Игровая деятельность на уроках ОБЖ
статья по обж

Проблема защиты подрастающего поколения от опасностей возникла одновременно с зарождением человечества. Первоначально людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности, в связи с растущим числом случаев наступления опасности для обучающихся.

В школе каждый учитель ищет такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая деятельность на уроках ОБЖ»

Проблема защиты подрастающего поколения от опасностей возникла одновременно с зарождением человечества. Первоначально людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности, в связи с растущим числом случаев наступления опасности для обучающихся.

В школе каждый учитель ищет такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового образования должны быть направлены на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире, способной смело развивать собственную стратегию поведения, осуществлять моральный выбор и ответственность за него, т.е. саморазвитие и самореализацию личности.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии методов игрового обучения.

Применение игровой деятельности является важным средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. Игровая деятельность - наиболее доступный и эффективный метод обучения школьника в формировании активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством. Технология игровых методов обучения направлена на то, чтобы обучить школьников понимать мотивы их обучения, их поведение в игре и в жизни, т. е. формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и предвидеть ее непосредственные результаты.

При организации игровой деятельности необходимо продумать формы коллективной работы на уроках, в ходе которой происходит овладение знаниями, формирование у учащихся умения и навыков. Групповые формы организации уроков относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения и ставят в центре внимания творческое развитие каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей.

Игры развивают у детей целенаправленность действий. Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ – активность воображения. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения.

Для развития творческих способностей на уроках безопасности необходима чёткая постановка задач. При этом необходимо исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся и их подготовленность.

Применение различных игровых технологий способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов; школьники учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывают выдержку, терпение в достижении цели.

В методической литературе существует несколько групп игр, развивающих интеллектуальное, познавательную и творческую активность детей:

1. Предметные игры (например: при изучении правил дорожного движения используются различные предметы – дорожные знаки, регулировочный жезл и т.д.);

2. Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают всевозможные сценарии и диалоги. Такие игры способствуют укреплению изученного материала. На уроках ОБЖ используются интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и другие.

3. Интеллектуальные: игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании, показывают играющим уровень подготовленности по теме.

4. Трудовые, поисковые, конструктивные игры направлены на закрепление материала и отработку практических навыков.

5. Познавательные игры используются как средство развития активности детей. Это игры с готовыми правилами и называются дидактическими. Дидактические игры составляются по принципу самообучения, т.е. они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, чайнворды.

Для проведения дидактических игр необходимы следующие условия:

- наличие знаний у учителя по проведению данных методик;

- выразительность проведения игры, обеспечение интереса детей, желание в ней участвовать

- необходимость включения педагога в игру (он является участником или руководителем);

- сочетание занимательности и обучения (знания через игру передаются легко и непринужденно);

- между учителем и учащимся должна быть атмосфера уважения, доверия и взаимопонимания;

- используемая наглядность должна быть простой и ёмкой.

Важно подчеркнуть различия между игрой как таковой и учебной деятельностью. Мотивом игры являются сами действия, мотивом учебной деятельности – стремление узнать новое, научиться тому чего не знаешь.

По мнению педагога и психолога П.Ф.Каптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги – это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга.

В своих работах К.Селевко отмечал, что реализация игровых методов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; o учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве игры;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, изучаемой темы предмета;

в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения);

в качестве технологии внеклассной работы.

Преимущества игровых технологий:

1. Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

2. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

3. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

4. Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

5. Возможность перенесения полученных знаний и умений на игровые упражнения, которые моделируют возможные реальные ситуации.

6. Формирование навыков работы в команде, умения общаться в соревновательном аспекте, конструктивного ведения диалога и дискуссий.

Среди основных недостатков игровых методов можно выделить следующие:

1. Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

2. Высокая трудность подготовки к занятию.

3. Сложность при оценивании обучающихся.

4. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной.

Однако, важно отметить, что при правильном подходе к организации уроков с применением игровых технологий, все эти недостатки возможно предотвратить.

Таким образом, использование игр в образовательном процессе для формирования культуры безопасного поведения помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, поддерживает интерес к предмету, что приводит к эффективному развитию творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Игровая деятельность на уроках трудового обучения

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоци...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотностиПлан проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторени...