Главные вкладки

    Рекомендации для учеников "Что делать, если тебя дразнят по фамилии?"
    консультация по психологии на тему

    Григорьева Вероника Александровна

    Рекомендации для учеников, подверженных буллингу со стороны одноклассников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации педагога-психолога учащимся, которых обзывают в классе

    Как можно и нужно реагировать на обзывание:


    1) Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: "Баран, баран!" - зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: "Меня вообще-то Кириллом  зовут. А ты разве меня звал?"

    2) Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку". Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

    3) Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?". Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: "Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить". Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

    4) Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: "Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть".

    5) Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием "брать на слабо". При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что "трус", "размазня" и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих "хлюпиком" и "трусом". Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. 
    Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

    6) Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
    Когда в шестом классе произошла очередная драка и завуч спросила:"Ну почему вы деретесь?!" - один из драчунов ответил: "А он меня дразнит. Обзывает "береза лысая"! У мальчика была фамилия Березин, а у его противника - сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба. И завуч в сердцах воскликнула: "Ну и ты его дразни, говори - "Коба лохматая"! Зачем драться-то?!"
    Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

    7) Отговориться. Согласно наблюдениям М.В. Осориной, для 5-12-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

    Вот примеры отговорок:
    "Черная касса -
    ключ у меня,
    кто обзывается -
    сам на себя!"


    "Шел крокодил,
    твое слово проглотил,
    а мое оставил!"

    "Кто обзывается - сам так называется!"

    "- Баран! 
    - Приятно познакомиться, а меня Кирилл зовут".


    Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился

    Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

    Рекомендации для родителей " Что делать, если ..."

    Советы родителям, как вести себя, если ваш ребенок агрессивен или рассеян....

    Рекомендации родителям. Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?

    Рекомендации родителямЧто делать, если вы подозреваете,что ваш ребенок употребляет наркотики?...

    Что делать, если тебя дразнят

    В данной презентации представлен материал, который поможет выяснить причины таких постпуков у подростков и найти выход из создавшейся ситуации....

    Что делать, если тебе одиноко?

    Рекомендации для подростков, как найти выход из ситуации одиночества....

    Статья "Что делать, если тебя обижают одноклассники". Рекомендации.

    Рекомендации подростку, испытывающему сложности в отношениях с группой одноклассников. Для оформления стенда....