежке, появляется быстрая одышка. К большой опасности смертельных отравлений относится угарный газ, который абсолютно бесцветный и не имеет запаха. В табачном дыму содержится 4 000 токсичных веществ, а это в 4 раза больше, чем в выхлопах машин. То есть курение сигареты на протяжении одной минуты можно сравнить с тем, что курильщик будет дышать выхлопами машины на протяжении 4 минут.

    Смола - это одно из наиболее опасных химических веществ, которые содержатся в сигарете. Сигаретная зависимость у людей возникает из-за воздействия никотина на мозг курильщика, а умирают люди от воздействия смолы на организм в целом. При затяжке сигаретный дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля, а тот в свою очередь приносит с собой миллионы частичек на кубический сантиметр. При охлаждении дым конденсируется и превращается именно в смолу, которая в свою очередь оставляет вредоносный осадок в дыхательных путях курильщика. Как известно, смола - это вещество, которое вызывает рак и другие заболевания лёгких. Смола влияет на очистительные процессы в лёгких, как бы их парализует, и тем самым повреждает альвеолярные мешочки, а также понижает эффективность иммунной системы.

    Также в сигаретах присутствует оксид углерода - это бесцветный газ, который содержится в очень высокой концентрации в сигаретном дыму. У него есть «умение» соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем это делает кислород, и по этой причине он как бы замещает кислород. Поэтому, когда у курильщика повышенный уровень содержания оксида углерода, уменьшается способность крови переносить кислород.  А это далеко не положительно сказывается на всех тканях организма:  мозг, сердечная мышца уже не могут действовать в свою полную силу из-за недостатка кислорода, а для того, чтобы компенсировать этот недостаток поступления кислорода к телу, сердцу и лёгким приходится работать с большой нагрузкой, а это вызывает серьёзные проблемы с кровообращением.

    Не менее вредоносный химически элемент, присутствующий в сигаретном дыму, это монооксид углерода серьезно повреждает стенки артерий, а это уже повышает риск сужения коронарных сосудов, что почти неизбежно приводит к сердечным приступам.

    Пагубное влияние оказывает цианистый водород на реснички бронхиального дерева (а это часть заложенного природой очистительный механизм легких у людей). Когда повреждается данная очищающая система, это приводит к накоплению токсичных агентов в легких, в этом случае повышается вероятность развития болезни. К токсичным агентам табачного дыма, которые могут оказывать прямое и самое негативное воздействие на реснички в легких, относится акролеин, аммоний, диоксид азота и формальдегид.

    К радиоактивным компонентам, которые были найдены в очень высокой концентрации в табачном дыму, относятся следующие вещества: полоний-210 и калий-40, радий-226, радий-228 и торий-228. Давно и точно установлено, что радиоактивные компоненты являются канцерогенами, то есть способствуют развитию рака!

    Судья: Спасибо группе медиков. Информация от вас поступила внушающая.

    Обвинение вы согласны с группой медиков?

    Обвинение: Полностью согласен. Поэтому прошу дать слово моим помощникам

    Группе химиков и биологов, которые проводили опыты и сегодня поделятся своими результатами.

    Судья: Химики и биологи, вам слово.

    Биологи: мы предлагаем обратить внимание на иллюстрацию «Путь струи воздуха». (Слайд № 22)

    При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от  механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает,  когда внос попадает пыль или другие частицы. После того, как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в  трахею (дыхательное горло). Внутренняя поверхность трахеи  также выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием, реснички которой находятся в постоянном движении. Важной функцией ресничек является защита дыхательных путей от механических, физических и химических воздействий. Отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха, идущих к правому и левому лёгкому. Подобно корням дерева, бронхи разветвляются на бронхиолы. По краям бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы, через стенки которых происходит газообмен  между воздухом и кровью. Под лёгкими над желудком расположена диафрагма. Со слюной пары никотина заглатываются в желудок.

    Курильщик вдыхает дым через рот и вредные вещества вместе с табачным дымом попадают непосредственно в верхние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при постоянном вдыхании дыма мерцательные реснички, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вещества начинают раздражать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому бронхиту. Как показывают исследования, именно в слизистой оболочке чаще всего зарождаются раковые клетки.

    По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиол разрушительное воздействие никотина, смолы и других химических веществ усиливается. Один из вредных процессов происходит во время газообмена. Отдельные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечёт за собой инфицирование и последующую их ампутацию.

    Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объёме и могут разорваться (как лопается чрезмерно надутый шар). Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если удаётся убедить курящего оставить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено.

    Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи и начинается процесс выздоровления.

    Химики: Физические последствия курения покажем наглядно с помощью демонстрационного прибора для курения. (Показывают опыт.)

    Опыт 1: В крышке бутылки сделали отверстие. Туда вставили трубку, в один её конец – ваты, в другой – сигарету, которую подожгли. Затем надавливаем на бутылку, изображая дыхание. Итог: вата загрязнена, на стенках бутылки тонкий слой налёта.

    Опыт 2: Берём 2 фильтра от сигарет. Один чистый, другой - окурок. Бросаем фильтры в пробирки с содовой водой, подкрашенной фенолфталеином.  После погружения окурка в жидкость малиновая окраска исчезает, а появляется бурая, это происходит потому, что кислоты, находящиеся в фильтре действуют на фенолфталеин.

    Биологи: Ваша честь, чтобы ребята усвоили нашу информацию, разрешите провести небольшую игру «Вы рискуете своими лёгкими». За неправильный ответ вы получаете медаль – дефект, за три «дефекта» студент получает стилизованную фигурку «Заядлый курильщик».

    Судья: Разрешаю. Так как суть нашего заседания в том, чтобы не только признать или не признать Сигарету виновной, но и материал осмыслить и усвоить.

    Биологи: За неправильный ответ присуждается медаль – «дефект» http://cubiclane.com/wp-content/uploads/2015/02/brush-your-teeth-735x400.jpg, набравших три  «дефекта», получают стилизованную фигурку «Заядлый курильщик», правильно ответивший получает медаль-смайлик http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=102878845-57-72

    (Слайд № 23)

    1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.)

    2. Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от последствий курения? (Сердце. Курение является одной из основных причин заболевания сердца.)

    3. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения? (Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причинённого курением организму.)

    4. Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей – электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты? (Сигареты.)

    5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его лёгких? (Около литра.)

    6. Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание? (Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.)

    7. Какие проблемы со здоровьем возникают у детей курильщиков? (Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией.)

    Подведём итоги. «Дефекты» имеет ___0____человек, стилизованную фигурку «Заядлый курильщик» получают _______0_______человек, медали-смайлики ______чел.

    Судья: Спасибо химикам и биологам за проделанную работу. Защита, вы можете опровергнуть предоставленный материал помощниками обвинения?

    Защита: Нет.

    Обвинение: Ваша честь, прошу разрешения дать слово моим помощникам группе социологов, которые провели социологический опрос по теме сегодняшнего заседания  и готовы своими результатами поделиться с присутствующими в зале суда.

    Судья: Разрешаю предоставить материал, подготовленный группой социологов.

    Группа социологов:

    (Слайд 24-25) Обработанные данные помогут разработать абсолютно новые направления решения проблемы распространения вредных привычек среди молодежи. Кроме того, результаты исследования показали,  что необходимо активнее бороться с данной проблемой. Социологический опрос проводился анонимно, результаты на слайде.  

    1. Я знаю, что курение вредит здоровью человека

    2. У меня в семье никто не курит

    3. Я сам пробовал курить

    4. Я не против того, чтобы курил(а) жена (муж)

    5. Экономическое положение семьи:

    8. Я курю практически ежедневно

    9. Я хочу избавиться от этой привычки

    10. Я пробовал бросить курить, но не получается

    11. В результате курения у меня иногда болит голова, тошнит

    12. Мне не нравится мой запах изо рта

    13. Мне стало труднее бегать, чаще появляется одышка

    14. Я курю, потому что мне так легче общаться с друзьями

    15. Я курю, потому что курят все вокруг меня


    Судья: Вы хотите сказать, что необходимо бороться с вредной привычкой, которая завладела молодёжью?

    Группа социологов: Да. Для начала пусть каждый  познакомиться с памятками, которые лежат на столах: одна для тех, кто ещё не начал курить, другая – как избавиться от зависимости, а дальше посмотрим. (Слайд № 26)

    ПАМЯТКА

    «СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НИКОТИНЕ»

    В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Оно содержится в сигаретах, трубочных и жевательных сортах табака.

    Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей, с током крови быстро достигает головного мозга.

    При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее. И ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в лёгких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Таким образом, в то время. Когда организму требуется большое количество кислорода, он его недополучает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм.

    Безвредных сигарет не существует. Сигареты с пониженным содержанием никотина и никотиновых смол также вредны и увеличивают опасность разных заболеваний.

    В сигаретах содержится липкое вещество, называемое смолой. Она похожа на гудрон или вар. Никотиновая смола налипает на лёгких, приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Даже если в сигарете имеется фильтр, он не может задержать всю смолу, часть которой попадает в организм курящего. Часто люди, курящие сигареты с фильтром, затягиваются сильнее, таким образом наполняя лёгкие тем же количеством табачного дыма и смолы.

    В состав табачного дыма входят около 4000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более 40 из них становятся причиной раковых заболеваний. Шансы курильщика на получение рака лёгких в 10 раз выше, чем у некурящих.

    Курение вызывает эмфизему и хронический бронхит. Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых веществ.

    ПАМЯТКА

    «СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ БРОСИТЬ КУРИТЬ»

    (Слайд № 27) Главное условие - ты действительно должен хотеть бросить курить, это решение должно быть принято тобою и никем не навязано.

    ·  Сообщи членам своей семьи и друзьям о принятом решении и о том, какая помощь с их стороны тебе потребуется (попроси их не уговаривать тебя, не предлагать выкурить "только одну" сигаретку).

    ·  Помни, вначале будет тяжелее всего, потом станет легче.

    ·  В моменты сильного желания затянуться сигаретой, старайся отвлечься хотя бы на несколько минут. Например, позвони по телефону. Возможно, после этого ты уже не вспомнишь о сигарете.

    ·  Каждое утро давай себе обещание прожить один сегодняшний день без сигареты, что бы ни случилось.

    ·  Никогда не допускай самую опасную мысль - "одну можно... одна не повредит, а потом точно больше не закурю..." Именно она и повредит - весь твой прогресс и старания мигом исчезнут.

    Судья: Присутствующие в зале суда, представьте, пожалуйста, суду информацию о том, как продвигается работа по заполнению таблицы и синквейнов (2-3 студента комментируют свои записи). (Слайд № 28)

    Сигарета

    Зловредная, химическая

    Распространяется, затягивает, сокращает

    Негативно влияет на организм человека

    Убийца

    Сигарета

    Вредоносная, затягивающая

    Разрушает, убивает, калечит

    Носитель химических элементов, влияющих на здоровье человека

    Смерть

    Секретарь: Ваша честь, суд присяжных может огласить результаты своих наблюдений.

    Председатель суда присяжных: Мы выслушали все стороны «за» и «против», проанализировали записи присутствующих в зале судебного заседания  и пришли к выводу: (Слайд № 29)

    - обвиняемая действительно виновна в том, что наносит огромный вред здоровью;

    - необходимо продолжить работу с господином Табаком, свидетелем со стороны защиты, который, как нам кажется, наносит вред здоровью;

    - предлагаем на следующем заседании рассмотреть свидетеля со стороны защиты, господина Табака.

     Судья: Заслушав обе стороны, председателя суда присяжных, изучив обстоятельства дела, рассмотрев представленные доказательства и заслушав показания свидетеля, проанализировав ответы и записи  присутствующих в зале суда, суд приговорил (Слайд № 30):

    1. Госпожу Сигарету признать виновной в том, что она наносит огромный вред здоровью молодёжи, значительно сокращает жизнь общества.

    2. Разработать программу по борьбе с вредными привычками.  

    3. Рекомендовать молодому поколению прислушаться к советам медиков, социологов.

    4. Ознакомиться с Памятками «Справочная информация о никотине», «Способы избавления от вредной привычки», принять на вооружение.

    5. Возбудить дело против господина Табака, предоставить материал к следующему заседанию суда.

    Судья: (Слайд № 31) домашнее задание: Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: АСАДЕМА, 2011г. стр. 33-36, составить таблицу  «ЗОЖ человека»

    Судья: (Слайд № 32) Ребята, вчитайтесь в слова на слайде и постарайтесь самому себе ответить на вопрос «А ты считаешь себя человеком?», или ты то, что изображено на слайде – обезьяна?

    Судья:  На этом  заседание суда объявляю закрытым. Только не покидайте своих мест без смайликов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на «Мировое дерево».

    Описание: http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=102878845-57-72Описание: http://s19.rimg.info/7baa0b5184ffc9e780256f11d0327d76.gif

    План              

    часового занятия

    УД, МДК                               ОБЖ

    наименование

    Тема урока     Курение и его влияние на состояние здоровья

    Вид занятия  урок Форма урока ролевая игра  Тип урока изучение нового материала с применением технологии проектного обучения

    Цель занятия

    учебная:  формирование представлений о том, какой вред организму наносит табакокурение;  формирование негативного отношения к табакокурению, представлений о последствиях вредных привычек для человека;

    воспитательная: воспитание умений слушать, поддерживать чужое мнение, работать в группе; привитие активных жизненных позиций негативного отношения к курению; воспитание положительного отношения к здоровью, ответственности за своё поведение; воспитание культуры взаимоотношений во время работы на уроке, развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду;

    развивающая: развитие умений работать в должном темпе, владеть собой; выработка навыков и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов; развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; познавательного интереса и творческой активности студентов на уроке; логического мышления, умения выражать результаты мыслительной деятельности; развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;

    деятельностная (ОК, ПК) учащиеся должны знать составляющие сигареты; иметь представление об отрицательном воздействии табакокурения на здоровье, нести ответственность за своё здоровье; уметь вести диалог.

    Межпредметные связи

    обеспечивающие________________________________________________________

                                  ОБЖ, ОБЖ

    обеспечиваемые_________________________________________________________

                                Биология, Математика, Химия, История, Литература

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

    Наглядные пособия авторская презентация «Курение и его влияние на здоровье человека»; отрывок из мультфильма «Остров сокровищ», импровизированная сигарета, для опытов, результаты анкетирования; медали с изображением «жёлтых зубов курильщика», медали-смайлики;  памятки «Справочная информация о никотине», «Способы избавления от вредной привычки»; самолётик; песня из мультфильма «Остров сокровищ» о вреде курения.

    Раздаточный материал  человечки-смайлики,  таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

    Технические средства обучения телевизор, ноутбук

    Учебные места (для ПЗ, ЛЗ)  учебный кабинет № 33

    Литература:

    основная 

    1. Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: АСАДЕМА, 2011.

    дополнительная  

    1. В.Н. Латчук. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. М.: Дрофа, 2009

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    элемента

    Элементы занятия, учебные вопросы

    формы и методы обучения

    время

    1

    2

    3

    4

    1.

    Организационный момент: приветствие, перекличка.

    2 мин.

    Цель: включение учащихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой студентов на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов.

    Словесный метод.  

    2.

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия

    5 мин.

    Цель: подготовка студентов к «открытию новых знаний», сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы.

    - Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Остров сокровищ».

    Словесный метод, объяснительно-иллюстративный (видеофрагмент из мультфильма)

    3.

    Работа над темой урока.

    29 мин.

    Цель: формирование представлений о вреде курения на состояние здоровье.

    - защита проектов в форме ролевой игры «Суд идёт»;

    - выступление малых групп по теме урока (опережающее задание);

    - заполнение таблицы «Знаю» - «Хочу знать» - «Узнал»;

    - игра «Вы рискуете своими лёгкими»;

    - знакомство с памятками «Справочная информация о никотине», «Способы избавления от вредной привычки»;

    - проговаривание «нового знания», записанного в таблице «Знаю – Хочу узнать - Узнал»;

    - составление синквейнов (творческая работа).

    Технология проектного обучения, приём из технологии РКМЧиП – заполнение таблицы; объяснительно-иллюстративный метод (работа со слайдами), фронтальная работа, индивидуальная самостоятельная работа, приём «синквейн».

    4.

    Подведение итогов урока.

    5 мин

    1. Выводы по уроку (вердикт, приговор, заключительное слово преподавателя).
    2. Объективное выставление оценок.

    Словесный метод, игровая технология, наглядно-демонстрационный метод  

    5.

    Инструктаж о домашнем задании.

    2 мин.

    Л. 1, стр. 33-36, составить таблицу «ЗОЖ для человека»

    Словесный, объяснительно-иллюстративный методы.

    6.

    Рефлексия деятельности.

    2 мин.

    Ребята выбирают человечка-смайлика, который соответствует их настроению в конце урока, и крепят на самолёт.

    Наглядно-демонстрационный

    Материал «На закуску» (резерв)

    Песня о вреде курения из мультфильма «Остров сокровищ».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока ОБЖ в 9 классе по теме "Табакокурение и его влияние на здоровье подростка".

    Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте.  Цели и результаты обучения: ...

    Открытый урок по ОБЖ в 8 классе "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"

    Урок-проект по ОБЖ в 8 классе по теме: "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"...

    Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

    Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

    классный час на тему: "Табакокурение и его влияние на здоровье подростка"

    классный час, рассчитан на урок, с предворительной подготовкой как учеников, так и родителей. с анкетой....

    Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье

    Предоставить детям полную информацию о том, какой вред причиняет курение человеческому организму....

    Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".

    Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".   ...

    методическая разработка открытого урока по ФГОС по теме: "Культура и общество Индии"

            Индия – является одной из англоговорящих стран, где английский язык активно применяется в образовательной сфере, в области бизнеса и развития IT-технологий. С ...