Главные вкладки

    Научно-методическая статья "Формирование позитивного мышления как технология сохранения психического здоровья учащихся"
    статья по психологии (5 класс)

    статья с конкурса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл научно-методическая статья28.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование позитивного мышления как технология сохранения психического здоровья учащихся (научная статья).

     На новом этапе развития системы образования Российской Федерации  проблема сохранения психического здоровья учащихся и здоровья в целом является достаточно актуальной.   Появляется все больше новой литературы и публикаций по данной теме [3,8] , проводятся исследования, разрабатываются и активно внедряются оздоровительные программы и педагогические технологии в школе. Исходя из этой проблемы в работе педагога – психолога главной задачей  является не только психологическое сопровождение оздоровительного процесса в школе, но и поиск,  разработка и внедрение новых технологий сохранения психического здоровья учащихся.

     Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что современную систему образования можно охарактеризовать как  достаточно стрессогенную для неокрепшей психики ребенка. Поскольку с переходом современной школы на новые стандарты обучения, введением обязательной сдачи ЕГЭ старшеклассниками, переход школы на предпрофильное обучение, внедрение в начальную школу различных экспериментальных программ и направлений развития – все эти инновации в совокупности оказывают негативное влияние на психическое здоровье  всех участников учебно-воспитательного процесса (ученика, родителей, педагогов). Помимо этого, в ситуации экономического и климатического кризиса, а также кризиса в образовании взрослые и дети все больше окружены аурой негативной информации, которой нас щедро осыпают работники телевидения и т.п.   Все эти факторы воспитывают личность с «тревожным мышлением»,  [1] которой свойственно воспринимать окружающий мир в негативном свете [11, С. 112].  

     Социальная значимость проблемы определяется тем, что в настоящий момент все больше идет понимание того, что  школа несет в себе не только образовательную (интеллектуальную) функцию, но и социальную и главная  цель образования заключается в воспитании  социально активного человека и гражданина своей страны. Человека  конкурентоспособного, уверенного в себе и способного нести ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.   Известно, что «…социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ученика» [8, С.77].  К этой точке зрения можно добавить и другую проблему, которая достаточно хорошо освещалась и бурно обсуждается и по сей день  - это проблема  саморазвития ученика, в работах таких психологов как, Д. Б. Эльконин, Эрик Эриксон, Жан Пиаже, Лоренс Кольберг, Роберт Селман, Генри Дюпон, Джейн Ловингер, Роберт Хавигхерст, В.И. Слободчиков, Б.М. Мастеров и др. [13].

     Известный вариант решения данной проблемы базируется на идеях развивающего обучения и системно - мыследеятельностной методологии в образовании. Достоинством такого подхода является то, что данный метод основан на идеях родоначальников гуманистической психологии  К. Роджерса  и А. Маслоу о том, что основу психического здоровья составляет гармоничная структура Я – концепции [6, С. 18]. Что психическое здоровье  заключается в стремлении людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал [8, С. 77].  Недостатком  данной методологии  является то, что используемые в работе психолога технологии (игровые, интерактивные, арттерапевтические и др.) основаны на идеях возрастных новообразований ведущей деятельности ребенка, используемых и по сей день,  в разработке коррекционно-развивающих программ.  Но  такой подход достаточно устарел, т.к. современный ребенок развивается несколько иначе, нежели в то время когда создавались возрастные концепции периодизации развития и теории новообразований. Уже давно известно, что на разных этапах политического и исторического развития государства и общества темпы психофизиологического созревания  ребенка - подростка отличаются, что в первую очередь касается и темпов акселерации и децелерации[2] развития [12]. Современные программы не всегда учитывают этот фактор и в зависимости от того как менялось исторически российское общество и психология вместе с ним и создавались эти программы. Всевозможные развивающие программы развивались именно на пике таких изменений и на данный момент несколько утратили свою актуальность. Но это не значит, что их нельзя использовать. Какие-то практические наработки могут быть очень полезны.  Поэтому предлагаемые в литературе и  интернете  разработанные коррекционно-развивающие программы не всегда работают, т.к. просто не соответствуют возрастным потребностям ребенка. Возможно такая ситуация связана с тем, что внедрение развивающих технологий обучения дали свои неожиданные плоды. Поэтому на данном этапе развития системы образования необходим поиск новых технологий в решении проблемы сохранения психического здоровья учащихся. Решение такой проблемы мы видим через  поиск технологий формирования позитивного мышления  учащихся. Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать, что такая технология возможна и оптимальна в работе психолога с детьми разного уровня развития и на разных этапах развития.  

     Формирование позитивного мышления учащихся – это не абсолютно новая технология. Данная   психокоррекционная технология   базируется на клиент - центрированном подходе известного психотерапевта Карла Роджерса. В этом подходе акцентируется позитивная природа человека, а именно свойственное ему стремление к самореализации [6, С.16]. А также идеях А. Адлера, который подчеркивал, что каждая личность уже в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу [6, С.14].  Тема позитивного мышления на данный момент не столь нова, но очень актуальна. Позитивное мышление (позитивное восприятие) — умение «правильно» смотреть на мир, это высказывания и мышление, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе. О позитивном мышлении писали наши современники, и те, кто жил намного раньше нас. Такие способы жизни, как христианство, буддизм и суфизм, учат человека ориентироваться в жизни на что-то хорошее, на что-то позитивное. О позитивном мышлении можно найти много полезной и интересной литературы. О нем можно прочесть в книгах таких известных и уважаемых авторов, как Дойч, Э. Хейч, Хосе  Сильва и Р. Дилтс, Эмиль Куэ, Сытин, Синельников и многих других. В основе формирования позитивного мышления учащихся лежит позитивный подход к развитию личности  основанный на том, что человек, опираясь на свои сильные качества, совершенствует то качество или ту способность, которая на данный момент больше нужна. Вопреки другому подходу, который призван бороться с недостатками. 

    В исследовании проблемы формирования позитивного мышления мною использовались различные методики изучения эмоционального мира учащихся на разных кризисных этапах ученика: проективные методы диагностики, опросники, анкеты. Начала я с исследования трудностей в работе педагогов, используя составленную мною анкету.  Подводя итоги нашего анализа можно сделать следующие выводы: 1) Завышенные требования к способностям учеников, игнорирование возрастных особенностей формируют негативное отношение к учебе,  и к школе, негативное мышление в целом к себе как к ученику неуспевающему и несоответствующему каким-то параметрам учителя – интеллектуальным и поведенческим.  2) Неадекватная самооценка также  препятствует нормальному, гармоничному и позитивному развитию личности ученика. 3) Эмоциональное неблагополучие на кризисных периодах адаптации  определяют тип мышления ребенка – позитивный или негативный, который и проявляется  в той или иной  степени школьной адаптации или дезадаптации. 4) В старших классах  необходимо формировать у учащихся осознанный, устойчивый, определенный выбор будущего профиля, который бы способствовал формированию позитивной профессиональной и жизненной перспективы учащихся.

    Мною был проведен эксперимент по внедрению технологий формирования  позитивного мышления в рамках разных программ, разработанных  и апробированных в течении всей моей работы в МОУ СОШ №7. Основной метод работы такой технологии базируется на принципе:  у каждого ребенка есть потенциал для развития и позитивное начало. И не важно, какое упражнение используется в работе или методика, важна в первую очередь вера в способности  ребенка.  Результаты получились следующие. В результате  реализации  программы «Информационная работа» для 9-х классов  у большинства учащихся     - 76% девятиклассников самооценка стала более позитивнее.         А  количество старшеклассников с неадекватным уровнем самооценки и мотивацией одобрения сократилось на 34%. Апробация программы «Развитие адаптивных способностей» для учащихся пятых классов дала свои положительные результаты.  У 23% детей снизилась тревожность, у 15%  - повысилась школьная мотивация. Ребятишки стали более увереннее в себе, перестали бояться ситуаций проверки знаний, их адаптация к школе стала более устойчивой и положительной. В целом, у 42% пятиклассников, посещавших занятия наблюдается положительная динамика адаптации к школе, а  у  58% ребят, посещавших занятия по программе «Развитие адаптивных способностей»  не наблюдалось каких-либо изменений.

    В формировании позитивного мышления учащихся не стоит придавать значение только занятиям, необходимо помнить и о  консультировании  родителей и учителей  по проблемам развития ребенка. При консультировании родителей я стараюсь показать им сильные стороны ребенка, формировать у них позитивное восприятие ребенка. Эта задача сложная, но приносящая свои плоды, если удается изменить родительское и учительское отношение к ребенку. Данная технология и система может быть рекомендована всем школьным психологам, но ее использование необходимо  осуществлять в комплексе с другими методами и при согласованном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса.

    Список использованной литературы:

    1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. изд-во Моск. Ун-та, 1976. – 143 с.
    2. Дьюи Д. психология и педагогика мышления. Пер. с анг. Н.М. Никольской. –М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
    3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с. – (Педагогика. Психология. Управление), С. 61).
    4. Леви. В. Л. Искусство быть собой. Кемеровское книжное издательство, 1978.
    5. Майк Джордж. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь.- Москва-Лондон, 1998, С.3),
    6. Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. - 400с.
    7. Одри Рикер. Как на самом деле построить нормальную семью. 6 секретов от психолога с мировым именем / Одри Рикер. – СПб.: Прайм –ЕВРОЗНАК, 2008. -249, [7] с. – (школа успеха).
    8. Оздоровительные технологии в школе / Советова Е.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288, [1] с. – (Здравствуй школа!), С.77).
    9. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997. – 192 с.
    10. Сухарев В.А. психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997. – 416 с.
    11. Тексты по Психофизиологии. Хрестоматия. С.110-116.
    12. Тексты по Психофизиологии. Хрестоматия. С.116-126.
    13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997.
    14. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей, учителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 96с.-ISBN 5 - 7695
    15. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под. Ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с. – ISBN 5-89144-047-4.


    [1] Тревожность. Глава из книги Калаган Г.И., Сэдок Б. ДЖ. Клиническая психиатрия..-Т.1.- М., 1994. - 672с. 

    [2] Возрастная психофизиология. Биологическое созревание и психическое развитие (глава из учебного пособия Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю. введение в психофизиологию.- М., 1997.-240с.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

    Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

    Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"

    В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....

    Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома

    В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....

    Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»

    В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности  с целью психофизической разгрузки....

    Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики

    Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

    Конспект занятие с педагогами по сохранению психического здоровья

    Разработка предназначена для практикующих педагогов -психологов образовательных организаций и центров ППМС. Рассмативаются вопросы самосовершенствования педагогов в контексте актуальности сохранения и...


     

    Комментарии

    Здесь надо сказать: - ВАУ!!! Юльчик молодец, я в восторге! Ты что на сайте живешь?