Технологические карты занятий по ОБЖ
методическая разработка по обж

Борькина Наталья Геннадьевна

Технологические карты практических занятий ОБД для студентов педагогического колледжа специальности "Преподавание в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_obzh_pnk_novaya_2_variant.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

прикладной модуль

Тема занятия

Как спастись самому в чрезвычайной ситуации. Возможности обучения младших школьников во внеурочное время правилам поведения в природной среде.

Способы транспортировки пострадавших. Как согреться на открытой местности. Правило и способы добычи: воды, пищи, огня. Как построить временное жилище. Как можно сориентироваться на местности.

Содержание темы

Понятие: Основы безопасности ребёнка в лесу

Предметное действие: выявить, что должен знать и уметь ребёнок, находясь в дикой природе; какие должен знать правила поведения в лесу, если ты заблудился; способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Алгоритм: чему стоит обучить ребёнка, и с помощью каких мероприятий?

Тип занятия

Практическое занятие/ практическая работа

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебная и дополнительная литература

  1. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
  2. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
  3. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
  4. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
  5. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08521-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510


Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

  1. Организационный этап мероприятий

Создание рабочей

обстановки,

актуализация мотивов

учебной деятельности.

Проверка выполнения

заданий ВСР / входной контроль

Проверяет списочный состав студентов. Озвучивает тему занятия, демонстрирует

профессиональную

актуальность через старт-задание

Решают старт-задание,

определяют

профессиональную

актуальность темы, формулируют цель занятия.

ОК.07

Содействовать

сохранению

окружающей среды,

ресурсосбережению,

применять знания об

изменении климата,

принципы бережливого

производства,

эффективно

действовать в чрезвычайных ситуациях

Старт-задание

Актуализация

содержания,

необходимого для

выполнения

практической работы

Преподаватель предлагает

выбрать необходимые средства для достижения цели: понятия, правила, алгоритмы. Фиксирует варианты выбранных средств на доске.

Студенты выбирают комплекс средств: понятие безопасности,

наиболее распространенные опасные и чрезвычайные ситуации/ источники опасностей для младших школьников, предполагают источники

опасностей, риск и основные способы снижения риска/ опасностей, соответствующие правила и алгоритмы. На их основе формулируют правила, чему стоит обучить ребёнка.

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Отчёт микрогрупп

  1. Основной этап занятия

Осмысление содержания

заданий практической

работы,

последовательности

действий при

выполнении заданий

или воспроизведение

формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные

упражнения)

Объясняет

последовательность

выполнения задания,

акцентирует внимание на

необходимость обеспечения

охраны жизни и здоровья детей младшего школьного возраста в лесу/ в условиях автономного существования

Анализируют задание,

демонстрируя осознанность

необходимости обеспечения

охраны жизни и здоровья

детей младшего школьного возраста в лесу.

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Фронтальный опрос

Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений (творческие, проблемные задачи, ситуации)

Помогает сформулировать понятие, разработать правила и смоделировать алгоритмы правильного поведения в ситуациях различного характера для детей младшего школьного возраста: выявления опасностей, оценка риска, выбора мер для защиты жизни и здоровья детей.

Студенты выявляют основные опасности/ источники опасностей для детей, находящихся одних в лесу/ автономном существовании. Оценивают риски и предлагают меры для защиты жизни и здоровья детей младшего школьного возраста, оказавшихся в различных ситуации автономного существования

ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,  и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Отчёт микрогрупп

Самостоятельное

выполнение заданий

практических или

лабораторных работ в

соответствии с

инструкцией,

методическими

указаниями, технологическими картами

Выдает задание-исследование

с описанием условий ситуации: «как научить ученика младшего школьного возраста действовать в той или иной чрезвычайной ситуации автономного существования»

Студенты составляют различные игры, рекомендации, сценарии по проведению мероприятий, направленных на ознакомление учеников младших классов с правилами поведения в природной среде и выживанием в условиях природной среды/ автономого существования

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом  гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Обобщение и систематизация результатов

выполнения заданий практической

работы

Преподаватель проверяет

грамотность разработанных

алгоритмов/моделей поведения, помогает составить

план доклада по результатам учебного исследования

Формирует доклад и презентует результаты этапов учебного исследования

по темам: «Что должен знать и уметь ребёнок, находясь в дикой природе», «Правила поведения в лесу, если ты заблудился», «Способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств», «способы добычи, приготовления пищи и воды в лесу».

Публичный

доклад/презентация

(или письменный

самоотчет)

  1. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы

Преподаватель экспертно комментирует результаты контрольно-оценочных действий студентов на основе критериев и показателей оценки ОК, выставляет в журнал.

Организует самоопределение

студентов в выборе формата (составление рекомендаций, разработка игр, сценариев по проведению мероприятия) и тематики для самостоятельного выполнения

Разрабатывают шкалу самоконтроля  достижения цели действий на каждом этапе исследования (идентификация         опасностей, оценка риска, выбор мер по защите детей в ситуации ЧС) Анализируют успешность/пробелы  в осуществленных         действиях, определяют, как это повлияло на достижение цели Выбирают/уточняют формат и направление заданий для самостоятельного выполнения Исследование:

«Анализ ситуации, когда ребёнок заблудился в лесу, как выжить»

Проект: Инструкция, игра, сценарий внеурочного мероприятия

ОК.07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Отчёт о результатах самоконтроля

4. Задания для самостоятельного выполнения

Прорабатывает со студентами формальные требования для составления рекомендаций, сценариев по проведению мероприятий, направленных на ознакомление учеников младших классов с правилами поведения в опасных ситуациях природной среды и выживанием в условиях природной среды/ автономого существования

Студенты овладевают элементами знаний

методики проведения воспитательного мероприятия; педагогическими и гигиеническими требованиями к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Элементами проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

Самоотчёт с предоставлением проделанной работы (презентация). Конференция для студентов


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

прикладной модуль

Тема занятия

Методы оказания первой помощи гражданам при ЧС и автомобильных катастрофах

Алгоритм помощи пострадавшим при ЧС и ДТП

Содержание темы

Понятие о ДТП и ЧС на транспорте.

Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах, ушибах и т.д. Алгоритмы оказания первой помощи при травмах, ранениях, переломах.

Отработка моделей поведения при ЧС в учебном заведении, на транспорте

Тип занятия

Практическое занятие/ практическая работа

Формы организации учебной деятельности

Деловая-игра. Имитационная игра «Оказание первой помощи ребёнку, получившему травму или потерявшему сознание во время перемены в школе»

Учебная и дополнительная литература

  1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности CПO — М., 2021. — 368 с.
  2. http://www.minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации
  3. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
  4. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень. — М.: ДРОФА, 2020. — 256 С.
  5. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева М.В., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). 10 класс / Под ред. Воробьёва Ю.Л. — М.: ACT. 2019. — 268 с.
  6. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. — М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021. — 416 с.
  7. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях [Электронный pecypc]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы CПO / [В. А. Бондаренко [и др.]. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 224 с. https://new.znanium.com/cataIog/product/972438

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

  1. Организационный этап мероприятий

Создание рабочей

обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности. Проверка выполнения заданий ВСР / входной контроль

Актуализация

содержания, необходимого для

выполнения практической

работы

Проверяет списочный состав студентов. Демонстрирует профессиональную актуальность темы через старт-задание.

Помогает сформулировать цель занятия.

Решают старт-задание,

определяют

профессиональную

актуальность темы, формулируют цель занятия.

ПК 1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами;

ПК 2.4 Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы для реализации программ внеурочной деятельности

Старт-задание

Актуализация

содержания,

необходимого для

выполнения

практической работы

Преподаватель предлагает выбрать необходимые средства для достижения цели: понятия, правила, алгоритмы. Фиксирует варианты выбранных средств на доске

Студенты осуществляют поиск информации о структуре государственной системы;

нормах российского законодательства, направленных на защиту населения;

выбирают комплекс средств для достижения цели: понятие опасности, риска и основных способов снижения риска /опасностей соответствующие правила и алгоритмы, порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

На их основе формулируют понятие опасности ЧС на транспорте в учебном заведении, предполагают источники опасностей, тяжесть последствий

ОК .07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,  эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Отчеты микрогрупп

  1. Основной этап занятия

Осмысление содержания заданий практических работ, последовательности выполнения действий при работе с заданиями, или воспроизведение формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные

упражнения)

Объяснение студентам последовательности выполнения действий при работе с заданиями или воспроизведения алгоритма действий при

выполнении тренировочных упражнений

Осмысляет ситуация кейса, упорядочивает применение алгоритмов

идентификации опасности и оценки риска, выбора и применения способов оказания первой помощи пострадавшему (на тренажёре)

ПК 1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами;

- ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

- ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Фронтальный опрос

Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений при выполнении практических

работ

Помогает моделировать алгоритмы действий/модели поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций с несчастным случаем при (ЧС в учебном заведении, на транспорте) и раздает заранее приготовленные кейс – задачи,

Акцентирует внимание на нормативных документах по оказанию первой помощи пострадавшим.

Выявляет и описывает опасные и вредные факторы при ЧС в школе и ДТП.

Распределяет работу в команде на основе действующих правил и алгоритмов оказания первой помощи в неотложных состояниях

Демонстрирует умение оказания первой помощи в неотложных состояниях на манекене

Демонстрация алгоритма / модели микрогруппой

Самостоятельное выполнение заданий практических или лабораторных работ в соответствии с инструкцией,  методическими указаниями, технологическими картами

Помогает оказывать первую помощь пострадавшему (тренажеру) при несчастном случае в школе или при ДТП по выбранному алгоритму, при этом поясняя грамотность действий и последствий их неправильного выполнения или невыполнения, отвечает на возникшие вопросы. Оценивает качество и полноту выполненных заданий и действий на тренажёре «Максим», комментирует оценку

и выставляет ее в учебный журнал

  1. Выполняют опасности, которые могут возникнуть с детьми в школе, во время передвижения ребёнка из школы домой;
  2. Проводят оценку риска возможных

несчастных случаев младших школьников во внеурочное время и после школы.

  1. Выбирают средства защиты от опасностей в школе и на транспорте
  2. Выбирают способ оказания первой помощи при травматизме, остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания на основе освоенных ранее алгоритмов идентификации и оценки риска, нормативных правил
  3. оказывают первую помощь пострадавшим (на манекене) и принимают необходимые меры в отрабатываемом несчастном случае.

Отчет микрогрупп

Демонстрация умения оказания первой помощи

Обобщение и систематизация результатов выполнения лабораторных работ, практических работ, упражнений,

заданий

Формирует доклад и презентует результаты на каждом этапе задания

Самоотчёт публичный/ письменный

3 Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы

Анализирует достигнуты ли поставленные цели занятия Преподаватель поясняет вопросы рефлексии: какие действия выполнены успешно, в каких допущены ошибки, какие не удалось выполнить, в чем причины ошибок/затруднений

Разрабатывают шкалу самоконтроля  достижения цели действий на каждом этапе задания Анализирует ошибки при оказании первой помощи пострадавшим в учебном заведении и при ДТП Заносит результаты самоанализа в таблицу на листе оценки

Выбирают/ уточняют формат и направление

заданий для самостоятельного выполнения

  1. Анализ инструкции по технике безопасности «Организация отдыха на переменах в школе»
  2. Разбор ситуационной задачи, в которой рассматривается пример оказания первой помощи учащемуся младших классов в результате падения с лестницы во время перемены

3.Разработка правил по соблюдению техники безопасности для учащихся младших классов в учебном заведении

ОК.02 Использовать современные средства поиска, интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Фронтальный/ устный опрос

  1. Задания для самостоятельного выполнения

Прорабатывает со студентами формальные требований: к нормам времени сдачи результатов на этапах работы; защита продукта работы и оформление работы для внешнего использования Помогает установить  необходимые связи с преподавателями МДК/экспертами/руководителям и производственной практики. Согласует со студентами формы самоконтроля, взаимоконтроля и внешнего контроля по ходу реализации проекта/ исследования. Проводит регулярную рефлексию хода проекта / исследования, в том числе рефлексии междисциплинарных связей.

Задает критерии качества оформления исследовательской деятельности на каждом этапе.

Содействует демонстрации продукта исследовательской в общественной среде

Изучение теории соблюдения техники безопасности в учебном заведении и за его пределами Демонстрируют продукт исследовательской деятельности в учебной/общественной среде

Отчет о

результатах работы на каждом этапе исследования. Самоотчёт с публичной

презентацией исследований на рубежном контроле или научно - практических конференциях для студентов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...

Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

Технологическая карта занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста с анализом занятия педагога

Тема занятия: «Моя семья»Цель занятия: систематизировать и дополнить знания дошкольников по теме «Моя семья»...

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"Цель занятия:

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...