Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по праву (10 класс)

Рабочая программа по праву для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и  на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса, основные требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценивания учащихся, календарно – тематическое планирование, список рекомендуемой литературы.

Рабочая программа ориентирована на 10 класс, рассчитана на 17 учебных часов из расчёта 0,5 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_pravo_10_kl.docx61.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по праву для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и  на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса, основные требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценивания учащихся, календарно – тематическое планирование, список рекомендуемой литературы.

Рабочая программа ориентирована на 10 класс, рассчитана на 17 учебных часов из расчёта 0,5 часа в неделю.

Рабочая программа реализуется с помощью учебника:

- учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа,.

Основная цель:

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Задачи изучения предмета:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществоведения ученик должен:

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,

  • работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Содержание рабочей программы

Тема 1. История государства и права (6ч)

Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Право Древнего мира. Право Средневековой Европы. Становление права Нового времени.

Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.  Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I.  Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.

Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.

Тема 2.Вопросы теории государства и права (5 ч)

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Право и другие сферы общества. О российской философии права

Тема 3.Конституционное право (6 ч)

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует

Письменного ответа

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих ческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация  не в контексте задания

Тестирование.

Нормы оценки знаний за выполнение теста

% выполнения

менее

32

32-57

58-84

85-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Список литературы для учителя:

1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

2. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека. Пособие для учителя. М, 1995

3. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9—11). М., 1998.

4. Алексеев С. С. Философия права. М., 1998.

5. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

6 Воскресенская Н. К. Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство, общество. М., 1997.

7. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. СП6., 1997.

8. Исаев И. А. История государства и права России. м., 1994.

9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 1997.

10. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика. Учебник для 10—11 классов. М.: Вита, 2000.

11. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004

12. Коваленко А. И. Правоведение. Учебник для 10—11 классов. М.: АСТ — Олимп, 1998.

13. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник, 10— 11 классы. М.: Русское слово, 2000.

14. Основы российского права. М.: Инфра-М----Норма, 1997.

15. Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.-М.,1996.

16. Мицкевич А. В. (ред.). Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования.

М., 1998.

17. Морозова С. А. Обществознание. Учебное пособие для старшеклассников. СП6.. 2001.

18. Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1994.

19. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997

20.Никитин А.Ф.Конституционное право

21.Никитин А.Ф.Уголовное право

22. Никитин А.Ф. Налоги

23. Никитин А.Ф Права человека

24. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»

25. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь. М.: дрофа, 1998.

26. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.

27. Права человека. История, теория, практика. М., 1995

28. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.М., 1966.

29. Шилобод М.И. Политика и право. Учебное пособие для старшеклассников.М., Дрофа,1995.

30. Юридическая энциклопедия.М.,

Список литературы для учащихся:

  1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
  2. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
  3. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
  4. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
  5. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
  6. Конституция Р.Ф. – М., 2008.
  7. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
  8. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
  9. Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева «Право»: - М.: Просвещение, 2010.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 кл)

Название разделов и тем

Кол-во часов.

Дата

Примечание

По плану

По факту

        Введение (1 ч)         

1

Что изучает право. Происхождение государства и права

1

Тема 1. Из истории государства и права (5 ч)

2

Право Древнего мира.

Право Средневековой Европы

1

3

Становление права Нового времени

Развитие права в России. IX - начало XIXвека

1

4

Российское право в XIX – начале XXвека

Советское право в 1917 – 1953 гг.

1

5

Советское право в 1954 – 1991 гг.

Современное российское право

1

6

Контрольно-обобщающий урок «Из истории государства и права»

1

Тема 2. Вопросы теории государства и права (6 ч)

7

Государство, его признаки и формы

1

8

Понятие права. Правовая норма. Источники права

1

9

Понятие и признаки правового государства

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.

1

10

Право и другие сферы общества

О российской философии права

1

11

Контрольно-обобщающий урок «Вопросы теории государства и права»

1

Тема 3. Конституционное право (5 ч)

12

Понятие Конституции, её виды. Конституционализм

1

13-14

Конституции в России

2

15-16

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

2

17

Основы конституционного строя

1

Контрольная по теме «Из истории государства и права»

А1. Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система;  2) стремление расширить свою территорию;

3) гарантия прав и свобод человека;    4) издание правовых норм.

А2. Право в отличие от других видов социальных норм:

1) регулирует общественную жизнь;  2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей;         4) обеспечивается силой государства.

А3. Верны ли следующие суждения?

А)  Государство и право тесно взаимосвязаны: государство принимает законы и гарантирует их

реализацию, а право закрепляет  обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

А4. 1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.

б) Патриархальная.

в) Органическая.

А5. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

а) Органической.

б) Естественно-правовой.

в) Психологической.

А6. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

а) Естественно-правовая.

б) Марксистская.

в) Органическая.

А7. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают  создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

А8. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

а) Теологическая.

б) Марксистская.

в) Договорная.

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

а) Органической.

б) Патриархальной.

в) Психологической.

А9. Теория насилия происхождения государства и права…

а)  рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

А10. Теория теологического происхождения права определяет право как….

а) результат деятельности монарха и его приближенных;

б) результат божественного воздействия;

в)  результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

А11. Согласно теории «Естественного права» естественные права …
а) человек приобретает от рождения

б) человек получает от государства
в) принадлежат только гражданину данного государства

А12. Верны ли следующие суждения?

А) Раньше других появилась теологическая теория

Б) Из всех существующих теорий только расовая лишена нравственности, разумного содержания.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

Часть В. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках: (по 2 балла)

1.Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

6. Теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма.

7. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

В1. Ответы

1.Теологическая теория

2.Марксистская теория

3.Расовая теория

4. Теория насилия

5. Патриархальная теория

6. Расовая теория

7. Психологическая

В2. Соотнесите фамилии ученых, философов, и созданные ими теории происхождения государства.

А

теологическая

1

Ж. Ж. Руссо

Б

патриархальная

2

Е. Дюринг

В

договорная

3

Ф. Энгельс

Г

органическая

4

Т. Гоббс

Д

насилия

5

К. Каутский

Е

психологическая

6

Аристотель

Ж

марксистская

7

Дж. Локк

З

расовая

8

Ж. Гобино

9

Л. Монтескье

10

К. Маркс

11

Фома Аквинский

12

Л. Петражицкий

13

Аврелий Августин

14

В. Ульянов (Ленин)      

15

Л. Гумплович

16

Г. Спенсер

17

А. Н. Радищев

18

3. Фрейд

В2. Ответы

А

13,11

Б

6

В

1, 4, 7, 9,17

Г

16

Д

2,5,15

Е

12,18

Ж

3,10,14

З

8

Критерии оценивания

Количество верных ответов

0-6

7-9

11-14

15-16

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Контрольная работа по теме «Вопросы теории государства и права»

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью»?

1. Конфедерация

2. Федерация

3. Унитарное государство

4. Республика

А2. Форма правления, при которой монарх лишь формально обладает верховной властью, «царствует, но не правит».

1. Парламентская монархия 2. Абсолютная монархия 3. Федерация 4. Республика

А3. Какая форма государства представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти, определяющих степень участия во власти народа и положение личности в государстве?

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3.Форма политического режима

4. Форма федерации

А4. . Верны ли следующие суждения?

А. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, форма территориально-

государственного устройства и политический режим.

Б. Наличие двухпалатного парламента является одним из признаков унитарного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А5. Отличительной чертой демократического режима является

1) наличие разветвленной системы законов

2) высокая явка избирателей на выборы

3) освещение выборов в правительственной печати

4) конкуренция на политической арене различных политических партий и движений

А6. Кабинет министров (администрация) формируется главой государства и ему же подотчётен в:

1.Президентской республике

2. Парламентской республике

3.Смешанной республике

4. Парламентской монархии

А7. Любое государство характеризуется:

1).Возможностью осуществлять легальное принуждение

2. Взаимной ответственностью государства и личности

3. Многопартийностью

4. Разделением властей

А8. Унитарное государство:

1.Представляет собой союз суверенных государств

2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах

3.Предполагает существование собственных конституций в территориях

4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий

А9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:

1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию

А 10. Установите соответствие между типами государств и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ГОСУДАРСТВА

А) «разрешено все, что не запрещено» 1) правовое государство

Б) реализация принципа разделения властей 2) тоталитарное государство

В) цензура средств массовой информации

Г) сращивание партийного аппарата с государственным

Д) верховенство права

Е) «разрешено всѐ, что разрешено законом»

I I вариант

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «союз суверенных государств,

образованный для обеспечения их общих интересов»?

1. Конфедерация 2. Федерация 3. Унитарное государство 4. Монархия

А2. Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок?

1. Парламентская монархия 2. Сословно-представительная монархия 3. Республика 4. Абсолютная монархия

А3. Какая форма государства определяет, кому принадлежит верховная власть, порядок формирования, структуру, компетенцию высших органов государственной власти и их взаимоотношения с народом и друг с другом?

1. Форма правления 2. Форма государственного устройства

3. Форма политического режима 4. Форма политического союза

А4. Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому 2) монархическому 3) авторитарному 4) республиканскому

А5. Характерной чертой тоталитарного общества является

1) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2) конкуренция в борьбе за власть различных партий

3)уважение и защита законом прав меньшинства

4) закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

А6.Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия государства и главы правительства

1. Унитарное государство 2. Президентская республика 3. Парламентская республика 4. Федеративное государство

А7. Найдите в приведенном ниже списке черты демократического режима и запишите цифры, под которыми они указаны?

  1. Верховенство права
  2. Обеспечение свободных выборов
  3. Однопартийная система
  4. Монополия единственной идеологии
  5. Навязывание определенной экономической модели
  6. Терпимое отношение к инакомыслию

Ответ_____________

А8. Государственное устройство, характеризующееся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, - это:

1. Социальное государство 2. Бюрократическое государство 3. Унитарное государство 4. Федеративное государство

А9. В государстве А. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве:

1. Смешанная республика 2.Парламентская монархия 3. Президентская республика 4. Абсолютная монархия

А 10. Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства.

ПРИЗНАК

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА

А) единая структура государства на всей территории страны

Б) существует два уровня государственного аппарата

В) двухпалатная структура парламента

Г) административно-территориальное образование не имеет гражданства

Д) объединение субъектов, обладающих относительной самостоятельностью

  1. Унитарное государство
  2. Федеративное государство

ОТВЕТЫ

Вариант 1

А1-2

А2-1

А3-3

А4-1

А5-4

А6-1

А7-1

А8-4

А9-1

А10- 1АБД, 2ВГЕ

ОТВЕТЫ

Вариант 2

А1-1

А2-3

А3-1

А4-3

А5-4

А6-2

А7-126

А8-3

А9-4

А10- 1АГ, 2БВД

А1-А9 по 1 балу

А10 – 2 балла

ОЦЕНИВАНИЕ

10-11 баллов – «5»

8-9 баллов – «4»

6-7 баллов – «3»

0-5 баллов – «2»

по

Контрольная работа по теме «Конституционное право»

Вариант1

1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

А) 13 декабря 1992 года;

Б) 12 декабря 1993 года;

В) 12 декабря 1992 года.

2. Федеральное собрание Российской Федерации является…

А) представительным органом;

Б) представительным и законодательным органом;

В) исполнительным органом.

3. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?

А) да;

Б) нет.

4. Президент РФ избирается на срок…

А) семь лет;

Б) четыре года;

В) шесть лет.

5. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

А) более двух сроков подряд

Б) более трех сроков подряд;

В) более четырех сроков подряд.

6. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:

А) указы и постановления;

Б) указы и распоряжения;

В) постановления и распоряжения.

7. Право законодательной инициативы принадлежит:

А) Совету Федерации

Б) Членам Совета Федерации

В) Правительству РФ

Г) Министерствам РФ

Д) Депутатам Государственной Думы

8. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах.

Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В) достигший 23 года и имеющий право участвовать в выборах.

9. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?

А) да;

Б) нет.

10. К какой избирательной системе может относится квотное определение результатов голосования

а) мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства

б) непропорциональным избирательным системам

в) пропорциональной избирательной системе

г) мажоритарной избирательной системе относительного большинства

11. Законопроекты вносятся в …

А) Совет Федерации;

Б) Государственную Думу.

12. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам…

А) наиболее важным вопросам, круг которых определяется Государственной Думой РФ;

Б) не нашли отражения в Конституции РФ;

В) предусмотренным Конституцией РФ.

13. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…

А) Правительством РФ с согласия Государственной Думы;

Б) Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

14. Регистрация избирателей по месту голосования осуществляется

а) руководителем дипломатического представительства (за рубежом)

б) главой муниципального образования

в) специальным лицом уполномоченным органом местного самоуправления

г) командиров воинской части (для военнослужащих)

д) участковой избирательной комиссией

15. Центральная избирательная комиссия формируется

а) посредством выборов избирателями

б) Госдумой РФ

в) Президентом РФ

г) Советом Федерации РФ

д) политическими партиями, имеющими фракции в Госдуме РФ

е) назначается по частям Президентом, Советом Федерации, Госдумой

ж) Правительством РФ

16. Закончите фразу. (2б)

Избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения – это ______________________________________________________________.

17. Активное избирательное право – это:

а) право быть избранным в орган государственной власти;

б) право руководить избирательной кампанией;

в) право избирать в орган государственной власти;

г) право участвовать в избирательной кампании в качестве наблюдателя;

д) право освещать ход и итоги голосования.

18. Напишите принципы органов государственной власти: (2б)__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

19. Решите задачу. (2б)

Между учениками 9-го класса Метелкиным и Баранкиным разгорелся спор. Метелкин утверждал, что Президент России может отправить в отставку Председателя Правительства и вместе с ним уходит в отставку само Правительство РФ. Баранкин же считал, что отставка Председателя Правительства не влечет автоматической отставки самого Правительства, поскольку Председатель только возглавляет этот орган, в него входят еще много министров, которые несут самостоятельную ответственность за министерство, которым они руководят.

Кто прав в споре?

К какому нормативному правовому акту нужно обратиться для разрешения спора?

Возможно ли, по Вашему мнению, освобождение от должности отдельных федеральных министров без отставки Правительства РФ?

ВАРИАНТ 2.

1. Гарантом Конституции РФ является…

А) Конституционный суд РФ;

Б) Президент РФ;

Б) Государственная дума РФ.

2. Пассивное избирательное право – это:

а) право быть избранным в орган государственной власти;

б) право руководить избирательной кампанией;

в) право избирать в орган государственной власти;

г) право участвовать в избирательной кампании в качестве наблюдателя;

д) право освещать ход и итоги голосования

3. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…

А) означает приостановление гражданства Российской Федерации;

Б) автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации;

В) не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

4. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет.

Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

5. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:

А) Министр обороны РФ;

Б) Премьер-министр;

В) Президент РФ.

6. Государственная Дума избирается сроком на…

А) два года;

Б) четыре года;

В) пять лет.

7. Государственная дума состоит из…

А) 350 депутатов;

Б) 400 депутатов;

В) 450 депутатов.

8.Может ли одно и то же лицо может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

А) да;

Б) нет.

9. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?

А) да;

Б) нет;

В) только в чрезвычайных ситуациях.

10. Право законодательной инициативы принадлежит…

А) Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

Б) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

В) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

11. Федеральные конституционные законы принимаются…

А) большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

Б) квалифицированным большинством (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

12. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет…

А) Совет Федерации РФ;

Б) Правительство РФ.

13. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:

А) постановления;

Б) постановления и распоряжения;

В) распоряжения и инструкции;

Г) распоряжения.

14. Полномочия участковой избирательной комиссии истекают

а) через четыре года

б) через месяц со дня официального опубликования результатов голосования

в) в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов

г) через 10 дней со дня официального опубликования результатов голосования

д) в день официального опубликования результатов голосования

е) в день окончания текущих выборов

15. Могут ли субъекты РФ создавать свои Конституционные суды?

А) да;

Б) нет.

16. Закончите фразу.(2б)

Признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций - это __________________________________________________________.

17. Выборы по мажоритарной системе относительного большинства проводятся

а) в 1 тур

б) в 2 тура

в) в несколько туров

г) путем перебаллотировки

18. Напишите не менее 5 элементов конституционного строя (2б)РФ:________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________.

19. Решите задачу. (2б)

Гражданин Белов был осужден за совершение преступления к лишению свободы по решению суда назначенное наказание он будет отбывать условно.. Во время течения испытательного срока были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания области, в которой он проживал. Белов решил зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты, однако избирательной комиссией области в регистрации ему было отказано на том основании, что он осужден судом к лишению свободы, а срок наказания еще не истек, и, следовательно, он по Конституции РФ не имеет права быть избранным.

Законы ли действия избирательной комиссии?

Критерии оценивания

Количество верных ответов

0-7

8-12

13-17

18-22

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

КЛЮЧИ:

Вариант 1

1-Б;

2-Б;

3-Б;

4-В;

5-А;

6-Б;

7-А,Б,В,Д;

8-Б;

9-Б;

10-В;

11-Б;

12-В;

13-Б;

14-Д;

15-Е;

16-органы местного значения

17. В

18. выборности, гласности, разделения властей.

19. Прав Метелкин, отставка Председателя Правительства влечет отставку всего Правительства. Президент вправе освободить от должности отдельных министров не оправляя в отставку Правительство.

Вариант 2

1-Б;

2-А;

3-В;

4-Б;

5-В;

6-В;

7-Б;

8-Б;

9-А;

10-В;

11-Б;

12-Б;

13-Б;

14-В;

15-А.;

16- местное самоуправление;

17

18. демократическое государство, федеративное государство, государство с республиканской формой правления, суверенное государство, социальное государство, светское государство; человек, его права и свободы высшая ценность, экономическая основа России – частная, государственная, муниципальная и др. формы собственности.

19. Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...