ТРУДНОСТИ КОХЛЕАРНО ИМПЛАНТИРОВАННОГО РЕБЕНКА
элективный курс

Козлова Людмила Васильевна


материал из лекций курсов повышения кваллификации педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

В последнее время среди детей с ограниченными возможностями здоровья

обозначилась особая категория - это дети с выраженными нарушениями слуха после

кохлеарной имплантации (КИ). Такие дети появились в разных регионах России, и их

количество увеличивается с каждым годом. Кохлеарная имплантация –это современный

прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет

принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития,

положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной

социальной адаптации.

В настоящее время, когда в образовании происходят значительные изменения,

кохлеарная имплантация становится очевидным условием инклюзивного обучения детей с

нарушениями слуха, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет

открыть для них иные образовательные перспективы.

Вместе с тем, сама по себе операция по вживлению импланта останется только

уникальным методом хирургического вмешательства, если не будет организована

огромнейшая работа по абилитации глухого человека, включающая и медицинский, и

коррекционно-педагогический блок. Иными словами, для исполнения программы

реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха необходимы квалифицированные

специалисты различного профиля.

В данной статье мы акцентируем внимание педагогической общественности на

проблемах коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста,

перенесшим КИ.

По мнению ведущих специалистов Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и

речи, цель абилитации ребенка раннего младшего дошкольного возраста после

кохлеарной имплантации -развитие способности понимать, говорить и общаться с

помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом [1, с.26].

Для этого необходимы следующие условия:

наличие речевой среды;

регулярные занятия со специалистами (сурдопедагогом и логопедом);

обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных естественных

ситуациях общения.

Если малыш растет и воспитывается в семье слышащих, а, следовательно, и

владеющих речью взрослых, то и речевая среда после кохлеарной операции возникает для

него как бы автоматически. Но при этом большое значение для преодолений последствий

дефицитарного развития имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, -уход,

отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также его

собственная активность в различных видах его деятельности.

Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к

длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий

имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами является одним из

основных показаний к кохлеарной имплантации. (Согласно письму Минздрава РФ от 15

июня 2000г. No2510/6642 -32 «О внедрении критериев отбора больных для кохлеарной

имплантации, методик предоперационного обследования и прогнозирования

эффективности реабилитации имплантированных больных»).

Однако, как выясняется, сравнительно небольшая доля родителей активно

участвует в коррекционно-образовательном процессе своих детей. И нередко низкий

уровень общего и речевого развития имплантированного ребенка обусловлен отсутствием

ранней коррекционной работы с ним и, в первую очередь, педагогической запущенностью

по вине родителей. Многие мамы и папы, нацеленные на кохлеарную имплантацию,

пассивны, безынициативны, отстранены в вопросах воспитания и обучения детей с

нарушениями слуха. Они долгое время пребывают в ожидании «чуда», бездействуют и

возлагают свои надежды только на врачей, считая, что операция сразу решит все

проблемы ребенка с нарушенным слухом и откроет ему прямой путь к обучению в

массовой школе. Таким образом, родители порождают слухоречевую депривацию

ребенка, искусственно задерживают его в развитии, упускают драгоценное время. А в

дальнейшем оказывается, что коррекционно-педагогическая работа после кохлеарной

имплантации на начальном этапе реабилитации имеет менее выраженный эффект, чем

ожидалось, и, кроме того, растянута по времени.

Именно поэтому основной задачей работы специалистов с родителями

имплантированного ребенка является разъяснение сути кохлеарной имплантации и

обучение родителей умению использовать любую ежедневную ситуацию для развития у

ребенка речи [1, с.8].

Важным этапом реабилитационной работы после кохлеарной имплантации

является оказание коррекционно-педагогической помощи имплантированным детям. И

ведущими направлениями здесь будут формирование и развитие слухового восприятия, и

формирование и развитие устной речи.

Успешность коррекционно-развивающей работы определяется различными

факторами, важнейшие из которых следующие:

–качество настройки кохлеарного импланта;

–условия восприятия звуков (поскольку ребенок с кохлеарным имплантом испытывает

трудности при обучении слушать в шумных помещениях);

–возможность слушать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);

–организация условий для развития речевых навыков в ситуациях общения: взрослый-

ребенок, ребенок-ребенок, взрослый–дети;

–наличие позитивного опыта слухового восприятия и общения;

–состояние соматического и психического здоровья ребенка;

–участие в процессе оказания специальной помощи близких людей;

–наличие квалифицированных специалистов-педагогов, владеющих методикой обучения

детей после КИ.

Нужно признаться, что педагогическая общественность в большинстве своем на

сегодняшний день не готова к коррекционной работе с данной категорией детей.

Воспитатели и логопеды дошкольных общеобразовательных учреждений с

большой неохотой и осторожностью принимают этих малышей. Педагогам не хватает

специальных знаний и практических навыков, учителям-логопедам нужна методическая

помощь специалистов, например, сурдопедагогов. И, наконец, расширение теоретических

и методических знаний по проблеме требуется самим сурдопедагогам, сопровождающих

имплантированных детей. В связи с этим актуальным становится вопрос об организации

повышения квалификации педагогов [3].

Тем временем, поток имплантированных детей дошкольного возраста с годами

увеличивается, что, в общем-то, не может не радовать, но при этом им требуется

качественная реабилитация в специально созданных условиях. Разработка

индивидуального образовательного маршрута ребенка после кохлеарной имплантации

входит в компетенцию специалистов психолого-медико- педагогической комиссии

(ПМПК) по работе с детьми, имеющими нарушения слуха. В каждом конкретном случае

команда медиков и педагогов оценивает уровень общего развития ребенка, состояние его

здоровья, определяет уровни развития слухового восприятия и речи, потенциальные

возможности ребенка, зону его ближайшего развития. На основании комплексной,

всесторонней и достоверной диагностики развития ребенка определяются оптимальные

условия его обучения и воспитания, рекомендуется соответствующая программа

дошкольного образования и вид дошкольного образовательного учреждения.

К большинству детей дошкольного возраста данной категории целесообразно

применять логопедические технологии, рассматривать и оценивать их как детей с

тяжелыми нарушениями речи. Своевременно попадая в адекватные условия воспитания и

обучения, находясь в среде говорящих сверстников, дети при повторном обследовании на

ПМПК демонстрируют хорошую динамику психического и речевого развития, что

подтверждает правильность выбранного для них образовательного маршрута.

Эффективность метода кохлеарной имплантации очевидна и бесспорна.

Как конечный результат коррекционно-педагогической работы с дошкольниками

после КИ можно считать подготовку таких малышей к обучению в общеобразовательной

среде. В ходе коррекционно-образовательного процесса у них формируются виды речевой

деятельности: слушание, обеспечивающее восприятие и понимание звучащей речи, и

говорение на основе умения использовать средства языка в устной речи в соответствии с

условиями общения. Однако педагогам специального (коррекционного) образования

предстоит решить ряд задач, прежде чем идея инклюзивного обучения детей с

нарушенным слухом станет реальностью с определенным выше результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Трудности в обучении учащихся и общении с ребенком"

Презентация помогает учителю проанализировать  психологические особенности учащихся, испытывающих трудности в обучении, и,возможно, перестроить свою деятельность....

Ваш ребенок испытывает определенные трудности с концентрацией внимания?

Ваш ребенок испытывает определенные трудности с концентрацией внимания?Существуют специально-разработанные упражнения. Упражнение “Слон”.Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вп...

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

Как заниматься с ребенком после кохлеарной имплантации.

Неправильно предполагать, что глухой человек,  который получил кохлеарный имплант, автоматически способеннаучиться слушать и говорить.   Необходимо систематическим образом научить имплантиро...

Статья "Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Статья охватывает основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, рассказывает о трудностях, возникающих на пути его воспитания и социализации....

Открытое занятие учителя-дефектолога(сурдопедагога) с ребенком после кохлеарной имплантации в третьем периоде реабилитации. Тема "Общение"

Индивидуальное занятие с кохлеарно имплантированным ребенком. Имплантирован (поздно) в постлингвальном периоде.  Процесс реабилитации осуществляется в условиях ограниченного речевого общения (шко...

ТРУДНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР), В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В презентации представлены современные проблемы, которые возникают в семье ребенка с нарушением речи, обучающегося в школе. Рассмотрены взаимоотношения ребенка и родителей, воспитывающих ребенка с ТНР...