Главные вкладки

    Основные направления психологической коррекции и развития личности подростков
    статья по теме

    Французова Олеся Александровна


    В статье приводятся ключевые аспекты содержания  психологической коррекции и развития личности подростков, осуществлямые практическими психологами образования (основные направления, методы, приорететные задачи) с позиции отечественной психологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

    Психологическая коррекция и развитие личности – важное и ответственное направление практической деятельности педагога-психолога. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели здоровой личности. В работе психолога образования, по словам И.В.Дубровиной, коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогический воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии учащегося [3].

    Психологическая коррекция включает:

    • оказание психологической помощи и поддержки учащимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
    • индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;
    • содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • осуществление коррекции асоциального поведения учащихся.

    Существует большое разнообразие методов психологической коррекции: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, тренинг поведения, когнитивную терапия, развитие саморегуляции, эмоционально-волевая тренировка, методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения, психогимнастика и др. Выделяют такие направления коррекции школьников: коррекция познавательных способностей или умственного развития, коррекция готовности к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности, коррекция поведения, личностное развитие.  

    Эффективной формой профилактики, коррекции и развития в подростковом и юношеском возрасте являются группы личностного роста. Тренинг ориентирован на психологические задачи самоопределения молодых людей в трех основных сферах: половой  (половая идентификация), возрастной (чувство взрослости) и социальной (социальный статус). Группы личностного роста дают возможность апробировать и частично реализовать основные потребности этого возраста: в активности, безопасности, привязанности, успехе, самореализации и развитии собственного «Я». В ходе тренинга используются разнообразные упражнения-испытания: адаптационные упражнения (разминка), сюжетно-ролевые игры, телесно-ориентированные упражнения, психологические практикумы, проективные тренинги, упражнения на быстрый отдых,  упражнения на новый сенсорный опыт, на интенсивное физическое взаимодействие, упражнения на личностную лексику и внимательность.

    Важно, чтобы коррекционная работа педагога-психолога строилась не как набор отдельных упражнений по усовершенствованию психической деятельности, не как простая тренировка умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

    И.В.Дубровина подчеркивает, что задачей практического психолога является создание условий для более полного личностного роста. Психокоррекционые приемы должны основываться на естественных силах психического развития. Такими силами являются деятельность студента и система его отношений. В психокорреции следует использовать те виды деятельности  и те системы отношений, которые являются значимыми для студентов, по отношению к которым имеются эмоционально насыщенные переживания [3].

    По мнению Н.С.Пряжникова, педагогу-психологу важно уделять внимание следующим направлениям работы со студентами.

    1. Коммуникативные проблемы – изменение стереотипов поведения, развитие навыков межличностного и делового общения, развитие новых типов отношений равноправия и сотрудничества.
    2. Проблемы самооценки – развитие уверенности в себе, коррекция повышенной эмоциональной напряженности или излишнего конформизма, эмоционально-волевая тренировка.
    3. Проблема профессионального самоопределения и профессиональной адаптации – коррекция готовности к обучению и повышению своего профессионального уровня, эмоциональная регуляция поведения, развитие профессионально-важных качеств, активизация процесса профессионального самоопределения [1].

    В процессе профессионального и личностного самоопределения педагогом-психологом осуществляется  профориентационная помощь. Она включает в себя: профессиональное информирование и просвещение, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование, профотбор, помощь в трудоустройстве. На первом этапе работы - информационно-просветительском - психолог может сообщить нужную информацию, провести ее анализ, объяснить способы самостоятельного получения необходимой информации. Решение психодиагностических задач предполагает как определение личностных особенностей молодых людей, так и помощь в процессе самопознания. Психолог может также помочь, осуществляя морально-эмоциональную поддержку самоопределяющемуся юноше. Профессиональная консультация предполагает также помощь в формировании и корректировке жизненных и профессиональных планов, в процессе принятия решения и осуществления выбора. Важнейшим итогом профориентационное помощи является не только содействие конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы.

    Список литературы

    1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.
    2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М.: 1994. – 480с.
    3. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия , 1998 г. - 128 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.

    В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

    Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

    Основные направления психологической подготовки в спорте

    Социализация личности в спортеОбеспечение командной деятельностив спорте...

    Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

    Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

    Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»

    Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...