Главные вкладки

    Как лучше запомнить материал?
    статья по психологии по теме

    Французова Олеся Александровна

    Данный материал может быть использован как в работе с суворовцами во время развивающих занятий, индтивидуальных консультаций, так и в работе с родителями и воспитателями в процессе психологического информирования. В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным. Рассматриваются способы запоминания на основе использования естественных связей, использования логических связей, привнесения искусственных связей, осознанного направления внимания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?

    Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    ВИДЫ ПАМЯТИ

    По времени сохранения материала 

    1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.

    2. Кратковременная память. Это способ хранения

    информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.

    Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.

    4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

    5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    По преобладающему анализатору. 

    • Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
    • Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
    • Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
    •  Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
    • Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.

    По характеру участия воли

    • Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
    • Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

    По различной степени осмысленности 

    • Механическая.
    • Логическая. 

    СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.

    1.   Использование естественных связей:

    • смежность,
    • сходство,
    • контраст.

    2. Использование логических связей:

    • группировка, классификация,
    • составление плана,
    • схемы, рисунки, графики,
    • ритмический ряд.

    3. Привнесение искусственных связей:

    • метод рассказа,
    • «метод мест»,
    • рисунок,
    • «вешалка» – опорное слово (понятие),
    • словесных посредников.

    4. Вызвать интерес:

    • эмоциональная окраска информации,
    • интересные ассоциации,
    • создание установки, целесообразность,
    • связь с прошлым и известным,
    • практические действия, активная работа с материалом.

    Особенности запоминания

    Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.

    • В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
    •  При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
    • При запоминании эффективным является образное представление материала.
    •  Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
    •  Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
    • Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
    •  Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.



    Предварительный просмотр:

    КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?

    Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    ВИДЫ ПАМЯТИ

    По времени сохранения материала 

    1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.

    2. Кратковременная память. Это способ хранения

    информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.

    Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.

    4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

    5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    По преобладающему анализатору. 

    • Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
    • Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
    • Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
    •  Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
    • Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.

    По характеру участия воли

    • Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
    • Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

    По различной степени осмысленности 

    • Механическая.
    • Логическая. 

    СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.

    1.   Использование естественных связей:

    • смежность,
    • сходство,
    • контраст.

    2. Использование логических связей:

    • группировка, классификация,
    • составление плана,
    • схемы, рисунки, графики,
    • ритмический ряд.

    3. Привнесение искусственных связей:

    • метод рассказа,
    • «метод мест»,
    • рисунок,
    • «вешалка» – опорное слово (понятие),
    • словесных посредников.

    4. Вызвать интерес:

    • эмоциональная окраска информации,
    • интересные ассоциации,
    • создание установки, целесообразность,
    • связь с прошлым и известным,
    • практические действия, активная работа с материалом.

    Особенности запоминания

    Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.

    • В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
    •  При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
    • При запоминании эффективным является образное представление материала.
    •  Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
    •  Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
    • Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
    •  Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

    Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

    Консультация для родителей "Проблема: не могу запомнить словарные слова!"

    Данная консультация содержит следующую информацию для родителей и учителей:алгоритм запоминания словарных слов;способы, облегчающие запоминания словарных слов;способы запоминания и проверки словарных ...

    Запомни, этот город - ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы!"

    сценарий внеклассного мероприятия, посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда....

    Как лучше запомнить изучаемый материал

    Как запомнить изучаемый материал...

    Урок мужества «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди – ленинградцы!»

    Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

    Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

    История героя Великой Отечественной войны Рогозина Петра Егоровича, которую бережно хранит его семья, и передает из поколения в поколение....