Рабочая программа по природоведению в 5 классе
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению отвечает требованиям Министерства образования РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_5_klass.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
п. ВОСТОЧНЫЙ»
(МОУ СОШ п. Восточный)
Рассмотрено на МО учителей естественно-математических наук « » августа 2014 г. Е. Н. Слепцова | Рассмотрено и рекомендовано педагогическим советом № __ от _________ | Утверждено приказом Директора МОУ СОШ п. Восточный № ____ от _____ 2014 ________ Е.Н. Чучуй |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению для 5 класса на 2014-2015 учебный год
Учитель:
Полещук Е. Б.
Восточный, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2006.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- Multimedia – поддержка предмета: Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. (CD-ROM)
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы |
Тема 1. Изучение природы | 5 | 1 | 2 |
Тема 2. Вселенная | 15 | 2 | 8 |
Тема 3. Земля | 18 | 4 | 6 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 16 | 5 | 7 |
Тема 5. Человек на Земле | 13 | 1 | 5 |
ИТОГО | 67 + 1ч резерв | 13 | 28 |
Резервное время используется для повторительно – обобщающих уроков, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий, компенсирует потерю уроков в каникулярное и праздничное время.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности.
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Способы работы с естественнонаучной информацией.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения.
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Приоритетные направления в преподавании предмета.
В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения выделяются следующие:
● развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;
● формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений и животных своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);
● учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений и животных своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);
● научный метод познания как основная идея интеграции знаний и как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;
● интеграция в курс природоведения элементов информатики (обучение учащихся работе
с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию
их при выполнении заданий по природоведению);
● открытость содержания образования (широкое внедрение в учебный процесс внешкольной информации; обучение приемам работы с естественнонаучной информацией, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе);
● формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);
● усиление в преподавании природоведения роли развивающих, дифференцированных, личностно ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (5 часов)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
- Великие естествоиспытатели.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Плакат: Науки о природе.
Тема 2. Вселенная (15 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
- Глобус.
- Мир в картинках: Космос (фотографии)
- Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.
Практические работы
Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.
Тема 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
- Глобус.
- Физическая карта полушарий.
- Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Практические работы
На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.
На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации:
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Практические работы
Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.
Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.
Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (13 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации
- Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы
- Измерение своего роста и массы тела.
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резерв - 1час.
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
УМК / Литература:
Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001. |
Календарно-тематическое планирование учебного материала курса «Природоведение» в 5 классе на 2012-2014 учебный год 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока по порядку (№ урока по теме) | Разделы и темы | Практичес-кая работа + Т/Р | Д/З Стр. учебника | Дата по плану | Дата факти-ческая |
| Природоведение – комплекс наук о природе. | Записи в тетради, рассмотреть весь учебник | |||
| Науки о природе. | 6-11, с.1 | |||
| Методы изучения природы. | 15-17 | |||
| Оборудование для научных исследований. | №1: Знакомство с оборудованием для научного исследования. | 18-19 | ||
| Великие естествоиспытатели. | 21-22 | |||
| Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную. | 24-25 | |||
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 26-28 сообщение об Аристотеле и Птолемее | |||
| Н. Коперник, его модель Вселенной. | 29-30 | |||
| Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | 30-33 | |||
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | 34-35 | |||
| Планета Земля и ее соседи. | 36-38 | |||
| Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 39-42 | |||
| Небесные тела: астероиды и кометы. | 43-44 | |||
| Метеоры и метеориты. | 45-46 | |||
| Солнце - ближайшая к нам звезда. | 48-49 | |||
| Многообразие звезд. | №2: Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. | 49-50 | ||
| Созвездия. | №3: Нахождение созвездий | 50-51 | ||
| Галактики. Световой год. | записи в тетради | |||
| Далекие миры. Многообразие галактик. | сочинение: Путешествие барона Мюнхгаузена | 51, сочинение | ||
| Обобщение: Что мы узнали о Вселенной. | 52 | |||
| Представления людей о возникновении Земли. | 54-55 | |||
| Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | 56-58 | |||
| Внутренне строение Земли. | 60 | |||
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | №4: Ознакомление со свойствами г.п. и минералов. | 61-62 | ||
| Вещества и явления в окружающем мире. | 64-71 | |||
| Природные явления: Землетрясения. | 72 | |||
| Природные явления: Вулканы и гейзеры. | 73-74 | |||
| Обобщение: Строение Земли. Природные явления. | к/к – сейсмически активные зоны, действующие вулканы. | 75-76 к/к | ||
| Суша планеты. Материки, острова. | Правила заполнения к/к №5: к/к – материки, архипелаги, острова. | 78-79 к/к | ||
| Характеристика природных условий материков. | 80-81 | |||
| Особенности материков планеты Земля. | №6: к/к – крупные вершины, реки, озера. | к/к, с. 84 в. 1-9 | ||
| Атмосфера Земли. | 85-86 | |||
| Погода. Климат. | №7: Описание погоды одного дня | 86-87 | ||
| Ураганы. Смерчи. | 88-89 | |||
| Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | 91 | |||
| Воды суши. | 93 | |||
| Планета Земля как среда обитания живых организмов. | 97-98 | |||
| Уникальность планеты Земля. | 99-100 | |||
| Развитие жизни на Земле. | 102 | |||
| Животные прошлого. | 103-104 | |||
| Живые клетки. Методы их изучения. | №8: Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа. | 107-108 | ||
| Большой мир маленькой клетки. | №9: Рассматрива-ние готовых микропрепаратов клеток. | 110 | ||
| Разнообразие живого на Земле. | 113 | |||
| Одноклеточные организмы. | 114 | |||
| Многоклеточные организмы. Грибы. Растения. | №10: Рассматрива-ние различных групп растений. | 114 | ||
| Беспозвоночные и позвоночные животные. | 115-116 | |||
| Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней. | 118-120 | |||
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. | 121 | |||
| Жизнь на разных материках. | 123-125 | |||
| Природные зоны Земли. | доклады о Р и Ж различных ПЗ | 129-130, сообщения | ||
| Природные зоны Земли. | 131, сообщения | |||
| Растения различных природных зон. | №11. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов. | доклады о животных моря | ||
| Жизнь в морях и океанах. | коллаж: Обитатели Мирового океана | 135-137 | ||
| Обобщение: Жизнь на Земле. | №12. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | 139 | ||
| Происхождение человека. Древние предки человека. | 142-143 | |||
| Первые люди. Жизнь наших предков. | 144-147 | |||
| Обобщение: Происхождение человека. | 148 | |||
| История географических открытий. Открытие Америки. | 149-150 | |||
| Открытие Австралии и Антарктиды. | 150-151 | |||
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | доклады | 152-153, доклады | ||
| Как человек изменил Землю. | 155-157 | |||
| Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | 157-158 | |||
| Жизнь под угрозой. | рис.: Правила поведения в природе | 160-161, рисунок | ||
| Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | 163-165 | |||
| Здоровье человека и безопасность жизни | №13: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи | 166-169 | ||
| Обобщение: Человек на Земле. | 173 | |||
| Повторение: Оболочки Земли. | ||||
68 | Резерв времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению 5 класс...