Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
рабочая программа по психологии на тему

Инклюзивное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Инклюзивное образование128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Булгакова Ирина Ивановна

(МБОУ КСОШ  №32, с. Красная Поляна, Ростовская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной  сельской школе

по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов тьютеров, социальных педагогов,  реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

03-2014 Булгакова

2014 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3-6

Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе……………………………………..7-13

  1. Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»……………………………………………7-12
  1. Анализ состояния работы со здоровыми детьми  в условиях перехода  к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе……………………………………………………………………...13-13

Глава II. Организация  психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной  сельской школе ……………………………………14-21

2.1.  Направление деятельности психолога по организации  сопровождения здоровых  детей в условиях перехода к инклюзивному образованию  в сельском ОУ……………………………………………………………………………….14-16

2.2. Формирование  у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования…………………………………………………………………….17-21

Заключение ……………………………………………………………………22-23

Список литературы ……………………………………………………………24-25

 

Введение

   Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных

и инвалидов, которые практически не имели возможности получить

образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их

не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями

в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения  в т.ч. и в

образовании. Значительное число их обучается в условиях специального

(коррекционного) образовательного учреждения,  в котором созданы

необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и

лечения, коррекции имеющегося  дефекта, реабилитации и социальной

адаптации.

         В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к

обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение

детей с различными возможностями во все аспекты жизни школьного

учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все

остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства школьного

учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без

исключения, ценить и уважать различия.

 Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к

обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного

образования. Независимо от социального положения, физических и умственных

способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому

ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в

получении адекватного уровню его развития образования.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного

доступа к получению того или иного вида образования и создание

необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без

исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних

учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического

статуса родителей, психических и физических возможностей.  

Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов,

необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых

вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект:

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует

научиться успешно решать проблемы:

- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь

возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь

доступ к обучению совместно с обычными детьми;  

  Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных

учреждениях.  

В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми

сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки

коммуникации.  

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение

навыков и достижений.  

Актуальность данной темы  заключена в том, что дети с особенностями

развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении

образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями

оптимальные условия обучения.

         Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить,

что это не только создание технических условий для беспрепятственного

доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные

учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который

должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому я  считаю, что в школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.  

 Цель работы - организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной  сельской школе.

Задачи:

  1. Проанализировать  нормативно- правовую  базу  в области образования  детей с ограниченными возможностях здоровья в Российской Федерации.
  2. Проанализировать состояния готовности  школьников к обучению с детьми-инвалидами в сельской общеобразовательной школе.
  3. Определить основные направление деятельности психолога по организации  сопровождения здоровых  детей в условиях перехода к инклюзивному образовательному пространству.
  4.  Разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения   у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования через взаимодействия диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, просветительского направления деятельности, совершенствовать систему просвещения родителей.

Методы исследования- анализ, наблюдение, тренинги и др.

Практическая  значимость работы заключается в том, чтобы показать администрации сельской общеобразовательной школы возможные пути разрешения проблем, возникающих в процессе  организации инклюзивного образовательного пространства в сельской школе.

 

Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе

  1. Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

· международные;

· федеральные;

· правительственные;

· ведомственные;

· региональные.

Международная:

1.  «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной

Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

2.  «Декларация  ООН  о  правах  инвалидов»,  провозглашена

резолюцией  3447  (XXX)  Генеральной  Ассамблеи  от  9  декабря

1975 года.

3.  «Всемирная  программа  действий  в  отношении  инвалидов»,

принята 3 декабря 1982 года.

4.  «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня

1990 года.

5.  «Всемирная  декларация  об  образовании  для  всех»,  принята

в Джонтьен, 1990 г.

6.  «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для

инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от

20 декабря 1993 года.

7.  «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7–10 июня 1994 г.

8.  «Дакарские  рамки  действий»,  приняты  Всемирным  форумом

по образованию в 2000 году.

9.  «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.Федеральное законодательство.

Федеральная:

1.  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» -

Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

2.  «О порядке и условиях признания лица инвалидом» – Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления правительства РФ от 07.04.2008 № 247). 211

3.  «Индивидуальная  программа  реабилитации  ребенка-инвалида,  выдаваемая  федеральными  государственными  учреждениями

медико-социальной экспертизы». Приложения № 2 и № 3 к приказу

Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  РФ  от

4.08.2008 г. № 379н.

4.  «Об утверждении классификаций и критериев, используемых

при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными  государственными  учреждениями  медико-социальной

экспертизы»  – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535).

5.  «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 10.07.1992

№ 3266-1 (ред. от 27.12.2009).

6.  «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

7.  «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья» – Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.).

8.  «Концепция модернизации российского образования на пери-

од до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря

2001 г. № 1756-р).

9.  «О  концепции  интегрированного  обучения  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (со  специальными  образовательными  потребностями)  –  Письмо  Минобразования  РФ  от 16.04.2001 № 29/1524-6.

10.  «Об  интегрированном  воспитании  и  обучении  детей  с  отклонениями  в  развитии  в  дошкольных  образовательных  учреждениях»  –  Письмо  Минобразования  РФ  от  16  января  2002  года

№ 03-51-5ин/23-03.

11.  «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» – Постановление Правительства Российской

Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666.

12.  «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» – Письмо Минобразования РФ от 30 мая

2003 г. № 27/2887-6.212

13.  «Об  организации  работы  с  обучающимися,  имеющими

сложный  дефект»  –  Письмо  Минобразования  РФ  от  03.04.2003

№ 27/2722-6.

14.  «Об  утверждении  положения  о  психолого-медико-педагоги-

ческой комиссии» – Приказ Министерства образования и науки РФ

от 24 марта 2009 года № 95.

15.  «О  психолого-медико-педагогическом  консилиуме  (ПМПК)

образовательного учреждения) – Письмо Министерства образования

Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).

16.  «О  создании  условий  для  получения  образования  детьми

с ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми-инвалида-

ми» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008

№ АФ-150/06.

17.  «Об утверждении Единого квалификационного справочника

руоводителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – Приказ

Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18.  «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1.

19.  «Методические рекомендации о деятельности 10–12 классов

в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII

вида с углубленной трудовой подготовкой» – Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6.

20.  «Об утверждении формы документов государственного образца  об  основном  общем,  среднем  (полном)  общем  образовании

и  документов  об  окончании  специальной  (коррекционной)  обще-образовательной школы VIII вида, специального (коррекционного)

класса общеобразовательного учреждения» – Приказ Министерства

образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17  ноября  2005  г.

№ 281.

21.  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

22.  «О  совершенствовании  комплексной  многопрофильной

психолого-педагогической  и  медико-социально-правовой  помощи обучающимся,  воспитанникам»  (вместе  с  «Методическими  рекомендациями  по  расчету  бюджетных  ассигнований  на  оказание

государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на  основе  государственного  (муниципального)  задания»)  –  Письмо  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 24 сентября 2009 г.

23.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.

Документы правительства Российской Федерации.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 200 года «О национальной доктрине образования в  Российской Федерации»;

- Конвенция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г. №103-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года №175.

Выводы – стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования, а также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов, детей с ОВЗ и успешную их социализацию.

Региональное законодательство.

-Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей –инвалидов реализуемого подведомственным Минобразования Ростовской области учреждениями»;

- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области, министерства здравоохранения Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, главного управления МВД России по Ростовской области 22.01.2013/05.02.2013/14.02.2013/06.02.2013/ № 32/122/123/112 «Об организации деятельности ПМПК по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2013 г.»;

Муниципальное законодательство.

Договор о взаимодействии территориальной ПМПК с социально-психологической службой ОУ, по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.

  1. Анализ состояния работы со здоровыми детьми  в условиях перехода  к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе.

В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

 Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.

Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие:

  • увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в массовой школе расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей;
  • здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить;

Глава II. Организация  психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной  сельской школе

2.1.  Направление деятельности психолога по организации  сопровождения здоровых  детей в условиях перехода к инклюзивному образованию  в сельском ОУ.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей инвалидов я считаю  возможным организовать с включением элементов тренингов, деловых игр.

 Логично выстроить структуру тренингов в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия Другого.

В рамках данного блока я считаю, что нужно  придерживаться подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Суть позиции безусловного положительного отношения состоит в том, что вероятность продвижения человека вперед увеличивается, если он испытывает чувства безопасности и свободы. Человекоцентрированный подход предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к Другому. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

Безусловное принятие предполагает в частности принятие как «хороших» (позитивных, зрелых, просоциальных) переживаний и чувств, так и «плохих» (болезненных, продиктованных страхом, инфантильных, асоциальных) фрагментов эмоционального опыта другого, как стабильных и последовательных проявлений, так и его нестабильности и непоследовательности.

Безусловное позитивное принятие означает проявление заботы о Другом человеке, но такой заботы, которая не является опекой. Это забота, сохраняющее за человеком возможность оставаться автономным, она не посягающая на его собственный опыт, его собственные переживания и чувства.

К. Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания Другого, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться.

Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

При ведении просветительской работы со здоровыми детьми необходимо, определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях; разъяснить, какие бывают инвалиды, в чем их различие; рассказать о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; использовать имитацию, когда сами дети в игровых упражнениях делают то, что и инвалиды; вести уроки с инвалидами.
На занятиях  использовать интерактивные методы обучения, такие, как: игры, моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности, показ видеофильмов, конкурсы. В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. А при создании определённых условий эти возможности возрастают и различия стираются.

  1. Формирование  у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования

Ниже представлены упражнения, которые я  использую  для работы со здоровыми детьми в рамках «Подготовки  учащихся массовой общеобразовательной школы к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию».
- Общение-это…… (упражнения «Передай другому», «Что помню?», «Спина к спине», «Пересказ текста» и т. д.) ;

- Понимание (упражнения «Экстрасенс», «Враг-друг», «Как дела?», «Контрабандисты», «Объясняю –понимай!», «Передача чувств», «Эмоциональные загадки», «Чувства животных»);

- Неверные средства общения (упражнения «Сидящий и стоящий», «Спиной друг к другу», «Вместо ссоры – помирились», «Мостик дружбы», «Моя проблема в общении»);

- Упражнение-разминка «Карандаши»,

- Упражнение «Нобелевская премия»;
- Упражнение «Паутина предрассудков»;

- Игра «Неведомые миры»;
- Упражнение «Войди в роль инвалида»;
- Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»;
- Знакомство с притчей и её обсуждение;
- Упражнение «Цветик-семицветик»;
- Упражнение «Законы жизни»;
- Упражнение «Инвалидное кресло»;
- Упражнение «Барьеры»;
- Упражнение об отношениях и осведомлённости;
- Упражнение о значении (силе) слова;
- Упражнение «Слепой, глухой, немой»;
- Упражнение «За кругом»;
- Упражнение «Взаимодействие»;

- Упражнение «Я — особенный»;

Достаточно  важно  при  переходе  к  инклюзивному  образованию,  на

мой  взгляд,  организовать  работу  не  только  с  педагогами,  детьми,

администрацией  учебного  заведения,  но  и  с  родителями.  Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы позволяют

утверждать,  что  в  сопровождении  нуждаются  родители  детей  обеих

категорий  -  и  здоровых  детей,  и  детей  с  особыми  образовательными

потребностями.  

Можно   выделить  следующие  основные  принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:  

  рекомендательный характер советов сопровождающего;

  приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;  

  непрерывность сопровождения;

  мультидисциплинарность  (комплексный  подход)  сопровождения:

согласованная  работа  «команды»  специалистов,  проповедующих

единые  ценности,  включенных  в  единую  организационную  модель  и

владеющих единой системой методов.

    Наиболее  приоритетными  направлениями  работы  с  родителями  в

настоящее  время  считаются  круглые  столы,  семинары,  подготовка  и

распространение буклетов, оформление стендового материала.  

    Родители  здоровых  детей  часто  высказывают  опасения  в  том,  что

развитие  их ребенка может задерживаться  присутствием  тех, кто  требует

значительной  поддержки.  Важным  при  работе  с  данной  категорией

родителей  я  считаю  донести  уже  накопленный  опыт,  доказывающий,

что  успеваемость  здоровых  детей  не  становится  хуже,  а  часто  их

показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом

классе массовой школы.

    Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл

занятий, направленных на развитие толерантности. В работе с родителями

здоровых  детей  нужно  придерживаемся  подхода,  определяющего

толерантность  как  сознательное  допущение  субъектом  чего-либо,  что  им

не  одобряется;  как  добровольное  воздержание  от  учинения  препятствий

осуждаемому  «другому»  при  условии,  что  у  субъекта  есть  возможность

оказать  ему  сопротивление,  есть  власть  помешать  свободному

самовыражению «другого»; как уважение и признание равенства, отказ от

доминирования  и  насилия,  признание  многомерности  и  многообразия

человеческой  культуры,  норм  поведения,  отказ  от  сведения  этого

многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки

зрения.  

  Основная  цель  занятий  -  формирование  установок  понимания  и

принятия  чужого  мнения,  умение  проявлять  эмпатию,  элементарно  

налаживать  контакты.  Тренинговые  упражнения,  наполняющие  данный

блок,  направлены  на  решение  следующих  задач:  осознание  собственной

уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства,

эмоции,  действия,  отношение  других  людей;    овладение  умением

сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного

общения.

Основная цель совместных занятий - дать родителям ответ на вопрос

«что  такое  инклюзивное  образование».  Считаем  целесообразным

организовывать  совместную  работу  с  родителями  обоих  категорий  детей

по следующему алгоритму:  

1.  Просветительский блок:  

а) информационный  блок  –  призванный  дать  родителям  ответ  на

вопрос  «что  такое  инклюзивное  образование»,  его  основные  принципы,

каковы  особенности  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья;

преимущества  инклюзии  детей  с  нарушениями  здоровья,  возможные

трудности и проблемы;  

б) законодательный  блок  –  позволяющий  родителям  получить

информацию  о  правах  детей  вообще  и  правах  инвалидов  в  частности,  о российском  и  международном  законодательстве,  обеспечивающем  право на равный доступ детей к образованию; о том какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему инклюзивного образования, какая роль отводится родителям, а какая - самим детям, через какие  инстанции нужно  пройти ребенку, чтобы попасть в общеобразовательное заведение, как выстраивается график занятий ребенка и какие условия создаются для того, чтобы ребенку  было комфортно в школе.  

2.  Так  называемый  психологический  блок  –  призванный  помочь

родителям  и  «больных»  и  «здоровых»  детей    решить  проблемы  и

трудности психологического характера:  

а) разрушение  барьеров,  стереотипов  –  предполагает  рассмотрение

существующих  стереотипов  в  отношении  людей  с  инвалидностью  и

подходов  к  пониманию  проблем  инвалидности;  выработку  основных

направлений по разрушению барьеров;

б) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении  ведения

переговоров  с  представителями  органов  образования  и  школьных

администраций;

3.  Блок обмена опытом:  

а) совместное  обсуждение  опыта  зарубежных  стран  по  внедрению

инклюзивного образования;  

б) совместное  обсуждение  проблем  и  трудностей,  с  которыми

пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию;  

в) совместное обсуждение конкретных примеров – историй о детях с

инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах.  

Совместные  занятия  позволят  реализовать  основной  принцип

инклюзии  «Другой  –  не  значит  плохой!»  и  защитить  права  детей  с

ограниченными  возможностями  на  равный  доступ  к  образованию  и

общению  со  сверстниками.  Работа,  построенная  подобным  образом,

поможет родителям лучше понимать проблемы детей, а родителям детей-

инвалидов  избавиться  от  чрезмерной  опеки  над  ними,  поскольку  дети

становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Заключение

Переход к инклюзивному образованию - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Предложенная  система  психолого-педагогического  сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечить позитивное развитие личности ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде.

  Таким  образом,  деятельность  сопровождения позволяет решить вопрос комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в общеобразовательных  учреждениях.  

  Уже  сейчас  интегрированные  (инклюзивные)  формы  образования  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  активно внедряются в практику работы нашего образовательных учреждения.  Разрабатывается  программа  «Уроки  доброты».  Причем,  в  ее  содержание и организацию заложены возможности в интерактивных формах  проводить  уроки  доброты  со  всеми  участникам  образовательного процесса без ограничения возраста. «Уроки доброты» должны  стать  основой  для  подготовки  учреждения  к  приему  детей-инвалидов. Их освоят профессиональные участники образования, а в дальнейшем их смогут проводить и сами ребята, и волонтеры, и родители. Наша работа в образовательном  учреждении  направлена на формирование понимания того, что инклюзия и интеграция в целом ряде случаев является необходимым условием для дальнейшей социализации и независимой жизни детей-инвалидов.

Однако есть и проблемы. Они связаны и с подготовкой педагогических кадров в плане расширения знаний учителей по специальной  психологии и лечебной педагогике, и с подготовкой родительской общественности по вопросам толерантности и нравственного воспитания. И, конечно, с подготовкой ребенка-инвалида и его семьи к поступлению в общеобразовательное учреждение.

Сегодня мы признаем, что далеко не всех детей можно обучать

в общеобразовательных школах, поскольку не готова образовательная среда и не всем детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам это показано.

Именно такой подход поможет нашим детям  и детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам реализовать весь свой потенциал.

   Я  уверены, что каждодневная забота о детях, понимание и тепло по отношению к ребенку и его семье, способны творить чудеса.

  Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом пути мы – взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудрее и добрее.

Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми!

Литература

  1. Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество об-

разования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality).

2.  Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006).

3.  Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-М., Ака-

демия. 2001.

4.  Ямбург Е.А. Школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы

и практическая реализация. – М., 1996.

5.  Кузнецова Л.В., Феофанов В.Н. Психологическое здоровье педагога как

фактор  эмоционального  благополучия  учащихся // Профилактика  кризис-

ных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального

поведения. Материалы Круглого стола факультета психологии, социальной

медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассо-

циации предупреждения суицидов (IASP), М., 2009, стр. 5–18.

6.  Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции деятельности у детей.  –

М., 1978.

7. Показатели инклюзии /практическое пособие/ Москва, РООИ Перспек-

тива, 2008. – 124 с.

8.   Социально-педагогическая интеграция. Первые шаги: толерантность –

объединяем усилия. – М.: Теревинф, 2001. – 140 с.

9.    Романов П. Политика инвалидности: социальное гражданство инва-

лидов в современной России. /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. – Саратов:

Научная книга, 2006. – 260 с.

10 .С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции. 1995, Москва .

  1.  Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
  2. Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
  3. Интернет ресурсы.
  1. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc
  2. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php
  3. http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir
  4. http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php
  5. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php
  1. Брызгалова  С.О.  Разработка  муниципальной  модели  интегрированного  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  на  основе  системно-комплексного  подхода.  –  Екатеринбург, 2007.

15. Голикова  Т.А.  Инклюзивное  образование:  опыт,  проблемы,  поиски  [Электронный  ресурс].  2.

http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106

16. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 1. – М., 1996.  3.

17. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 2. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной площадки «Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе»

Настоящая программа определяет миссию школы как образовательного учреждения, предоставляющего каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации своих индивидуальных способностей, мотиво...

«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...

Программа Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий, место проведения Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года, организо...

Перспективы развития инклюзивного образования

В данном разделе представлены материалы, публикации, презентации,  нормативно-правовые документы по инклюзивному образованию,  созданию специальных образовательных условий, необходимых ...

Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

постараемся выделить особенности  построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....

«Кохлеарная имплантация как перспектива развития инклюзивного образования».

Как известно, КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в ком-муникативных целях. Поэтому, после проведения первой нас...

Технологическое образование в современной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы развития

Технологическое образование в современной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы развития...