урок "Вооруженные силы - защита нашего государства"
план-конспект урока по обж (8 класс)
Урок «Вооруженные силы Российской Федерации – защита нашего Отечества»
является уроком №1 в модуле 2 « Военная подготовка. Основы военных знаний». В календарно — тематическом планировании — это урок № 5.
По типу урока - это урок открытия новых знаний, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной деятельности)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вооруженные силы Российской Федерации – защита нашего Отечества»
Предмет: ОБЗР
Класс: 8 Дата: ноября 2024 г.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли и значении Вооружённых сил РФ в обеспечении безопасности государства и его граждан.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития Вооружённых сил Российской Федерации;
- объяснить роль армии в защите национальных интересов России, понимать необходимость подготовки к военной службе по основным направлениям;
- воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология;
- технология оценки образовательных достижений.
УУД:
Предметные результаты:
- Формируют представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил
Российской Федерации.
- Актуализируют информацию о направлениях подготовки к военной службе.
- Вырабатывают понимание о необходимости подготовки по направлениям подготовки к военной службе.
-Рассказывают о значимости каждого направления подготовки к военной службе
в решении комплексных задач.
Познавательные:
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.
Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор, презентация, рабочий лист.
Ход урока.
Организационный момент
Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим вашу готовность к уроку.
Настраиваемся на рабочий лад.
Проверка домашнего задания
Учитель опрашивает учеников фронтально. Оценивает.
Вопрос 1. Назовите тему предыдущего урока. Ответ. «Защита Отечества как долг и обязанность гражданина»
Хорошо. Ребята, вспомните и дайте определение понятию «Отечество».
Ответ. Отечество – это не просто страна, где мы родились и живем, это концепция, включающая в себя исторические, культурные и духовные аспекты, которые объединяют народ. Отечество символизирует наши корни, нашу историю и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Оно включает в себя территорию, на которой проживает народ, природные богатства, культурное наследие, а также систему ценностей, которая формирует нашу идентичность.
Вопрос 2. Ребята, давайте вспомним – кто такой Гражданин?
Ответ. Гражданин - это не просто человек, имеющий паспорт той или иной страны. Гражданин – это активный участник общественной жизни, обладающий не только правами, но и обязанностями перед своим государством и обществом. Быть гражданином – значит быть частью великого общего дела, работать на благо своего народа, соблюдать законы и активно участвовать в жизни своей страны.
Вопрос 3. Молодец. Теперь ответьте на такой вопрос: Как вы понимаете, что такое «Защита Родины?»
Ответ. Защита Родины – это одна из важнейших обязанностей человека, которая актуальна во все времена. В современном мире значимость этой задачи только возрастает, поскольку глобализация и международные конфликты ставят перед странами новые вызовы. Защита Отечества включает в себя не только военную готовность, но и укрепление экономической, информационной и социальной безопасности.
Вопрос 4. Отлично. Вы верно ответили на поставленные вопросы. Но мы говорили что защита Отечества – это долг каждого гражданина. А что же такое Долг, ребята?
Ответ. Это обязательство перед государством, например, служить в армии или участвовать в военных действиях. Сегодня армейский долг включает в себя не только военную службу, но и готовность каждого гражданина защищать свою страну в любых условиях. Такая обязанность предусмотрена актами государственных органов, в том числе Конституцией, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.
Мотивационный этап
Учитель раздает ученикам рабочие листы.
Отлично. Молоды. А сейчас давайте посмотрим на задание 1 в рабочем листе.
Задание 1. Решите ребус. Слайд 1
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Решив ребус, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. Работаем.
Слайды 2-3
Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: «Вооруженные силы Российской Федерации – защита нашего Отечества».
Слайд 4
А теперь давайте поставим цель урока и задачи (ставят цели)
Цель - сформировать у учащихся представление о роли и значении Вооружённых сил РФ в обеспечении безопасности государства и его граждан.
Вот что бы вы хотели узнать на уроке?
Задачи урока: - познакомить учащихся с историей возникновения и развития Вооружённых сил Российской Федерации;
- объяснить роль армии в защите национальных интересов России;
- воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Слайды 5-6
Учитель. Отлично. Каждый из нас знает, что безопасность нашей страны зависит от множества факторов, и одним из ключевых среди них являются Вооруженные силы. Они стоят на страже мира и спокойствия, защищая нашу страну от внешних угроз и обеспечивая стабильность в нашей жизни.
Вооруженные Силы играют основную роль в обеспечении безопасности и защиты нашей Родины. Они объединяют людей, готовых встать на защиту своих граждан, своей земли и своего государства. Мы будем изучать не только историю и структуру Вооруженных Сил, но и их главные задачи, функции и тот вклад, который они вносят в мир и безопасность.
ВС имеют свою историю возникновения и развития.
Давайте вспомним о тех важных событиях и личностях, которые внесли вклад в историю развития Вооруженных Сил, и обсудим, какие мы можем сделать выводы сегодня.
Слайды 7 – 8 – 9 – 10
Учитель рассказывает историю создания ВС, а дети смотрят презентацию и слушают.
Учитель. А сейчас, Ребята, в закрепление данного этапа урока поработаем в рабочих листах. Посмотрите на задание № 2.
С историей создания Вооруженных Сил России мы познакомились. Распределите их в хронологической последовательности.
Ученики читают историческую информацию. Распределяют ее по порядку.
1.В XIV в. основу ратных сил русских земель по-прежнему составляли княжеские конные дружины.
2. В XV в. главной воинской силой стало служилое дворянство. Дворянская конница, постепенно заменив княжеские дружины, заняла ведущее место в русском войске.
3. Военные реформы Ивана IV были проведены в середине XVI в. В их ходе были упорядочены системы комплектования и военной службы в поместном войске, организовано централизованное управление армией, создано постоянное стрелецкое войско.
4. В первой четверти XVIII в. Петр I провел военные реформы, в результате которых были: - созданы регулярная армия и флот,
- упразднены существовавшие ранее разнородные воинские формирования и введены однотипные организация и вооружение в пехоте, коннице и артиллерии.
5. 1860—1870 гг. Проведены в России под руководством военного министра Д. А. Милютина военные реформы. Их цель - создать массовую армию и ликвидировать военную отсталость страны. Рекрутская повинность была заменена всесословной воинской повинностью.
6. Военные реформы 1905—1912 гг. были проведены после поражения России в русско-японской войне 1904—1905 гг. В их результате были: - усилена централизация военного управления; - сокращены сроки военной службы; - приняты новые программы для военных училищ, новые уставы;
7. В 1918 г. была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия. Военная служба стала обязательной.
8. В 1946 г. термин «Красная Армия» был заменен на другой— «Советская Армия». В это понятие входили все виды вооруженных сил, кроме Военно-Морского Флота.
Слайды 11 – 12
Учитель. Молодцы. Все верно. А мы продолжаем наш урок.
В 1991 году произошел развал СССР и возникло новое государство – Российская Федерация. Необходимо было защищать границы новой страны.
7 мая 1992 г. были созданы Вооружённые силы Российской Федерации на основе бывших Вооружённых сил СССР. Они стали преемником боевой славы, опыта и лучших традиций Вооружённых сил СССР, одержавших победу в Великой Отечественной войне (1941–1945). В то же время они являются наследником традиций и побед русской армии и военно-морского флота дореволюционного времени.
Вооружённые силы Российской Федерации имеют крупный ядерный арсенал и хорошо развитую систему средств доставки ядерного оружия.
В 1990-х гг. прошла серьёзная реорганизация Вооружённых сил, часть военнослужащих перевели на службу по контракту.
А в 2006 г. был принят поэтапный план сокращения срока службы с двух лет до одного года.
Осенью 2008 г. было объявлено о «переходе вооружённых сил на новый облик» и о новой радикальной военной реформе.
В 2015 г. в результате объединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны были созданы Воздушно-космические силы (ВКС).
Слайд 13
Согласно Конституции России, Верховным Главнокомандующим Вооружённых сил Российской Федерации является – может вы мне скажите - КТО? Верно. Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 2024 г. Министром обороны Российской Федерации назначен Андрей Рэмович Белоусов.
Слайд 14
Учитель. Возраст постановки на воинский учет. Наши юноши находятся в таком возрасте, когда их ставят на воинский учет. Их долг перед Отечеством служить в ВС РФ.
Учитель. Служить в Вооружённых силах всегда было непросто. Но перед службой по призыву можно пройти специальную подготовку, тогда будет значительно проще влиться в армейскую среду.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных организациях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
В каких молодежных объединениях состоят наши ребята?
Служба в Вооружённых Силах является незаменимым средством воспитания мужества. Кроме того, молодые люди овладевают воинской профессией, навыки которой могут пригодиться в жизни.
Слайд 15
Учитель. Подготовка к военной службе включает в себя несколько ключевых направлений, каждое из которых играет важную роль в формировании высококвалифицированного и сплоченного личного состава.
Давайте рассмотрим каждое из этих направлений.
- Получение начальных знаний в области обороны
- Подготовка по основам военной службы
- Военно-патриотическое воспитание
- Медицинское освидетельствование и медицинское обследование
- Лечебно-оздоровительные мероприятия
Ребята, а как вы думаете – в чем смысл каждого из них.
Примерные ответы.
Получение начальных знаний в области обороны
Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях в ходе изучения курса "Основы безопасности и защиты Родины". На занятиях мы знакомимся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получаем необходимые знания по основам здорового образа жизни и об обороне государства и о воинской обязанности.
Подготовка по основам военной службы
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в государственных образовательных учреждениях среднего и высшего образования. Эта подготовка проводится штатными преподавателями. Граждане получают знания положений, статей Конституции и Законов Российской Федерации "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил, оказанию первой медицинской помощи.
Военно-патриотическое воспитание
Военно-патриотическое воспитание — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания верности своему Отечеству, готовности к его защите, соответствующих морально-психологических качеств, практических и физических навыков, необходимых для военной службы.
Медицинское освидетельствование и медицинское обследование
При первоначальной постановке на воинский учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами.
Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий возлагаются на органы управления и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.
Лечебно-оздоровительные мероприятия включают:
проведение гражданам ежегодных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием их здоровья и физическим развитием.
Закрепление изученного
Выполняют задания из презентации. Слайды 16 – 17 – 18
Рефлексия Слайд 19
Какова была основная цель? Удалось ли нам ее достичь? Я предлагаю вам закончить фразу: «Я считаю, что все мужчины должны служить в армии, потому что…» Илья
Я не знаю, как сложится ваша дальнейшая жизнь, но юношам служить в армии придется, потому что это долг и обязанность каждого гражданина РФ. Любить свою Родину, гордиться своей страной, служить ей и защищать свое Отечество это достойно глубокого уважения.
А сейчас, на полях выполните задание.
- «+» — все, что понравилось на уроке
- «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
- «!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
Учащиеся проводят рефлексию (отмечают на полях рабочего листа).
Домашнее задание
Выбери любую миротворческую операцию, в которой участвовала РФ и подготовь мини-сообщение – эссэ.
Слайд 20
ВЫВОД. Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные силы России всегда должны отвечать своему предназначению – защите страны от внешней агрессии. Российские ВС - наследники традиций и побед, боевой доблести и славы Советской Армии. Современные Вооруженные силы России отлично выполняют свой долг. И сейчас они это доказывают в ходе СВО. О силе, значимости и мощи российских Вооруженных сил знают все, об этом слагают и поют песни. Одну из таких песен мы сейчас послушаем.
Песня «Служить РОССИИ»
Тест по теме «ВС РФ – защита нашего государства»
1.Что является высшим проявлением гражданственности?
а) Участие в выборах
б) Служение Родине
в) Уплата налогов
2. Какой документ определяет основные права и обязанности граждан РФ?
а) Уголовный кодекс
б) Гражданский кодекс
в) Конституция
3. Как называется любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к подвигам?
а) Национализм
б) Патриотизм
в) Космополитизм
4. Какой возраст считается призывным в России?
а) С 16 до 27 лет
б) С 18 до 27 лет
в) С 20 до 30 лет
5. Что такое альтернативная гражданская служба?
а) Служба в полиции
б) Работа на государственных предприятиях
в) Особый вид трудовой деятельности вместо военной службы
6. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?
а) Министр обороны
б) Председатель правительства
в) Президент
7. Что такое воинская обязанность?
а) Установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил
б) Добровольное решение граждан служить в армии
в) Профессия военного
8. Какой срок службы по призыву установлен в России?
а) 1 год
б) 2 года
в) 3 года
9. Что НЕ является формой реализации долга перед Родиной?
а) Воспитание детей
б) Уклонение от призыва
в) Сохранение культурного наследия
10. Какое качество НЕ относится к понятию «гражданственность»?
а) Ответственность
б) Равнодушие
в) Инициативность
Ответы: 1- б, 2 – в, 3 – б , 4 – б, 5 – в, 6 – в, 7 – а, 8 – а, 9 – б, 10 – б
Дополнение. Интересный факт 1: В Древней Греции гражданин, уклонявшийся от военной службы, подвергался необычному наказанию: его заставляли сидеть на городской площади в женской одежде, что считалось крайне унизительным для мужчины того времени. Интересный факт 2: В Швейцарии каждый военнообязанный гражданин хранит свое оружие дома. После прохождения службы швейцарцы оставляют себе армейскую винтовку, регулярно проходя переподготовку. Это позволяет быстро мобилизовать население в случае необходимости. Интересный факт 3: В Израиле воинская повинность распространяется не только на мужчин, но и на женщин. Девушки служат 2 года, а юноши — 3 года. Это одна из немногих стран в мире, где женщины обязаны проходить военную службу наравне с мужчинами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства
Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...
Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»
Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Воздушно-космические силы Российской Федерации и их роль в обеспечение защиты нашего Отечества
Материал доступен по ссылке - https://disk.yandex.ru/d/gcVHiaVDSTZt1A...
План-конспект к уроку ОБЗР 8 класс "Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества"
План-конспект к уроку ОБЗР 8 класс "Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества
Технолигическая карта урока для 10 класса на тему: Вооруженные Силы Российской Федерации - защита нашего Отечества...

Презентация к уроку Вооруженные силы РФ - защита нашего государства
Презентация к уроку Вооруженные силы РФ - защита нашего государства...

Презентация к уроку «Вооруженные силы РФ - защита нашего государства»
Презентация к уроку в 8 классе «Вооруженные силы РФ - защита нашего государства». О патриотическом воспитании в школе....


