Понятие моральных оснований и ценностных ориентаций молодежи
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Сотникова Лилия Сергеевна
Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм и ценностей дестабилизирует общество и ставит целый ряд проблем перед процессом социализации подрастающего поколения. Человек отходит от сознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалиями современного российского общества стали рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни и другие.
 
В воздействии на молодое поколение таких мощных мезофакторов, как средства массовой коммуникации (интернет, телевидение, кино, печать, радио), с помощью которых осуществляется распространение знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм, к сожалению, преобладает негативная составляющая.
 
На микроуровне неблагоприятная социальная ситуация развития (семья, школа и другие агенты социализации) нередко формирует объектную внутреннюю позицию молодежи, характерезующуюся неразвитостью субъектных свойств личности (субъекта самосознания, общения, деятельности). Эти характеристики коррелируют со слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между нравственным сознанием и поведением.
 
Таким образом, сочетание внешних и внутренних факторов создает многочисленные трудности на пути нравственного развития молодого поколения, которые приводят к недостаткам в различных видах деятельности, отклонением в поведении и социальных взаимодействиях, деформации личности в целом.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Понятие моральных оснований и ценностных ориентаций молодежи

В психологии проблема морали традиционно рассматривается в русле различных психологических направлений. Существуют различия в понимании моральных оснований у зарубежных и отечественных психологов. Проблема моральных оснований в зарубежной психологии наиболее полно представлена в рамках трех психологических направлений: психоаналитического, бихевиористического и когнитивного. В психоаналитическом направлении анализируется регулятивная функция морали, которая внешние требования проецирует во внутренний план. Моральное развитие понимается в психоаналитическом подходе как адаптация ребенка к нормам и требованиям общества. В бихевиористическом направлении при исследовании проблем нравственного поведения значение внутренних психических процессов не учитывается. Акцент смещается на исключительную формирующую роль внешнего окружения, среды. По мнению Г. Айзенка, нравственное поведение относится к разряду условных рефлексов, где стимулом может выступать страх на определенные действия и ситуации. Нарушение ребенком социально желательных, моральных норм влечет за собой наказание, которое ощущается как страх и боль.  Б.Ф. Скиннер считал, что нравственное поведение, как и любое другое, есть результат научения, в основе которого лежит оперантное обусловливание, а оно, в отличие от классического, где стимул предшествует реакции, есть нечто большее, чем реакция. Это один из механизмов поведения, процесс, который следует за реакцией. Он также отмечал, что процесс научения осуществляется при помощи системы подкрепления. Нежелательные формы поведения тормозятся за счет наказания, а желательные поддерживаются за счет вознаграждения. Таким образом, в бихевиористическом направлении не учитывается значение внутренних психических процессов. Основным фактором развития морали выступает внешняя среда. Полезные навыки упражняются, чтобы они могли превратиться в привычки. В когнитивном направлении рассматривается проблема развития нравственного сознания, взаимосвязь развития интеллекта и формирования нравственных убеждений. Ж. Пиаже выделял особенности развития и функционировании морального сознания и связал их с поэтапным формированием познавательных способностей ребенка. Интеллектуальный рост, по мнению Ж. Пиаже, происходит в соответствии с двумя принципами: адаптацией и организацией. Адаптация к требованиям окружения, в свою очередь, состоит из двух процессов, которые должны находиться в равновесии: ассимиляции (усвоение внешних событий и преобразование мысленного события или мысли) и аккомодация (приспособление мысленных структур к новым аспектам мысленного окружения). [Ж.Пиаже] Второй принцип интеллектуального роста – организация – это структурирование, усложнение и интеграция разума. Таким образом, происходит не только воспроизведение объекта, но и сам субъект изменяется через познавательную деятельность. Анализ поэтапного развития морального сознания ребенка предложен

Ж. Пиаже в работе «Нравственные суждения ребенка». Ученый, изучая отношение детей к правилам игры, а также с помощью разработанного им метода клинической беседы, выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) и стадия автономной морали (этика сотрудничества). Такая форма морального сознания объяснялась Ж. Пиаже эгоцентризмом мышления ребенка, когда существует смешение собственной точки зрения и мнения другого. Таким образом, на данной стадии понимание морали носит абсолютный, жесткий характер, правила являются неизменными, а наказание неизбежным, причем оценка моральности поступка производится в соответствии с тем, что запрещено. На следующей стадии развития морального сознания дети узнают, что правила не абсолютны и их можно, изменить по общему согласию.

В отечественной психологии понятия мораль и нравственность разграничиваются. Мораль – это норма, форма внешнего побуждения к определенному поведению и контроль над ним, а нравственность – их реализация в поведении людей, форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценке. Поведение, которое соответствует моральным стандартам только по своим результатам, не затрагивая внутреннего мира личности, не считается нравственным. Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрете конкретных поступков. Именно поэтому мораль имеет свое выражение в моральном законе, который предписывает конкретные нормы поведения.

Литературный анализ выявляет неоднозначность в определении терминов «ценности» и «ценностные ориентации».

С точки зрения Г.М.Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. . Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность. А. Н. Леонтьев говорит о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет их с ценностными образованиями, задающими основу личности.

По мнению М. С. Яницкого, система ценностных ориентаций определяет жизненную перспетиву, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и становится психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

Таким образом, что моральные представления и ценностные ориентации – это основа знаний, складывающиеся из его потребностно мотивационных установок на нормы и правила поведения человека в обществе, выполнение которых зависит от привычек соблюдения моральных требований, невыполнение которых приводит к нравственным переживаниям, выражающихся в нравственных чувствах, определяемых волевыми и характерологическими свойствами личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

"Ценностные ориентации современной молодежи в условиях образовательного учреждения пансионного типа".

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изм...

Ценностные ориентации современной молодежи.

Многие задают вопрос, а что же такое ценность? Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это устойчивое социальное обусловленное избирательно...