Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога-психолога Миназитдиновой Гузель Наисовны
статья по психологии на тему

Миназитдинова Гузель Наисовна

Самоанализ деятельности 2012-2015 годы и планирование на 2015-2020 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение

«Социальный приют для детей и подростков «СемьЯ»

в Бавлинском муниципальном районе»

Индивидуальный план работы на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

педагога-психолога

Миназитдиновой Гузель Наисовны

г.Бавлы

2015-2020 годы

Содержание

1. Анализ деятельности педагога-психолога за 2012-2015 годы

2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год

3. Общественная деятельность.

1. Анализ деятельности педагога-психолога за 2012-2015 годы

Дети, поступившие в социальный приют, имеют в своём анамнезе разные виды депривации и в первую очередь это родительская депривация. Недостаток родительской, особенно материнской, ласки в раннем детстве формирует у них озлобленность, агрессивность и, одновременно, тоску по близкому взрослому, особую ранимость. Поэтому создание домашнего уюта, доброжелательного микроклимата, возможность неформального общения со взрослыми – это одна из важнейших задач реабилитационной деятельности учреждения.

Каким бы ни был замечательным приют, все дети ходят иметь свою семью, об этом они рассказывают во время психологических занятий или во время спонтанно выстроенных бесед. Свои реальные и выдуманные семьи ребята рисуют во время диагностических процедур. Да, многие из них, пройдя реабилитацию, возвращаются в родную семью, некоторые обретают приемных родителей, но есть и те дети, которые имеют лишь маленькую толику надежды на перспективу усыновления или ухода в приемную семью, особенно дети в подростковом возрасте. К таким детям требуется особое внимание со стороны всех сотрудников приюта.

Если рассматривать психологическое сопровождение воспитанников, то оно начинается с момента поступления, так в первые дни проживания ребенка проводится психологическая диагностика, включающая в себя различные методы: наблюдение, беседа, проективные методики, тестовые опросники, компьютерный вариант цветового теста Люшера.

По полученным результатам решается вопрос о необходимости психологического сопровождения и его траектории. Даются рекомендации воспитателям, заполняются психологические блоки ИПР воспитанника.

Учитывая специфику учреждения, психологическая служба организована по групповому принципу. Составлен график занятий для малых групп воспитанников, так же с воспитанниками проводятся индивидуальные занятия – консультации, диагностические процедуры.

Наши воспитанники это дети с непростыми судьбами, девиантное поведение которых, является следствием условий их жизнесуществования. И поэтому в психологическом сопровождении важную роль играют психопросвещение и психопрофилактика. Данные направления реализуются через клубную деятельность и представляют собой мероприятия, включающие в себя просмотр и обсуждение спектаклей, фильмов, видеосюжетов, активные методы обучения (сюжетно-ролевые игры, дискуссии, моделирование ситуаций), элементы тренинга. Следует отметить эффективную помощь видеоматериала по программе «Будущее детей в наших руках», подготовленного Общественным фондом «Азамат» в партнёрстве с Центром «Акме» в рамках проекта, поддержанного грантом ОАО «РИТЭК» в Республике Татарстан.

Развивающее направление деятельности психологической службы приюта строится на методах резонансного сотворчества и арт-терапии. При реализации, которого основной упор делается на продуктивные виды творчества (бумажная пластика, лепка, конструирование, рисование, аппликация, работа с природным материалом). Причем основной упор делается на бумажное творчество, так как фантазия ребенка безгранична и при умелом направлении воображения ребенка, при умении построить последовательность операций в работе с бумагой, можно достичь больших результатов в его личностном развитии.

Почему именно бумага? Во-первых, бумага обладает большим количеством свойств. Она пластична, удобна в применении. Во-вторых, имеется большое количество видов бумаги – цветная бумага, картон белый и цветной, калька, бумага бархатная, гофрированная и т.д. Это разнообразие позволяет выполнить практически любую задумку ребенка. В-третьих, существует множество техник обработки бумаги: вырезание, моделирование, конструирование, складывание. Особое значение имеют обрывная и деформационная техники обработки бумаги, так как данные техники позволяют снять ситуативную тревожность и агрессивность ребенка.

При продуктивной деятельности происходит активное использование имеющегося опыта детей (интеллектуального, творческого, социального), а так же включается зона ближайшего развития ребенка, стимулируемая совместным творчеством со взрослым на самостоятельную деятельность ребенка. Учитывая значимость мелкой моторики дошкольника и учащихся младших классов для интеллектуального их развития, на занятиях используются пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, способствующие развитию умственных способностей и межполушарному взаимодействию.

Стоит отметить положительный коррекционно-развивающий эффект таких методов, как: сказко-терапия, игротерапия, песочная терапия и возможности релаксации сенсорной комнаты, и способствующие развитию координации движений - тренажеры «Педало». Воспитанникам всех возрастов нравятся различные модификации тренажеров этой серии, дети с удовольствием тренируют свой вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и самое важное – учатся поддерживать друг друга, и совместно слажено действовать, так как некоторые модели тренажеров рассчитаны на парную и групповую деятельность.

Таким образом, психологическое сопровождение воспитанников приюта является одной из составных частей общей цели нашего учреждения: реабилитация детей попавших в сложную жизненную ситуацию.

2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год

Любая профессиональная деятельность предполагает рост специалиста как профессионала и как следствие повышение качества его деятельности. Современный профессиональный мир психологов предлагает огромное количество новых диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических методов, консультативных подходов.

Конечно, приветствуется непосредственное участие в мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации, однако в век компьютерных технологий можно многое открыть для себя и дистанционным способом. Так, например, Педагогический университет издательства «Первое сентября» на протяжении многих лет проводит дистанционное обучение по разным проблемам педагогики и психологии, так же университет предлагает модульные курсы по проблемам инклюзивного образования и навыкам профессиональной и личной эффективности. В 2015-2016 учебном году мною подана заявка на курсы по проблемам: «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога», объем 72 часа и «Психологические факторы школьной успешности», объем 36 часов. В профессиональном развитии важно не только повышение уровня образования, но и обмен опытом. Активно участвую на семинарах и мастер-классах, посещаю вебинары, общаюсь с коллегами на образовательных сайтах и Интернет психологических клубах, публикую свои результаты профессиональной и творческой деятельности в средствах массовой информации на страницах своего сайта, планирую активный обмен опытом и в дальнейшем. Так, в первом номере 2016 года Журнала «Здоровье детей» издательского дома «Первое сентября» планируется публикация пьесы «Черта».

Одним из направлений деятельности педагога-психолога является психодиагностика. Эффективность данного направления зависит от наличия современного, профессионального психодиагностического арсенала. На рынке профессиональных психологических услуг много фирм предлагающих свои психодиагностические методики, одни из старейших фирм - «Иматон», «Амалтея», «Эффектон». Учитывая необходимость обновления и пополнения психодиагностического арсенала, запланировано приобрести комплекты данных фирм.

Анализируя эффективность коррекционо-развивающего направления деятельности педагога-психолога и результативность методов арт-терапии и резонансного сотворчества, пришли к необходимости сведения наработанного материала в коррекционно-развивающую программу, ее апробацию, рецензирование, утверждение, внедрение в практику и распространение опыта работы.

Качество деятельности педагога-психолога зависит и от наличия, укомплектованности, оформления и эргономичности рабочего кабинета, комнаты психологической разгрузки. В нашем учреждении есть и рабочий кабинет и комната психологической разгрузки, однако рабочее состояние оборудования не отвечает требованиям времени и нуждается в замене и дополнениях, так в 2016 году запланировано приобретение материала и изготовление оборудования «Сухой душ». Ремонт релаксационного кресла-мешка, приобретение песочницы и кинетического песка.

При проведении профилактической деятельности часто использую видеоматериалы и презентации. Просмотр и обсуждение фильмов дает ребятам возможность получить навыки публичных выступлений, умение излагать свои мысли и слушать других. Конечно много стимульных материалов в пространствах Интернета, однако работа над сценарием, участие в съемке и монтаже фильма дает ребятам новый опыт позитивно окрашенной активности. Поэтому планирую создать с воспитанниками социальные и профилактические ролики на различные актуальные темы. Тем самым апробировать авторскую профилактическую программу «Хочу жить среди добра, благополучия и безопасности».

3. Общественная деятельность.

Человек существо социальное, от его жизненной позиции зависит многое происходящее в собственной жизни и в обществе. Моё жизненное правило «Если не я, то кто же!», потому веду активную общественную деятельность участвуя в мероприятиях социального приюта, отделов социальной защиты, образования, культуры Бавлинского муниципального района, являюсь членом общества инвалидов, клуба любителей поэзии «Вдохновение», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Бавлинском исполнительном комитете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Cовременный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность ос...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

   Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. С...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя русского языка и литературы

Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняучителя русского языка и литературы...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

  Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратег...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернзация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень проф...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня методиста по учебным дисциплинам Миргалиевой Гузель Наилевны

В плане определены основные напрвления работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня методиста по учебным дисциплинам, а именно: физическая культура, ОБЖ, технология, музыка...