"Применение проектной деятельности на уроках ОБЖ в школе".
статья по обж

Соловьева Ольга Анатольевна

"Применение проектной деятельности на уроках ОБЖ в школе".

Работа посвящена роли проектной деятельности на уроке ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение проектной деятельности на уроках ОБЖ в школе.

АННОТАЦИЯ.

    Работа посвящена роли проектной деятельности на уроке ОБЖ.

 

    Одной из инновационных форм в образовании является так называемый «метод проектов». Этот метод зародился в самом начале XXI века в Америке, и поначалу был тесно связан с популярными в том время различными идеями гуманистической направленности в таких отраслях как образование и философия, которые были разработаны известным педагогом и философом Джоном Дьюи. Этот метод в последнее время часто применяется в процессе изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и под его определение попадают все существующие учебные приемы, используемые для решения различных учебных задач. Также обязательным моментом подобной проектной деятельности будет являться презентация полученных в процессе работы выводов.

Главной задачей подобной проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ в школе можно считать повышенный процент усваивания образовательного материала, и при этом неотъемлемой частью является развитие различных способностей школьников, в первую очередь, творческих. Такая инновационная форма образовательной деятельности дает возможность как можно более всесторонне и углубленнее изучить и запомнить пройденный в школе материал. Между уже традиционными методами и сравнительно новой проектной деятельностью разница состоит в том, что инновационная проектная деятельность повышает мотивацию в образовательном и учебном процессе. Она более интересна и творчески направлена, отличается нетрадиционной подачей материала. Благодаря этому методу, ученик выступает в роли добытчика знаний и заинтересован в нетрадиционной и интересной подаче своего материала. Он не только получает здесь знания, но и старается донести их до своих слушателей. То есть, активное сочетание в образовательном процессе как традиционных форм обучения, так и инновационных, так называемое партнерство в работе учителя и ученика, продуктивное сотрудничество в проектной деятельности позволяет достичь значительных результатов при изучении школьного курса ОБЖ.

     Метод проектов, который я использую на уроках, создает условия для самостоятельного освоения учениками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате они осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

      Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектной работы строится на следующих подходах:

- Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи, формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики;

- Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с преподавателем формирует знания и умения и создает объекты;

- Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему.

 - Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим;

- Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности;

- Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося;

      Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с преподавателем, родителями, учениками.

      Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.

метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

На уроках ОБЖ эффективно использую метод учебного проекта.

В рамках изучения раздела «Чрезвычайные ситуации и их классификация» выполняется практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС».

      Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с преподавателем, обращаются в библиотеку техникума и города, а также выходят в интернет. Они ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным. Продукты проекта:

-тестовый материал,

-ситуационные задачи,

-инструкции по правилам поведения при ЧС,

-фильмотека

     Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом.

     Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.

     Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

      Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»

     Группы формируются по 5-6 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. (Работа в компьютерном классе в программе Paint) Во время защиты мини-проекта группа объясняет поведение героев рисунка. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

     Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся.

Критерии оценки выполнения проекта:

- практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

- важность темы проекта;

- полнота раскрытия темы;

- оригинальность предложенных решений;

- качество выполнения продукта проекта;

- качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:

- раскрытие содержания проекта;

- использование средств наглядности, компьютерных средств;

- убедительность презентации;

- ответы на вопросы.

     В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Применение проектной деятельности на уроках истории

Презентация о применении проектной деятельности на уроках истории...

Применение проектной деятельности на уроках

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;практическую, теоретическу...

Применение проектной деятельности на уроках технологии и черчения

В  статье приведены опыт применения проектной деятельности на уроках технологии. В процессе творческих проектов на занятиях  создается реальное условие для проявления коммуникативных и...

Проект "Применение проектной деятельности на уроках литературы"

Данный проект предназначен для обучающихся 7-11 класоов. Целью проекта является самостоятельный поиск учащимися  информации в информационном поле. Поэтапно предствавлены методы и приемы работы на...

Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната

Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...

Методическая разработка «Применение проектной деятельности на уроках литературы»

Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой раб...