Главные вкладки
Как лучше запомнить материал?
статья по психологии по теме
Данный материал может быть использован как в работе с суворовцами во время развивающих занятий, индтивидуальных консультаций, так и в работе с родителями и воспитателями в процессе психологического информирования. В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным. Рассматриваются способы запоминания на основе использования естественных связей, использования логических связей, привнесения искусственных связей, осознанного направления внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.57 КБ |
![]() | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
ВИДЫ ПАМЯТИ
По времени сохранения материала
1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.
2. Кратковременная память. Это способ хранения
информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.
Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.
4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.
5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
По преобладающему анализатору.
- Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
- Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
- Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
- Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
- Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.
По характеру участия воли
- Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
- Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
По различной степени осмысленности
- Механическая.
- Логическая.
СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ
В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.
1. Использование естественных связей:
- смежность,
- сходство,
- контраст.
2. Использование логических связей:
- группировка, классификация,
- составление плана,
- схемы, рисунки, графики,
- ритмический ряд.
3. Привнесение искусственных связей:
- метод рассказа,
- «метод мест»,
- рисунок,
- «вешалка» – опорное слово (понятие),
- словесных посредников.
4. Вызвать интерес:
- эмоциональная окраска информации,
- интересные ассоциации,
- создание установки, целесообразность,
- связь с прошлым и известным,
- практические действия, активная работа с материалом.
Особенности запоминания
Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.
- В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
- При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
- При запоминании эффективным является образное представление материала.
- Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
- Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
- Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
- Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.
Предварительный просмотр:
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
ВИДЫ ПАМЯТИ
По времени сохранения материала
1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.
2. Кратковременная память. Это способ хранения
информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.
Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.
4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.
5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
По преобладающему анализатору.
- Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
- Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
- Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
- Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
- Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.
По характеру участия воли
- Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
- Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
По различной степени осмысленности
- Механическая.
- Логическая.
СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ
В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.
1. Использование естественных связей:
- смежность,
- сходство,
- контраст.
2. Использование логических связей:
- группировка, классификация,
- составление плана,
- схемы, рисунки, графики,
- ритмический ряд.
3. Привнесение искусственных связей:
- метод рассказа,
- «метод мест»,
- рисунок,
- «вешалка» – опорное слово (понятие),
- словесных посредников.
4. Вызвать интерес:
- эмоциональная окраска информации,
- интересные ассоциации,
- создание установки, целесообразность,
- связь с прошлым и известным,
- практические действия, активная работа с материалом.
Особенности запоминания
Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.
- В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
- При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
- При запоминании эффективным является образное представление материала.
- Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
- Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
- Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
- Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по шахматам и ИЗО с использованием компьютерных технологий. Для детей 5 лет Знакомство с шахматной фигурой «король», c...

Данная консультация содержит следующую информацию для родителей и учителей:алгоритм запоминания словарных слов;способы, облегчающие запоминания словарных слов;способы запоминания и проверки словарных ...

сценарий внеклассного мероприятия, посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда....

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

История героя Великой Отечественной войны Рогозина Петра Егоровича, которую бережно хранит его семья, и передает из поколения в поколение....