Конспект НООД по окружающему миру "Где рождается река. Реки Мордовии"
план-конспект по природоведению по теме

Меньшакова Анна Васильевна

Данное занятие формирует понятие о возникновении реки, видах рек, об историческом и современном значении реки в жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НООД по окружающему миру

«Как рождается река. Реки Мордовии».

Программное содержание.

  • Расширить понятия об окружающем мире.
  • Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.
  • Учить находить различия между двумя реками (равнинной и горной).
  • Познакомить с крупными реками Мордовии, их историческом и современном значении в жизни людей.
  • Учить находить реки на карте Мордовии.
  • Расширить и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Рассматривание карты, рассматривание картинок различных водоемов и их обитателей.

Материал к занятию.

Карта Мордовии; проектор, экран, магнитофон; слайды: родника, равнинной и горной рек, широкой и узкой рек, бобра, выхухоли, норки, водоплавающих птиц, белой кувшинки, водяного ореха (чилим), рогоза; рисунки на каждого ребенка с изображением реки и правил поведения возле нее; красный карандаш на каждого ребенка; картинки для игры «Рассели животных».

Ход НООД.

Восп. Дети подойдите все ко мне. Скажите, вы умеете загадывать загадки? (Дети загадывают 2-3 ребенка).

А теперь отгадайте мою загадку.

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река).

Восп. Вы правильно отгадали мою загадку. Садитесь на стульчики. Мы сегодня будем говорить о реках, о воде. Скажите, где можно встретить воду?

Дети. В реке, ручейке, море, океане, пруду, кране и т.д.

Восп. Как называется республика, где мы живем?

Дети. Наша республика называется Мордовия.

Восп. Как вы думаете, в нашей республике есть моря и океаны?

Дети. Нет.

Восп. Правильно, мы далеко находимся от морей и океанов. Какие водоемы у нас есть?

Дети. Озера, пруды, реки.

Восп. Пруды и водохранилища - это искусственные водоемы, их делает человек при помощи сильной техники. А вот реки, озера, болота - это природные источники воды. Дети, а вы знаете, откуда начинается река, где ее начало? (Ответы детей).

Восп. Послушайте загадку.

Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник).

Многие реки берут начало с родников. Родник еще называют ключом (показ слайда). Река может начинаться из болота и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи, ручьи бегут, петляя, по лугам, лесам, собираются, и получается река.

Восп. Скажите, как можно еще назвать реку, сказать ласково?

Дети. Речка, реченька, речушка.

Восп. Ребята, реки и речки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (показ слайдов).

Как вы думаете, какие реки в Мордовии?

Дети. Равнинные, спокойные.

Восп. Да, географическое положение Мордовии таково, что у нас нет гор и реки равнинные.

А кто знает, какие реки протекают по Мордовии? (Ответы детей).

Восп. Всего в нашей республике больше 100 рек и речек. Но самая большая река... Кто знает, как она называется? (Мокша).

Восп. Дети, подойдите к карте. Мокша - начинается в соседней Пензенской области и протекает через всю республику в западной ее части с юга на юго-запад и за пределами республики впадает в реку Ока. Еще одна большая река - Вад. Вад приток Мокши, т.е. течет к Мокше и соединяется с ней. Давайте скажем вместе ПРИТОК. Давайте скажем вместе название притока ВАД (хором и индивидуально). Притоки поменьше: р. Сивинь, Исса, Сатис.

Вторая по величине река - Сура. Она несет свои воды по восточной и юго-восточной части республики.

Давайте скажем вместе СУРА.

Река Алатырь - приток Суры.

Скажите, а как называется город, в котором мы живем?

Дети. Саранск.

Восп. А на какой реке построен Саранск?

Дети. На реке Саранке.

Восп. Молодцы. Дети, давайте поиграем. Если я скажу «ручеек», вы бегите друг за другом змейкой, как ручеек, а если я скажу «озеро», вы быстро делаете круг, взявшись за руки.

Проводится игра «Ручеек и озеро».

Восп. Молодцы, вы внимательно слушали и делали все правильно. Садитесь на стульчики, продолжим занятие. Скажите, как называются крупные реки Мордовии?

Дети. Мокша, Сура, Алатырь, Вад, Инсар.

Восп. На протяжении столетий менялись роль и значение рек в жизни людей.

Раньше эти реки были судоходными. А как вы понимаете это слово? (Ответы детей). Железных и автомобильных дорог не было, поэтому реки были главным способом передвижения. Люди строили свои жилища на берегах рек. В реках было много рыбы, по берегам гнездились птицы, раз реки равнинные по берегам расположены леса, а в лесах было много зверья, люди занимались охотой, а это и мясо, и ценный мех. Мех люди меняли на нужные товары.

Весной в половодье реки выходили из берегов и далеко разливались, неся плодородный ил на луга и поля, помогая вырастить хороший урожай.

На реке Мокше построены такие города как Ковылкино, Краснослободск, Темников и множество сел и деревень.

В наши дни реки имеют другое значение, они обмелели и вода в них не такая чистая. Кто в этом виноват?

Дети. В этом виноваты люди.

Восп. Подумайте и скажите, как сейчас используются реки и другие водоемы? (Предполагаемые ответы детей).

Восп. На некоторых реках построены небольшие электростанции (они вырабатывают электричество). Вода берется для полива полей, на заводы для хозяйственных нужд, для бытового применения в квартирах, и конечно же используя красоту нашей природы люди строят дома отдыха, детские летние лагеря.

А обратно с заводов, ферм, канализации городов грязная вода попадает в природу, в реки. Отдыхающие мусорят, ломают деревья для костров. В реках исчезают некоторые виды рыб, животные, которые живут в водоемах и около них: бобры, выхухоль, речная выдра, норка; птицы гнездящихся по берегам рек; водные растения: белая кувшинка, водяной орех (чилим), сальвиния плавающая.

Игра «Рассели животных».

Восп. Чтобы сохранить богатства наших водоемов, что вы можете сделать?

Дети. Не мусорить на берегах, экономно тратить воду.

Восп. Вы правильно все поняли. А чтобы заводы и фабрики не загрязняли реки, нужно ставить фильтры, строить очистные сооружения.

Восп. А чтобы лучше запомнить, что нельзя делать у реки, давайте нарисуем запрещающий знак для тех людей, которые губят наши реки. Подойти к к столу и нарисуйте запрещающий знак там, где считаете что этого делать нельзя. (Дети подходят к столу и рисуют запрещающий знак).

Восп. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

Дорогие ребята! Берегите воду - важнейший и ничем не заменимый дар природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД детей с ФФНР подготовительной к школе группы "ЗвукС. Игрушки Сони и Сани" Автор : Учитель-логопед Пластинина Л.В.

Вашему вниманию предлагается конспект   НООД   детей с ФФНР подготовительной к школе группы .Автор: Учитель-логопед Пластинина Л.В."Звук С. Игрушки Сони и Сани"Тема:   Звук [ С ]Це...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

конспект урока в 8 классе по теме "Реки и озёра"

Конспект с ипользоанием приёмов технологии развития критического мышления....

Конспект ноод «Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей» с использованием пескотерапии (младшая диагностическая группа

Конспект ноод«Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей»с использованием  пескотерапии(младшая диагностическая группа)...

План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Движение по реке»....

Конспект урока по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)

6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока:  Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...