Главные вкладки

    Статья по психологии на тему:
    Психологическое консультирование в суворовском военном училище

    Французова Олеся Александровна

    Приведены особенности и  наиболее частые виды консультативных бесед, осуществляемые педагогом-психологом в суворовском военном училище.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

    В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

     

    Психологическое консультирование способствует психологической поддержке воспитанникам, обучающимся в суворовском военном училище при решении различного рода проблем, основываясь на индивидуальном дифференцированном подходе. Это непосредственная работа, направленная на помощь в процессе адаптации к условиям обучения в училище, установления дружественных взаимоотношений в коллективе, в процессе самоопределения, профессионального и личностного становления суворовцев.

    Процесс психологического консультирования включает несколько стадий. Во время первой встречи происходит определение основной темы, круга трудностей и вопросов.  Р. Кочунас отмечает необходимость обратить внимание на понимание сути проблемы,          на «вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные           с ней трудности и сопутствующие факты» [2, С.84]. На втором этапе происходит оценка проблем психологом на основе полученной информации из различных источников: от самого суворовца, от воспитателей, преподавателей, а также результатов психодиагностических исследований. На следующем этапе консультирования происходит диалог психолога с суворовцем, во время которого могут применяться следующие техники: постановка вопросов для побуждения к самоанализу, ободрение и успокаивание, отражение содержания высказываний путем перефразирования и обобщения, отражение чувств, паузы молчания, предоставление информации, интерпретация, конфронтация, эмоциональная вовлеченность и самораскрытие воспитанника. На завершающем этапе происходит структурирование, предполагающее обсуждение результатов и формулировка выводов.

    В настоящее время в практической психологии большое распространение получил системный подход (Г. Бейтсон, В. Сатир, Б. Хеллингер), обуславливающий направленность деятельности педагога-психолога на создание условий для гармоничного и целостного развития личности обучающегося. Решение проблемы в рамках психологического консультирования, по мнению С.В. Петрушина, заключается в том, чтобы организовать перевод конфликтных отношений «субличностей», противоречие между различными потребностями, мотивами, целями человека в сотрудничающие, восстановив его целостность [5]. С.В. Петрушин предложил метод резонансного консультирования, согласно которому      в результате диалога психолога и клиента, «резонансного контакта» осуществляется совместная психологическая работа по решению проблемы.

    На первом этапе помогает «перенести проблемы клиента из субъективной                    в объективную реальность» - из внутреннего конфликта во внешний конфликт с психологом, поскольку «внешние сложности человека с людьми – это суть его внутренних противоречий». Для этого педагог-психолог должен обладать развитым самосознанием, эмоциональной устойчивостью, умением диагностировать состояние обратившегося за помощью суворовца. Затем психолог «берет на себя одну из сторон конфликта и через эту психодраму вступает в контакт с человеком». Он «поворачивается к клиенту той гранью, которую тот не принимает в себе и побуждает все-таки встретиться с ней». Такое может произойти в форме неожиданных вопросов, предложений выполнить то или иное действие. На третьем этапе происходит «возвращение в субъективную реальность субличностей клиента, но с уже изменившимися взаимоотношениями. Исцеление – это восстановление внутренней целостности личности, перестройка отношений между внутренними частями личности из конфликтных в сотрудничающие» [5, С.65-68].

    В психологическом консультировании психолог может опираться на теории и подходы определенных психокоррекционных направлений,  для каждого из которых характерны специфические методические приемы. Однако, на наш взгляд, проведение педагогом-психологом военного училища психологического консультирования, связанного   с глубокими личностными изменениями, затруднительно в силу взаимосвязи деятельности психологической службы с учебно-воспитательным процессом. Наиболее целесообразной формой индивидуальной работы является консультативная беседа по вопросам профессионального и жизненного самоопределения, формирования структуры ценностных ориентаций, личных перспектив, помощи в адаптации к учебному процессу, преодолению трудностей в межличностном  общении. Как отмечает Р.В. Овчарова, консультативная беседа является одной из распространенных форм консультирования в образовательном учреждении [4]. Беседа позволяет сохранять естественность ситуации, что облегчает поддержание контакта с воспитанником. Во время беседы педагог-психолог может лучше узнать особенности личности суворовца, его проблемную ситуацию; может дать необходимую информацию об особенностях обучения, построения дальнейшей военной карьеры, психологических закономерностях; оказать психологическую помощь, показав условия и возможности развития.  

    Приведем наиболее частые виды консультативных бесед, осуществляемые педагогом-психологом в суворовском военном училище. Общей задачей во время проведения психологического консультирования является помочь воспитаннику проанализировать возникшую проблему и определить возможные выходы из нее.

    Беседы с целью помощи суворовцам  в адаптации к учебному процессу. Содержанием такой беседы становиться оказание помощи в вопросах взаимоотношений        с однокурсниками, преподавателями, воспитателями, в вопросах обучения, трудностях при изучении определенных дисциплин, учебной мотивации. Педагог-психолог может проинформировать об особенностях учебного процесса в училище, помочь скорректировать нарушения адаптации и личностных дисгармоний путем изменения поведенческих стереотипов, мешающих оптимальному взаимодействию с окружением; а также мобилизовать скрытые психологические ресурсы, позволяющего ему самостоятельно решать возникшие проблемы. Если у воспитанника возникают трудноразрешимые конфликтные ситуации, то педагог-психолог, придерживаясь этических принципов, может обсудить данные проблемы на совещаниях курса; провести индивидуальные беседы с классными руководителями, воспитателями, преподавателями, суворовцами; организовать совместную беседу участников конфликта, направленную на поиск оптимального решения.

    Беседы по результатам психодиагностики. Педагог-психолог во время беседы может информировать суворовца о его психологических особенностях с целью более полного проявления сильных сторон его личности.

            Беседы с воспитателями и преподавателями. Часто такие беседы носят неформальный характер, что позволяет установить атмосферу доверия и сотрудничества, необходимые для формирования готовности совместно решать возникшую проблемную ситуацию. Следует отметить, что беседы педагога-психолога со своими коллегами могут проводиться не только с целью нахождения оптимальных решений в сложившейся затруднительной ситуации, но и с целью оказания психологической поддержки самим сотрудникам, позволяя «выговориться» и эмоционально поддержать друг друга.

            Беседы с родителями. Присутствуют следующие беседы педагога-психолога              с родителями: по запросу со стороны руководства училища, по возникшим проблематичным ситуациям у суворовцев, индивидуальная беседа, совместные беседы вместе со своим ребенком, преподавателем или воспитателем. Совместно с родителями педагогом-психологом обсуждается проблемная ситуация, определяются сильные стороны личности воспитанника, формулируются  приемлемые решения в сложившейся ситуации, определяются направления дальнейшей работы.

            Беседы с суворовцами по вопросам профессионального и личностного становления. По словам Н.С. Пряжникова, профессиональное и личностное самоопределение можно рассматривать как единый процесс нахождения смысла своей жизни молодым человеком [6]. Поэтому  проблемы профессионального и личностного становления были объединены в одну группу. Во время таких бесед педагог-психолог может повысить общую психологическую грамотность в затруднительных для суворовца  вопросах, дать необходимую информацию о дальнейшем обучении, вариантах построения военной карьеры, особенностях юношеского возраста как этапа личностного становления.  Затем воспитанник определяет направления своего дальнейшего развития как личности и как профессионала: ставит ближние и дальние цели, задачи, условия их осуществления,  перечисляет необходимые для этого ресурсы, личные качества и способности, возможные трудности и способы их преодоления. Важным является формирование ответственного отношения суворовцев к своей жизни. Этому способствуют  дискуссии, активизирующие вопросы, обсуждение жизненных примеров, художественной литературы, фильмов, в которых рассматриваются проблемы поиска смысла жизни человеком.

    Беседы с суворовцами по вопросам трудностей в межличностном общении. Психолог информирует об особенностях мировоззрения, ценностей людей различного возраста; выявляет неадекватные установки, стереотипы, мешающие оптимальному взаимодействию; показывает возможности установления нового типа отношений, основанного на доверии, сотрудничестве, признании ценности другого; расширяет представления суворовцев об окружающем его мире.

    Поскольку консультативные беседы требуют глубокого самораскрытия, необходимо позаботиться об условиях их проведения: отделить беседу от учебного процесса, заранее назначить время, обеспечить комфорт  и конфиденциальность,  создать атмосферу доверия и взаимопонимания. Однако в особых случаях, например, при выявлении фактов совершения насилия, использования наркотических веществ, суицидных намерениях, агрессивных действиях, целесообразно нарушить конфиденциальность и принять срочные меры.

    Приведенные виды консультативных бесед пересекаются и дополняют друг друга, выполняя как психодиагностические, так и психокоррекционные задачи. При этом педагог-психолог часто выступает как посредник между образовательным учреждением и между воспитанником как личностью; между ним и другими суворовцами; между ним и преподавателем; между самим подростком как суворовцем и как личностью. Также он выполняет и две роли: как психолог он оказывает психологическую поддержку воспитаннику в решении его проблемных ситуаций, как педагог он направляет и активизирует дальнейший образовательный процесс воспитанника.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Просвящение, 1984.
    2. Кочунас Р. Основы психологического консультирования/ Пер. с лит. – М.: Академический Проект, 2000.
    3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.,  - М.: УРАО, 1999.
    4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
    5. Петрушин С.В. Резонансное консультирование (консультант-центрированный подход): Учебное пособие. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.
    6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

    В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

    СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ

    В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательн...

    Инновации в информационно-образовательном пространстве Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

    Выступление на II региональном семинаре учителей информатики и ИКТ общеобразовательных учреждений Ульяновской области "Инновационные педагогические технологии в IT-образовании"...

    Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

    Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

    Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

    О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского во...

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

    I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

    К 60-летию Санкт-Петербургского/Ленинградского суворовского военного училища. История ПМК (кафедры) иностранного языка "Как быстро летит время.

    В своей статье автор рассказывает об истории ПМК (кафедры) иностранных языков за 60 лет. Автор по крупицам собирал матерал, встречался с ветеранами кафедры, использовал свой личный архив. С любовью и ...