Программа элективного курса "Это мой выбор!"
элективный курс по психологии (8 класс) на тему
Программа для проведения элективного курса для учеников 8-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
![]() | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора
Педагогическим советом № от
МОУ «СОШ №3»
Протокол № от
Рабочая программа для 8 классов
«Это мой выбор!»
Учитель:
Крюкова Елена Александровна
Педагог-психолог
МОУ «Сланцевская СОШ №3»
г. Сланцы
2011 г.
Пояснительная записка к программе элективного курса «Это мой выбор!»
Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 7- 8 – х классов. Базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.
Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Основные задачи курса:
- сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
- расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
- сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Элективный курс «Это мой выбор!» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 7-8-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
- формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
- принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;
- создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.
По завершении курса учащиеся пишут письменню раоту в форме составления резюме и сочинение «Я через десять лет…».
Содержание занятий
Занятие № 1. Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профотриетационная анкета «Ориентация».
Занятие №2. Выбор и моделирование профессии. Раскрытие понятия «выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.
Занятие № 3. Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии.
Занятие № 4. Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.
Занятие № 5. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда и по характеру труда. Карта интересов Голомштока.
Занятие № 6. Склонности и профессиональная направленность («могу»).
Занятие № 7. Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.
Занятие № 8. Профессиональный тип личности. Опросник профессиональной направленности личности Голланда.
Занятие № 9. Темперамент и выбор профессии. Общая характеристика личности. Учение о темпераменте. Влияние темперамента на выбор профессии. Анкета самооценки типа личности.
Занятие № 10. Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению. Батарея интеллектуальных тестов «КР-3-85».
Занятие № 11. Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что бы быть востребованным специалистом.
Занятие № 12. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе.
Занятие № 13. Профессии «человек-человек». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 14. Профессии «человек – знаковая система». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 15. Профессии «человек – техника». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 16. Профессии «человек – художественный образ». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 17. Профессии «человек – природа». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 18. Профессиональные стереотипы. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.
Занятие № 19. Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии
Занятие № 20. Построение профессиональной перспективы. Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу.
Занятие № 21. Профориентационная игра «Вакансия».
Занятие № 22. Заключительное занятие. Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.
Учебно-тематический план элективного курса «Это мой выбор!»
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Многообразие мира профессий. | 1 |
2. | Выбор и моделирование профессии. | 1 |
3. | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо» | 2 |
4. | Интересы и выбор профессии («хочу») | 2 |
5. | Классификация профессий по. | 2 |
6. | Склонности и профессиональная направленность («могу»). | 1 |
7. | Мотивы выбора профессии. | 1 |
8. | Профессиональный тип личности. | 2 |
9. | Темперамент и выбор профессии | 2 |
10. | Способности и выбор профессии. | 2 |
11. | Социальные проблемы труда («надо»). | 1 |
12. | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 |
13. | Профессии «человек-человек». | 2 |
14. | Профессии «человек – знаковая система». | 2 |
15. | Профессии «человек – техника». | 1 |
16. | Профессии «человек – художественный образ». | 1 |
17. | Профессии «человек – природа». | 1 |
18. | Профессиональные стереотипы. | 1 |
19. | Ошибки при выборе профессии. | 2 |
20. | Построение профессиональной перспективы. | 2 |
21. | Профориентационная игра «Вакансия». | 2 |
22. | Заключительное занятие. | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Список литературы
- Бендюков М.А., Соломин И.Л., Палагин А.А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. – 218 с.
- Бендюков М.А., Соломин И.Л., Степанов А.Н. Ищу работу. – СПб.: Литера плюс, 1995. – 284 с.
- Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. – СПб., 2010. – 42 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение . – М.; Воронеж: Модек, 1996.
- Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Речь, 2003.
- Соломин И.Л. Экспресс – диагностика персонала. – СПб.: Речь, 2008.- 280 с.
Предварительный просмотр:
В жизни воина света всегда есть вторая попытка. Много раз он ошибался, прежде чем нашел Свою Стезю.
Пауло Коэльо
Профориентационный курс
«Это мой выбор!»
ТЕТРАДЬ
Ученика 8__класса
Школы № 3
………………………………………………………………………
(Ф.И.), (год рождения)
- АНКЕТА ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Дата обследования: …………………………….
- Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.
№ | Предмет | Оч. нравится | Нравится | Не нравится | Оч. ненравится |
1 | Математика | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Русский язык | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Литература | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | История | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Обществознание | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | География | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Биология | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Физика | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Химия | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Технология | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Иностранные языки | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Информатика | 1 | 2 | 3 | 4 |
- Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
1 | 2 | 3 | 4 |
А) Начало уч. года
1 | 2 | 3 | 4 |
Б) Конец уч. года
- Как вы собираетесь продолжить свое образование после окончания 9 класса?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А) Начало уч. года
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б) Конец уч. года
- С какой областью вы связываете свою будущую профессию?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какое образование имеют ваши родители?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
- Какие профессии имеют ваши родители?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Если бы вам представилась возможность выбора профильных 10-11-х классов, то какой бы профиль вы выбрали?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
- Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильного 10-11-го класса?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какие факторы могут помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Если бы вам был предоставлен свободный доступ в интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- МЕТОДИКА «ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Дата обследования: …………………………….
Автономность |
| ||||||||
Информированность |
| ||||||||
Принятие решения |
| ||||||||
Планирование |
| ||||||||
Эмоциональное отношение |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | |
- Карта интересов (Мод. Г.В. Резапкиной)
Дата обследования: …………………………….
Ознак-ие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
Углубленное познание | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
Практич. деят-ть | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= |
∑(+)всего = |
|
∑(-) всего = |
|
∑(+) и (-) = |
|
- Методика «Ориентация» (И.Л. Соломин)
Характерологическая анкета
Дата обследования: …………………………….
Тип | Ответ | Сумма + | Сумма х на коэфф. | Тип | Ответ | Сумма + | Сумма х на коэфф. | Тип | Ответ | Сумма + | Сумма х на коэфф. | ||
1 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x3= | 4 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x2= | 6 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x2= | ||
2 | 2 | 2 | |||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | 6 | |||||||||||
7 | 7 | 7 | |||||||||||
8 | 8 | 8 | |||||||||||
2 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x3= | 9 | 9 | ||||||||
2 | 10 | 10 | |||||||||||
3 | 11 | 11 | |||||||||||
4 | 12 | 12 | |||||||||||
5 | 5 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x2= | |||||||||
6 | 2 | ||||||||||||
7 | 3 | ||||||||||||
8 | 4 | ||||||||||||
3 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x3= | 5 | |||||||||
2 | 6 | ||||||||||||
3 | 7 | ||||||||||||
4 | 8 | ||||||||||||
5 | 9 | ||||||||||||
6 | 10 | ||||||||||||
7 | 11 | ||||||||||||
8 | 12 |
- Методика ДДО (Е. А. Климов)
Дата обследования: …………………………….
I (Ч-П) | II (Ч-Т) | III (Ч-Ч) | IV (Ч-З) | V (Ч-Х) | |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |
6а |
| 6б |
| 7а | |
| 7б | 8а |
| 8б | |
| 9а |
| 9б |
| |
10а |
|
| 10б |
| |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а | |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |
16а |
| 16б |
| 17а | |
| 17б | 18а |
| 18б | |
| 19а |
| 19б |
| |
20а |
|
| 20б |
| |
∑ |
|
|
|
|
|
- Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов
Первый ряд | Второй ряд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Тест «Коммуникабельный ли вы человек?»
Да – 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет – 0 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- МДЛ на МкУ Дата……………. МДЛ на МкИН (Элерс)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
| ||||||||
|
- Субтест «Использование предметов»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| ||||
|
|
|
|
|
МДСГ к Р (Шуберт)
- Субтест «Эскизы»
| |||
- Личностный опросник Айзенка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | |||
|
|
|
|
|
|
|
- Тест «Коммуникабельный ли вы человек?»
Да – 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет – 0 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Методика «Корректурная проба» (кольца Ландольта)
Дата обследования: …………………
Подсчет результатов:
1 строка = 11 строка = Общая успешность в %
2 строка = 12 строка =
3 строка = 13 строка =
4 строка = 14 строка =
5 строка = 15 строка =
6 строка = 16 строка =
7 строка = 17 строка =
8 строка = 18 строка =
9 строка = 19 строка =
10 строка = 20 строка =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Мой выбор-мое будущее"
Программа по избирательному праву для учащихся 9 класса....
программа элективного курса по выбору познание мира по картам
программа, тематическое планирование элективного курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238379-1365415577.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-103173-1456482727.jpg)
программа элективного курса "Мой выбор"
Программа расчитана на 34 часа. Цель: помочь подросткам сделать правильный профессиональный выбор и в соответствии с этим выстроить алгоритм действия- профессиональный план....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-847653-1479069503.jpg)
Авторская программа элективного курса по выбору для 9 класса по биологии "Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии"
Данная программа позволяет учащимся 9 классов орпеделиться с выбором будующей профессии, связанной сос знаниями в области биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224468-1363692761.jpg)
Программа элективного курса по выбору по английскому языку для 9 класса «О России с любовью»
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов.Задачами курса являются:воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;освоение знаний о культуре России;формирование ценностных ориентаци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-196583-1540209479.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс
Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11классНазвание курсаЭлективный курс «Профессиональный выбор»Класс 11 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей програ...